Открытый урок математики "Сравнение чисел"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: сравнение чисел


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: формирование навыка сравнения рациональных чисел.

Обучающие:

  • Использовать координатную прямую как наглядную опору при решении задач на сравнение целых чисел
  • изучить алгоритмы сравнения рациональных чисел; учить сравнивать рациональные числа.

Развивающие:

  • использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
  • развивать умение обобщать, конкретизировать;

Воспитательные:

  • расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность; приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» или «меньше» для рациональных чисел.
  • Сравнивать положительное число и нуль, отрицательное число и нуль, два отрицательных числа, положительное и отрицательное числа.

Личностные:

  • повышение мотивации к изучению предмета «математика».

Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:

  • производить требуемую последовательность действий по инструкции, при необходимости уточнять формулировки задачи;
  • сопоставлять и сравнивать информацию, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах - в тексте и на модели, в учебнике и в форме интерактивного задания).

УУД:

Личностные:

  • формирование смысла учебной деятельности на основе развития познавательного интереса и учебных мотивов.

Познавательные:

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
  • моделировать объект, а также преобразовывать полученную модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • корректировать свои действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные:

  • уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учебник: Математика 6 класс/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.

Тип урока и его структура:

Урок открытия нового знания.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Постановка темы и цели урока.
  5. Подготовка к изучению нового материала.
  6. Изучение нового.
  7. Первичное усвоение новых знаний.
  8. Физминутка.
  9. Формирование умений и навыков.
  10. Итог урока.
  11. Постановка домашнего задания.
  12. Рефлексия.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технологии здоровьесбережения, игровая технология.

  • обучения, технология дифференцированного подхода в обучении, технологии
  • здоровьесбережения, игровая технология

Ход урока

1. Оргмомент

Играет гимн студентов Гаудеамус (30с)

2. Мотивация учебной деятельности

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать в своем институте Colorado State University! Меня зовут Артющенко Ирина Викторовна и я являюсь старшим сотрудником университета!

- Сегодня мне поручили провести с вами ряд испытаний для зачисления вас в наш институт!

- В нашем институте будут работать 4 лаборатории:

  • Лаборатория биологов (специалисты, которые исследуют закономерности развития живых организмов)
  • Лаборатория синоптиков (специалисты, дающие прогнозы погоды)
  • Лаборатория физиков (специалисты, которые занимаются описанием явлением и процессов, происходящих в окружающем мире)
  • Лаборатория медицинских работников.

- В каждой лаборатории назначен свой лидер, который будет контролировать деятельность своих сотрудников и заполнять журнал испытаний на доске!

3. Актуализация опорных знаний

СЛАЙДЫ 2-3

Звуковой сигнал сообщения.

- В нашу лабораторию поступило сообщение. Прочитайте его.

«Здравствуйте! Нам срочно нужна помощь вашей лаборатории! В архиве нашего института произошел сбой системы. Потерялись многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите!»

- Ребята, а вы уже изучали положительные и отрицательные числа?

- Получается, в какой-то мере вы являетесь специалистами в этой области?

- Тогда давайте поможем восстановить утраченные сведения.

Назовите число, противоположное числу -8.

8

Назовите число, противоположное числу 0.

0

Найдите значение выражения |-2|

2

Найдите значение выражения , если х = -2.

2

Какое целое число находится между числами -1 и 1?

0

Какое из данных чисел находится ближе к нулю: -30 или 22?

22

- Посмотрите внимательно, что у вас получилось? Что означает этот набор чисел? (сегодняшнее число)

- Откройте свои тетради и запишите число и классная работа.

4. Постановка темы и цели урока

- А теперь потрите сильно свои ладошки так, чтобы они нагрелись. Передайте своё тепло соседу. Чувствуете тепло?

- А в кабинете вам тепло?

- Синоптики, подскажите, какая температура воздуха у нас в кабинете? (22 - записать на доске)

- А кто знает, какая температура воздуха на улице? (-20 - записать на доске)

- Какая из данных температур выше? (в кабинете)

- Что мы сейчас делали с числами, говоря какая из температур выше? (сравнивали)

- Итак, у нас получились два ключевых слова: числа и сравнивали.

