Актуальность
Рабочая программа разработана для воспитателя для работы с детьми на протяжении всего года. Возникла необходимость разработки данной программы после того, как в группу детского сада поступили дети мигрантов. С первого дня пребывания детей в группе воспитатели столкнулись с проблемой, а именно дети не понимали обращённую речь на русском языке. Данную проблему, в воспитании и в развитии детей, необходимо разрешать, и находить пути её решения.
Непонимание слов на русском языке может отрицательное сказаться на возрастных и индивидуально-типологических особенностях, в последствие несущих отставание детей в развитии от нормы, в развитии интеллектуальных и психологических особенностей.
В группе выявлена проблема, а именно два ребёнка, которые не владеют русским языком и не понимают обращения взрослых и детей, и с их приходом в детский сад педагоги столкнулись с определёнными трудностями, как в общении с детьми и взрослыми, так и на занятиях при обучении.
Трудности выполнения образовательной программы детьми в соответствии с требованиями к программе для детей 3-4 года обсуждались с родителями этих детей, и имеют место и запрос со стороны родителей на помощь воспитателей для полноценного и разностороннего развития их детей. С приходом детей - иммигрантов в группе среди стали возникать конфликтные ситуации. Так как дети не могут просить «ДАЙ» и отбирают понравившуюся им игрушку силой у др детей или начинают кричать и визжать, пока не получать требуемое. При выполнении режимных моментов (одеваемся на прогулку или раздеваемся, садимся кушать, идём мыть руки) эти дети не понимают инструкцию взрослого и приходится им уделять особое внимание, указывать на вещь или действие которое нужно осуществить. Родители других детей стали возмущаться, почему дети в группе дерутся. Вследствие чего возникла необходимость работы с родителями по вопросу воспитания понимания слов детьми на русском языке.
При этом нельзя советовать родителям, говорить дома с детьми по-русски - это болезненный совет. Задача родителей - говорить с ребёнком на правильном, родном языке, а русский язык, ребёнок освоит в детском саду, школе. Родной язык для семьи дорог, также как для нас русский. Если русский язык родителей несовершенен, ребёнок обязательно усвоит все неправильности речи. Запрос со стороны родителей и выявленные трудности со стороны воспитателей определяют цель, задачи, организацию и содержание дополнительных занятий и индивидуального подхода в работе воспитателя в детском учреждении.
Поддержка и сохранение первого, родного языка и умение создать условия для развития в новых социальных условиях являются очень сложной задачей для каждого педагога.
Следовательно, так как обучение и общение в детском саду проводится на русском языке, необходима дополнительная индивидуальная работа воспитателя, направленная на восполнение не усвоенного материала детьми во время занятий в течение дня, на развитие речевых навыков, пополнение словаря «русским» языком (словами), развитие познавательной активности.
Главная цель воспитателя детского сада в работе с детьми иммигрантами - это помочь детям с нерусским родным языком адаптироваться в жизнь группы и ДОУ в целом, помочь всеми способами найти контакт со сверстниками и влиться в коллектив, помочь овладеть базовой русской речью, понимать обращённую речь и инструкции.
В связи с тем, что программ работы с детьми, для которых русский язык, не является родным, воспитателями детского сада не найдена, появилась необходимость создания группы в лице воспитателей и специалистов. Данная группа разработала программу работы над развитием русской речи детей - мигрантов, начиная с младшей группы по работе с детьми, не владеющими русским языком. В старшей и подготовительной группах, особое внимание уделяем подготовке детей к обучению в школе.
Обучение русскому языку мы проводим в разных видах деятельности: на занятиях, во время игры, в повседневной жизни. Здесь важно в работе помнить, что основная задача - это повышение уровня понимания русской речи.
Ведущей формой является беседа (индивидуально), например, во время умывания, воспитатель называет все предметы гигиены, сопровождая речь показом этих предметов и выполнением определённых действий и т.д.
