Конспект урока математики по ФГОС. Тема: «Число 7, цифра 7». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, Число 7 цифра 7


Описание материала: предлагаемый конспект урока математики в 1 классе по теме «Число 7, цифра 7» будет полезен учителям начальных классов.

Дидактическое обоснование: Математика 1 класс (1часть), автор учебника Л.Г.Петерсон, УМК «Перспектива».

Техническое обеспечение: Компьютер, проектор, рабочие листы с заданиями для учащихся, набор квадратов, набор кругов, плакат с прописной цифрой 7.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий.

Цель: Знакомство с числом 7, его составом, написанием цифры 7.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать знания о составе числа, умение писать цифру, повторить числовую последовательность в пределах 1-7;
  • складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие:

  • воспитывать активность, интерес к уроку, уважение друг к другу, дисциплину.

Формы работы:

  • фронтальная
  • коллективная
  • самостоятельная
  • дифференцированная

Методы:

  • наглядный
  • диалог
  • беседа
  • практическая работа
  • самостоятельная работа

Планируемые результаты (предметные):

  • знать состав чисел 2-7;
  • уметь записывать и читать равенства;
  • составлять и читать неравенства;
  • соотносить число с цифрой;
  • писать цифру 7.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные УУД:

  • формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы;
  • определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и понимать речь своих товарищей;
  • умение работать в парах, вести диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные УУД:

  • уметь осуществлять поиски, выделение необходимой информации;
  • применять методы информационного поиска, наблюдать и делать выводы.

Личностные:

  • формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
  • делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Встали ровненько. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и подарите мне свою самую лучезарную улыбку. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение и такой позитивный настрой продлится на весь оставшийся день.

У:

Звенит звонок. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка? Ручка? А тетрадка?

Д:

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Он пройдёт, конечно, впрок.
Постараюсь всё понять, чтобы правильно считать!

2. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

- А начнём наш урок мы с просмотра отрывка мультфильма, поставленного по одной очень хорошей и известной вам сказке. Ваша задача - определить, как называется сказка и кто главный герой сказки. (Сказка В.П.Катаева «Цветик-семицветик)

- А почему сказку назвал автор «Цветик-семицветик»? (Цветик-семицветик исполнял в сказке желания Жени. У цветка было 7 лепестков.)

- Верно, а через желания, которые исполнял цветочек, девочка Женя смогла понять ценность человеческих поступков.

- На нашей клумбе (доске) тоже вырос Цветик-семицветик. Каждый лепесток этого цветка очень важен для нас. Сейчас вы поймёте, почему.

- Давайте оторвём один лепесток и посмотрим, какое задание приготовил нам первый лепесток.

- Математическая разминка. Устный счёт.

Устный счёт

- Посчитайте до 10 и обратно

- Назовите число, следующее за числом 3

- Назовите число, предшествующее числу 2

Задачи в стихах.

- На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
У кого ответ готов:
Сколько стало всех щенков? (2)

- Молодцы, ребята! Справились с 1 заданием.

- Давайте оторвём второй лепесток и посмотрим задание.

- Поработай в парах.

Работа в парах

  1. Зачеркни лишнюю цифру.
  2. Соотнеси количество точек с цифрой.

- Давайте проверим, все ли ребята справились с этим заданием.

- Молодцы! И это задание мы преодолели. Отрываем третий лепесток.

- Отгадай загадки.

Разноцветное коромысло
Над дорогою повисло.
Семь цветов - одна дуга.
Это чудо - …. (радуга)

- А кто знает, сколько цветов у радуги? (7) Кто может их назвать?

- Верно. Молодцы.

- Отгадаем ещё одну загадку.

Братьев этих ровно семь
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний
Появляется передний. (Дни недели)

- Кто может перечислить по порядку дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

- А сколько всего дней в неделе? (В неделе 7 дней)

- Молодцы, ребята! Отрываем четвёртый лепесток.

- Собери пословицу, расположив числа в порядке возрастания.

(Пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь.» )

- Как вы ее понимаете? (Это означает, что, прежде чем начать какое-либо дело, следует к нему хорошенько подготовиться, то есть семь раз все проверить.)

- Ребята, какое число вы слышали сегодня чаще всего? (7)

- Как вы думаете, о каком числе пойдет сегодня речь на уроке? (7)

- Кто готов назвать тему урока? (Тема нашего урока - Число 7. Цифра 7)

- А каковы же будут цели нашего урока? Давайте мы их сформулируем с помощью предложений, которые вы видите на доске. Давайте закончим их!

(На доске листы с незаконченными предложениями)

Сегодня на уроке мы познакомимся… (с числом и цифрой 7)

Мы научимся писать… (цифру 7)

- Вот как раз задание пятого лепесточка назвать тему и цель нашего урока. С чем мы с вами превосходно справились.

3. Открытие новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Историческая справка

- Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что человек воспринимает мир (свет, запах, звук, вкус) через 7 отверстий в голове (посчитайте). С тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало - ВСЁ.