- Кто сформулирует тему урока? (Сравнение чисел)

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Можете ли сейчас сравнить температуры воздуха? Почему?

- Ребята, а какие числа вы уже умеете сравнивать? (положительные)

- Тогда какие числа будем сравнивать мы? (положительные и отрицательные)

- Кто может сформулировать цель нашего урока? (Научиться сравнивать положительные и отрицательные числа, и число 0)

5. Подготовка к изучению нового материала

- Итак, давайте подготовим ваши лаборатории к работе!

СЛАЙД 7

- Что изображено? (координатная прямая)

- Какую прямую называют координатной? (прямую с выбранным на ней началом отсчёта, единичным отрезком и направлением)

  1. Назовите координаты точек.
  2. Назовите точки, которые лежат левее нуля.
  3. Назовите точки, которые лежат правее нуля.
  4. Где на координатной прямой расположена точка с меньшей координатой?
  5. Где на координатной прямой расположена точка с большей координатой?

СЛАЙД 8

Сравните:

  • 125 и 200
    0 и 20
    10,2 и 15,2
    2,5 и 2,55
    |3| и |-6| (Модуль отрицательного числа равен противоположному числу)
    |-10| и |-12|

- Какие вы молодцы!

- Напомните, какие числа мы будем с вами учиться сравнивать сегодня на уроке? (положительные и отрицательные)

2) - А теперь возьмите карточки и ответьте на вопросы.

Вопросы

верю

не верю

1.

Верите ли вы, что нуль - самое маленькое число?

2.

Верите ли вы, что положительные числа всегда больше отрицательных?

3.

Верите ли вы, что отрицательные числа больше нуля?

4.

Верите ли вы, что отрицательные числа сравнить невозможно?

5.

Верите ли вы, что если отрицательные числа можно сравнить, то наибольшим будет то, модуль которого меньше?

6. Изучение нового

- А теперь проведем исследования в лабораториях и узнаем, правы вы были или нет!

- Итак, приступаем к самой ответственной работе!

- Уважаемые сотрудники лабораторий! Прошу вас выслушать меня до конца!

- У каждой лаборатории на столах лежат рабочие листы - журналы наблюдений. На листах напечатаны научные тексты. Ваша задача: внимательно прочитать текст, отметить числовые данные на координатных прямых, записать результат сравнения в виде неравенства и сделать вывод. Все свои записи вносить в журнал!

- Пошаговый алгоритм действий перед вами на доске. (На доску повесить основные слова: прочитать, отметить, записать неравенство, сделать вывод, внести выводы на рабочее поле компьютера)

- Будьте внимательны! Вы проходите настоящие испытания! Время работы групп ограничено! (поставить на стол песочные часы)

- Приступаем!

Работа в группах под контролем учителя.

Группа биологов

Задача 1. Температура тела у животных может сильно различаться. Так, например температура тела слона 35, а температура тела птицы 43.

Задача 2. Птица клёст - еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха - 30 С, в гнезде сохраняется температура до 15 С.

Задача 3. Запястная область передней конечности эскимоской собаки остывает до -14 C, а её подушечки лап остывают до 0 С.

Задача 4. Шмели выдерживают температуру до - 7 С, пчелы - 6 С. Отметьте температуру на координатной прямой.

Группа синоптиков

Задача 1. В городе Тында в мае температура воздуха ночью опускается до 0 С, а днём достигает 12 C.

Задача 2. В городе Тында в октябре средняя температура окружающей среды 0 С днём и примерно -9 С ночью.

Задача 3. Самым холодным месяцем в Тынде является декабрь со средней температурой -27 C, а самым теплым июль, когда столбик термометра в среднем поднимается до 17 C.

Задача 4. В Тынде средняя температура в феврале достигает -25 С, а в марте -16 С.

