Название урока (занятия): Окружающий мир.
Тема: "Жизнь луга".
Параллель: 4 класс.
Длительность: 40 минут.
Техническое обеспечение урока (занятия): компьютер для учителя, проектор, ноутбуки для учащихся с выходом в Интернет.
Пояснительная записка к уроку (занятию)
Цель урока (занятия): формирование представлений учащихся о луге как о природном сообществе.
Задачи урока (занятия):
- создать успешные условия для формирования представления обучающихся о луге как о природном сообществе;
- рассмотреть разнообразие животных и растений луга, показать связи между ними.
- способствовать развитию логического мышления детей через установление причинно-следственных связей, сравнения;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Планируемые образовательные результаты урока (занятия):
Предметные:
- Проявлять уважительное отношение к природе нашей страны;
- Иметь представление об особенностях природные сообщества - луг;
- Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
- Различать растения и животных, характерных для луга.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Общеучебные:
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Рекомендации для учителя по проведению урока (занятия): Тип урока - урок открытия нового знания. Данный урок - 7 урок тематического раздела «Родной край - часть большой страны». Темп урока должен быть насыщенным. Все дети должны принимать участие в уроке.
Для уроков (занятий), предназначенных для проведения учителем, заполняется таблица «Этапы урока».
Этапы урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Учебно-методическое обеспечение |
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) |
||
- Мир со всех сторон открыт,
|
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы |
|
2. Актуализация и пробное учебное действие |
||
Активизирует знания учащихся.
|
Учащиеся самостоятельно работают с карточками, подписывая сообщества. |
Карточка «Напиши название сообщества» |
3. Выявление места и причины затруднения |
||
Проверка выполненной самостоятельной работы.
|
Учащиеся называют сообщества. Выявляют причину затруднения. |
|
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
||
- Какую цель сформулируйте? (изучить новое природное сообщество)
Бежит тропинка через______ Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь- цветы вокруг Да по колено травы. |
Учащиеся формулируют цель, тему урока |
Презентация «Жизнь луга» |
- Тема урока? (Жизнь луга)
|
Самостоятельно составляют план изучения на лепестках ромашки. |
Карточка «Ромашка» |
5. Реализация построенного проекта |
||
1. Отличительные особенности луга.
- Что такое, по-вашему, луг? (поле, трава, нет деревьев). Итак, объединив все выше сказанное, можно сказать, что луг - безлесной участок земли, покрытый травянистой растительностью. - Есть ли луга в нашем крае? Где вы их видели? |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы | |
2. Прием ТРКМ «Инсерт».
- В чем еще особенность лугов, вы сейчас узнаете, поработав с текстом. Прочитайте текст, делая на полях пометки: «V» - если то, что вы читаете вам хорошо известно. «+» - если то, что вы читаете, является для вас новой информацией. - Итак, что нового вы узнали из текста? |
Работают с текстом, выделяя хорошо известную информацию и новую для них. На полях делают пометки. | Карточка ТРКМ «Инсерт» |
3. Изучение растительного мира лугов
4. Изучение животного мира лугов
|
Дети работают в группах малого состава, определяют растения луга с помощью атласа определителя и заполняют карточки в Learningapps/. Отвечают на вопрос учителя, называя, какие растения луга определили. Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 172-173, отвечают на вопросы учителя |
Атлас-определитель
учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир, 4 класс», стр. 171-173 |
Прочитайте текст на стр. 174 второй абзац и скажите:
- Что ещё растёт на лугу, о чём мы не сказали? (Грибы) - Что за невидимки обитают в луговой почве? (бактерии). Какое разнообразие живых существ обитает на лугу. Как они связаны друг с другом? - Мы многое узнали сегодня о жизни луга и его обитателях. Является ли луг природным сообществом? Почему? |
Читают материал учебника на стр. 174 второй абзац, отвечают на вопросы учителя после прочтения текста | учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир, 4 класс», стр. 174 |
Физминутка
Давайте выйдем все на луг.
|
Дети выполняют динамическую паузу | |
5. Значения луга
|
Выясняют, как люди могут навредить лугу, основываясь на личном опыте |
|
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
||
Учитель организует деятельность по применению новых знаний.
|
Моделируют цепи питания |
Карточка «Цепи питания» |
7. Самостоятельная работа |
||
Выполните тест (индивидуально) |
Учащиеся выполняют тест |
Тест https://onlinetestpad.com/xvdozupj2euus |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
||
- Какова была цель урока?
- Выполнили ли мы тот план, который составили перед изучением данной темы? - Как мы этого достигли? - Где мы можем применить полученные знания? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя | |
Продолжите предложение:
|
Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов начала предложения и продолжают его |
Презентация «Жизнь луга» |