Инклюзивное обучение (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


В этом учебном году в нашем классе два ученика с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). Это меня озадачило, что надо знать, как строить урок, какие задавать домашние задания?

Во-первых, я ознакомилась с личным делом обучающихся. Виды обучения были разные:

7.1

5.1

Задержка психического развития
Выражается в недостаточности общего запаса знаний,
ограниченности представлений,
незрелости мышления,
малой интеллектуальной целенаправленности,
преобладании игровых интересов,
быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Тяжелая речевая патология
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия.
При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Затем необходимо пройти курсы повышения квалификации. На платформе «1 сентября» я выбрала:

  1. «Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ» (Автор Кутепова Е.Н.)
  2. «Основные педагогические технологии инклюзивного образования» (Автор Самсонова Е.В., Хотылева Т.Ю.)
  3. «Приложения Google - эффективные инструменты при дистанционном обучении детей с ОВЗ. Практические советы» (Автор Язенина О.А.)

Следующим шагом было изучение статей педагогов-практиков, которые советовали:

  1. Поддерживать уверенность в своих силах ребенка, хвалить.
  2. Дать некоторое время для обдумывания вопроса.
  3. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, дать возможность ответить его через некоторое время.
  4. Использовать зрительные опоры на уроке (картины, схемы, таблицы, рисунки, сказки…).
  5. Проводить почаще физминутки.
  6. Помнить: темп подачи учебного материала - спокойный, ровный, медленный, с многократным повтором основных моментов.
  7. Применять карточки-задания.

Для каждого обучающегося составила адаптированную программу на учебный год.

Особое внимание уделяю детям с ОВЗ при проверке домашнего задания, на контрольных работах. Привожу примеры карточек.

Карточки для проверки домашнего задания на уроке окружающего мира по теме «По морским просторам» 4 класс, УМК «Перспектива»

Для ребенка с видом обучения 7.1

Для ребенка с видом обучения 5.1

Выбери правильные ответы.

1. Озеро Байкал - самое

  • глубокое озеро
  • мелкое озеро

2. Каспийское море - это

  • море
  • озеро

3. В озёрах добывают

  • много рыбы
  • полезных ископаемых

4. В Тверской области есть красивое озеро

  • Ладожское
  • Селигер

Допиши предложения.

1. Самые крупные озёра России - ________________________

2. Самое глубокое озеро России (и всего мира) - ______________

3. В Тверской области самое красивое озеро - _________________________

4. В озёрах добывают _________________________

Карточки для проведения контрольного диктанта по русскому языку

Для ребенка с видом обучения 7.1

Для ребенка с видом обучения 5.1

Беда.
... Ярко … весеннее солнце. В ельнике ... Подул лёгкий ... В воздухе чувствовался ... Загорелась ... Это … опасность ... Занялись… Вот … пламени ...

(!!! Ребёнок не пишет 2-3 последних предложения.)

Слова для справок:
ясный день, весеннее солнце, лёгкий ветерочек, чувствовался, не затушили, опасность, подобрался, нижние, муравейник, тяжёлые, струйкой, выносливые муравьи, птицы, отметины, будет зализывать

Карточки для проведения контрольной работы по математике.

Для ребенка с видом обучения 7.1

Для ребенка с видом обучения 5.1

№1. Реши задачу.
В первый магазин привезли 5 ящиков яблок, а во второй 4 таких же ящика. Всего в оба магазина привезли 171 кг яблок. Сколько кг яблок было в одном ящике?
1) +
2) :
Ответ: … кг.

(№3. Не выражения в 3-4 действия, а отдельные примеры : 517 - 309, 624 : 2

№4. Проще или отсутствие задания.)

№1. Реши задачу.
В первый магазин привезли 5 ящиков яблок, а во второй 4 таких же ящика. Всего в оба магазина привезли 171 кг яблок. Сколько кг привезли в первый магазин и сколько во второй?
1) +
2) :
3) * 5
4) * 4
Ответ : … , … кг.

(№3. Меньше примеров. №4. Проще задание.)

Результаты радуют:

Ребёнок с видом обучения 7.1

Ребёнок с видом обучения 5.1

Меньше допускает ошибок в работах.
Домашние работы стали аккуратнее.
Чаще поднимает руку.
Не боится выходить отвечать у доски.
Успеваемость повысилась.

Чаще поднимает руку.
Намного меньше ошибок в работах.
Чаще выбирает задания средней сложности.
Успеваемость повысилась.