Группа физиков

Задача 1. Вода при нормальных условиях находится в жидком состоянии, однако при температуре в 0 C она переходит в твердое состояние - лед и кипит (превращается в водяной пар) при температуре 100 C.

Задача 2. Вода при нормальных условиях находится в жидком состоянии, однако при температуре в 0 C она переходит в твердое состояние - лед. Лед продолжили охлаждать и охладили до температуры -15 C.

Задача 3. У Луны нет защитной атмосферы, и именно поэтому ее поверхность может нагреваться и охлаждаться до экстремальных температур. Температура Луны может днем составлять +123 C, а ночью - 233 C.

Задача 4. Жидкий кислород кипит при температуре −183 C и представляет собой бледно-голубую жидкость. Жидкий водород является бесцветной жидкостью без запаха, которая при смешивании с воздухом относится к взрывоопасным веществам, температура кипения жидкого водорода -253 C.

Группа медицинских работников

Задание 1. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе необходимо с безразличной температурой воздуха, то есть 20-22 С.

Задание 2. Дозирование воздушных ванн колеблется от 22 С до -7 С.

Задание 3. Очень холодные воздушные ванны начинают принимать при температуре от 0 до -3.

Задание 4. Температура очень холодных воздушных ванн может колебаться от -4 до -7.

Защита получившихся неравенств у доски, выступают лидеры.

- Давайте послушаем, что сравнивали биологи? (температуру тела животных)

- Какие числа были вами использованы при сравнении?

Отработка выводов с каждым лидером лаборатории.

Подведение итогов выступлений и проговаривание правил сравнения рациональных чисел.

  • Нуль меньше положительного числа.
  • Нуль больше отрицательного числа.
  • Любое отрицательное число меньше положительного.

- Ребята, какое утверждение у вас вызвало затруднение? (сравнение отрицательных чисел)

- С помощью, какой величины вам было предложено сравнить отрицательные числа? (С помощью модуля)

- Давайте ещё раз вместе попробуем сравнить отрицательные числа с помощью модуля.

https://phet.colorado.edu/sims/html/number-line-integers/latest/number-line-integers_en.html

Наглядно показать сравнение чисел-4 и -7(медики), -7 и -6(биологи); -25 и -16 (синоптики).

Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше.

- Давайте сделаем общий вывод сравнения чисел.

На горизонтальной координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой.

Вернуться в презентацию.

- А теперь проверим, какие выводы сделала каждая из лабораторий.

https://learningapps.org/watch?v=ps281to2t22 - физики
https://learningapps.org/watch?v=pnbbpyg6n22 - биологи
https://learningapps.org/watch?v=p9m0218gk22 - синоптики
https://learningapps.org/watch?v=ptjr7bxm522 - медицинские работники

7. Первичное закрепление

Вернуться к вопросам «Верю - не верю».

Вернуться к сравнению температуры воздуха кабинета и улицы.

22 С и -20 С

- Сравните числа на слайде.

0 и 9

0 и -1

0 и -13

9 и -13

9 и -1

-13 и -1

-13 и 0

-13 и 9

9 и 0

-1 и 9

-1 и -13

0 и -13

8. Физминутка

- Представьте, что ваше тело - координатная прямая. Уровень живота-начало отсчёта, т.е. нуль.

- Скажите, числа, большие нуля, находятся выше или ниже нуля? (выше)

- А числа, меньше нуля, находятся выше или ниже нуля? (ниже)

- Поставьте кулачки в начало отсчёта.

- Если на экране вы увидите число, большее нуля, то вы должны поднять руки вверх и хлопните в ладоши, а если число меньше нуля, то должны опустить руки вниз и топнуть ногой.

На экране появляются числа: 0; -5; 20; 15,2; -3,5; -4; 1; -0,1; 0,1; 100;0.

9. Формирование умений и навыков

- Давайте проверим, как вы заполнили таблицы «Верю - не верю» в начале урока.

Даны числа: 9, -9, 11, -15, -4, -21, 7, 10, -32.

Запишите в тетрадь все числа, меньшие -10.