- Нередко, приписывали числу 7 таинственную силу.

- 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 дней недели, 7 цветов радуги, созвездие Большой Медведицы состоит из 7 звёзд, 7 чудес света в Древней Греции. Кому это интересно, можете почитать в энциклопедиях и в Интернете), а потом нам рассказать.

- А где ещё встречается число 7? (в сказках, пословицах, у первоклассников: нам сейчас 7 лет)

Пословицы: "Семеро одного не ждут", "Семь раз отмерь, один - отрежь", "Семь бед - один ответ", "На седьмом небе", "Лук от семи недуг". (Чтение уч-ся с экрана)

Сказки: "Волк и семеро козлят", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик». (демонстрация книг)

7 нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) (иллюстрация)

Физминутка

Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза.)
Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись.)
Раз росой она умылась, (Потерли ладонями щеки.)
Два - изящно покружилась, (Покружились на месте.)
Три - нагнулась и присела, (Присели.)
На четыре - дружно полетела. (Помахали руками вверх - вниз.)
У реки остановилась, (Легкий бег на месте.)
Над водою закружилась. (Присели.)

Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем.
Мы за парты снова сядем
Как сидеть мы всем покажем!

Работа по числовому ряду.

- Что вы можете сказать о числе 7? (число следует за числом 6 при счёте)

- Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7)

- Давайте посчитаем до 7 и обратно.

- Назовите число, предшествующее числу 7.

- Назовите число, следующее за числом 7.

- Назовите соседей числа 7.

- Число 7 обозначается и записывается цифрой 7.

- На что похожа цифра 7? (на кочергу, на косу)

Вот семёрка - кочерга,
У неё одна нога.

Семь - точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.

Письмо цифры 7

- Ребята, из каких элементов состоит цифра 7? ( Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой горизонтальной линии, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки.)

- Отрываем шестой лепесток нашего цветика-семицветика, читаем задание: научиться писать цифру 7.

- Давайте научимся её писать.

(Работа по учебнику)

- Откройте учебник на странице 3. Самое нижнее задание.

- Внимательно смотрим и слушаем:

Цифра 7 состоит из 3-х элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят до верхнего правого угла клетки и проводят "основную наклонную палочку" к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка должна перечеркивать основную примерно по середине. Она должна быть горизонтальной.

- Посмотрите ещё раз, как напишет цифру 7 наш карандаш.

- Проследите глазками за моей указкой, я ещё раз покажу написание цифры 7, поставьте руку на локоток, обведите карандашом в воздухе.

- Попробуйте обратной стороной карандаша обвести эталон цифры 7, как записана цифра 7 на строке, начиная от красной звёздочки.

- А теперь пробуем написать самостоятельно.

Физминутка: «Мы писали…»

Работа над составом числа. Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части.

- И последний седьмой лепесток отрываем нашего цветика-семицветика, читаем задание: отработать состав числа 7.

- Ребята, попробуйте сами определить состав числа 7. Посмотрите на №1 с.2.

- Из каких двух "частей" можно получить "целое" 7?

- Какие это будут слагаемые?

- Посмотрите, ребята. Что изображено на доске и у вас в учебнике?

- Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 - это целое. Он разбит на части - на отрезки 6, 1.)

- Объясните равенство, записанное к чертежу. (6 + 1= 7) (Если сложить части 6 и 1, то получится весь отрезок 7.)

- Объясните другие равенства?

- Если сложить части в другом порядке, поменять их местами, то все равно получим весь отрезок 7: 1+6 =7

- Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1

- Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 6: 7-1=6

- Аналогично, ребята, работаем со вторым и третьим столбиком.

4. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, давайте вспомним, какая была цель нашего урока? (познакомиться с числом и цифрой 7. Научиться писать цифру 7.)

- Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да)

- Расскажите все, что вы узнали о числе 7? (мы узнали состав числа 7, узнали какое число стоит после цифры 7, узнали какое число стоит перед цифрой 7, узнали, где встречается цифра 7: в пословицах, в сказках)

- Вспомните, в какой сказке есть необыкновенный цветок с числом 7?

(Цветик-семицветик)

- У вас на столах лежат цветики-семицветики. Но серединка у них белая. Ваша задача раскрасить серединку цветка и сразу оценить свою работу. Раскрашивать серединку вы будете так:

Если вы отлично поработали, со всеми заданиями легко справились - раскрашиваете жёлтым цветом, если были небольшие трудности - оранжевым цветом, если на уроке вам было трудно, вы ничего не поняли - раскрасьте зелёным цветом.

- Как только закончите раскрашивать, выходите к доске и прикрепите свой цветочек на доску.

- Что значит выражение «На седьмом небе»? (означает высшую степень радости, счастья) Вы подарили радость и тепло хорошей работой.

- Я думаю, что у нас у всех отличное настроение. Я благодарю всех ребят за работу на уроке. Вы - большие молодцы, показали отличные знания, замечательно поработали. Огромное вам спасибо.