Цель и задачи реализации Программы
Цель: Познакомить детей с набором слов на русском языке для понимания ими речи взрослого и детей в группе в течение дня, в режимных моментах и на занятиях.
Задачи:
- Преодолевать недостаточность понимания слов на русском языке
- Воспитывать желание и мотивацию на занятия по изучению слов на русском языке
- Развивать словарный запас, понимание слов на русском языке и навыки общения с использованием понимания слов на русском языке в группе с детьми и взрослыми, развивать коммуникативную деятельность через создание игровой деятельности и игровых ситуаций
- Обогащать и систематизировать понимание слов на русском языке через знакомство с окружающим миром в игровой деятельности
- Формировать обобщающие понятия и классификацию предметов на уровне понимания слов на русском языке
- Работа с родителями на оказание помощи воспитателю по освоению детьми понимания слов на русском языке
Процесс обучения и воспитания разучиванию понимания набора слов на русском языке в виде занятий в игровой форме, в соответствии с программой группы для детей 3-4-лет на дополнительное разучивание «русских» слов из быта.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю во вторую половину дня.
Итого: 8 занятий в месяц
Перспективное планирование занятий
Месяц,
|
Тема занятий |
Задачи |
Вид деятельности |
Сентябрь
|
Адаптация
|
Прививать детям навыки культурного общения
Работа с роодителями
|
Д/И Поприветствуй куклу.
|
Октябрь
|
Культурно-гигиенические навыки |
Прививать кгн
|
Игровая ситуация «Кукла-грязнуля»
|
Ноябрь
|
Осень |
Учить обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, - выделять основные приметы осени, развивать мышление, зрительное восприятие, грамотно оформлять в речи свои суждения и умозаключения.
Разучить слова на русском языке
|
Д.и. «Что бывает осенью»
|
Декабрь
|
Обувь |
Разучивание слов на русском языке сапоги, валенки, туфли, сандали, тапки, босоножки, ботинки |
Д/И «Обувь» |
Янва
|
Мой город |
- Формировать представления о нашем городе,
|
Д.и. «Где ты живёшь»
|
Февраль
|
Зима |
- Активизировать словарь детей по теме сущ., прилаг., глаг. (зима, мороз, снег, иней, вьюга, лёд, метель, снежок, санки, лыжи, коньки, белый, морозный, сильный, скользский, падает, кататься, играть)
|
Стихотворение С.Михалкова «Белые стихи»
|
Март
|
Игрушки |
- Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
|
Д.и. «Найди тень от игрушки»
|
Апрель
|
Моя семья
|
- Уточнить знания о родственных отношениях в семье,
|
Д.и. «Назови ласково»
|
Май
|
Весна |
- Познакомить детей с сезонными весенними изменениями в природе.
|
Д.и. «Переодень куклу»
|
Планируемые результаты освоения Программы
Дети становятся любознательными, проявляют интерес к предметам и явлениями окружающего мира, при этом могут произнести отдельные слова на русском языке. Понимают обращённую к ним речь и инструкции, обобщающие понятия, например: одежда, обувь и т.п., выполняют элементарные действия, отзываются на просьбы воспитателя (иди помой руки, садись кушать и т.д.)
У детей сформированы элементарные пространственные представления и ориентировка во временах года; дети освоили часть представления об изменениях в природе, проявляют способность к общению с взрослыми и сверстниками, в речи употребляют слова на русском языке; обладают начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором они живут, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; осваивает некоторые моральные нормы и правила поведения.
Методическое обеспечение Программы
- Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Волгоград: Учитель, 2007.
- Санкина Л.К. Познание предметного мира. Волгоград: Учитель, 2009.
- Бортникова Е. Знакомимся с окружающим миром. Рабочая тетрадь. Екатеринбург, 2017.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Ориентировка в пространстве. Киров, 2017.
- Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. М, 2001.
- В.В. Коноваленко Обучение грамоте детей. М, 2019.
- Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. М, 2002.
- Л.Н. Логопедия в детском саду. М, 2004.