- Какие числа записали?

Запишите те числа, которые больше -10, но меньше 10.

- Какие числа записали?

У доски работает один ученик.

На координатной прямой отмечены числа 0, a, b, с.

Сравните:

  • a и 0; b и 0; 0 и с.
  • a и b; с и а; b и с.
  • |b| и |с|; |а| и |с|; |а| и |b|.

Каждая секция выполняет задание. При подведении итога, зачитать получившиеся выражения строго по списку.

- Мне нужны четыре помощника из каждой группы.

Учитель раздаёт карточки помощникам.

- Возьмите карточки с числами и встаньте в порядке возрастания.

-14

0

5

17

- Внимание!

- Какое число отделяет положительные числа от отрицательных? Сделай шаг вперед. (0)

- Сделай шаг вперед самое большое число.

- А теперь самое маленькое.

- Какое число больше положительное или отрицательное?

-5

-1

0

14

- Возьмите карточки с числами и встаньте в порядке возрастания.

- Внимание!

- Сделай шаг вперед самое маленькое число.

- Что меньше 14 или 0?

- Что больше 0 или -5?

- Какое число больше: отрицательное или 0? Положительное или 0?

-18

-4

-2

-1

- Возьмите карточки с числами и встаньте в порядке возрастания.

- Внимание!

- Какое число больше, сделай шаг вперед!

-18 или -1

-4 или -2

-2 или -1

- Как сравнить два отрицательных числа?

- А теперь, старшие сотрудники, возьмите на столах конверты и приготовьте наборы жёлтых чисел. Расположите числа в порядке возрастания!

- А теперь переверните карточки последовательно.

- Какое словосочетание получилось? (ЗНАНИЕ - СИЛА)

- Можно ли назвать знания нашим богатством, сокровищем?

10. Итог урока

- Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям!

- Какое из двух чисел больше: положительное или отрицательное?

- Какое из чисел больше: отрицательное или 0?

- Какое из чисел меньше: положительное или 0?

- Какое из двух отрицательных чисел считают большим, чем другое?

- А теперь каждый из вас выполнит небольшой тест с помощью телефона. И мы проверим, как вы усвоили материал урока.

https://quizizz.com/admin/quiz/61fd1a3d2f30cf001f083363/startV4

Подведение итога тестирования.

- Молодцы ребята! Посмотрите, вы справились со всеми испытаниями!

11. Рефлексия

- Ребята, посмотрите, а что находится в шкатулках, которые стоят у вас на столах? (камни)

- Это не просто камни, а камни знаний.

- Если вы считаете, что сегодня узнали что-то новое, то возьмите камушек и расскажите, что вы узнали. Если вы считаете, что ничего нового не узнали, то камень брать не надо.

Когда дети проговорят.

- Ребята, а теперь давайте наши камни знаний сложим в одну кучку. Сотрудники лабораторий выходят по очереди.

- Что у нас получилось? Гора!

- Это не просто гора, а Гора знаний.

- А теперь возьмите флажок цвета своей секции и прикрепите его на горе знаний. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал, разобрались в изученной теме, то прикрепите флажок на вершине. Если осталось что-то неясно, то поставьте флажок ниже. А если совсем не разобрались, то у подножия горы.

Ученики крепят флажки-магниты на гору и занимают свои места.

- Посмотрите! Большая часть ребят достигла пика знаний на горе! Теперь я точно могу утверждать, что вы готовы к поступлению в наш университет КОЛОРАДО! Разрешите вам вручить сертификаты!

«Данный сертификат подтверждает, что ученики 6А класса МОАУ Гимназии №2 успешно прошли испытания в лаборатории и зачислены на 1 курс института КОЛОРАДО»! (вручаются сертификаты в каждую лабораторию)

ЗВУЧИТ ГИМН!

- Показался ли вам урок трудным?

12. Постановка домашнего задания

п.29, №106, №107

- Спасибо за урок! Приятную и плодотворную атмосферу! Успехов в учении.

Приложения