Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с новой для них частью речи и формирования умения писать её раздельно с глаголами.
Учебные задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях (встреча гостей, правила поведения и вредные привычки);
- развивать эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
- формировать позитивную самооценку.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, умения слушать и слышать собеседника, ясно и четко излагать свою точку зрения аргументировать ее;
- развивать способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- ввести понятие "частица НЕ" через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся;
- формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ;
- отрабатывать навык каллиграфического письма;
- использовать пословицы, стихотворения для решения учебной задачи учащимися;
- учить анализировать пословицы и поговорки, устанавливать причинно- следственные связи;
- использовать возможности словарной работы на уроке для усвоения написания частицы НЕ с глаголами.
Основные понятия: Глагол, частица НЕ, значение отрицания и запрещения, «слитное» и «раздельное» написание, орфограмма «пробел».
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Оборудование: презентация, карточки для рефлексии, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент
(Слайд 1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Вы за парту тихо сели
На меня все посмотрели.
2. Включение в деятельности
(Слайд 2)
- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Давайте пожелаем, друг другу успехов, соедините свои ладошки и соседа.
Я желаю тебе сегодня добра,
Если будет трудно, я тебе помогу.
3. Пальчиковая гимнастика
- Давайте подготовим руки к письму.
- Мы делили апельсин.
- Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура.
4. Чистописание
На доске: Новых друзей наживай, а старых не теряй.
5. Актуализация изученного материала
(Слайд 3)
- Определите ошибки в словах. Назовите орфограмму.
На интерактивной доске: Сматрел, дежурили, покармили, выглодил, сламали, замаразки, галадал.
(Слайд 4)
- Какое слово лишнее? Почему?
- Что вы знаете о глаголе? (обозначает -…, вопросы -…, как изменяется - …,
чем является в предложении - …)
- Назовите глаголы множественного числа? единственного числа?
- Составьте предложение с одним из слов.
- Запишем предложение в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения. Подпишите слова, которые выражены существительным или глаголом.
6. Самоопределение к деятельности
(Слайд 5)
- Отгадайте загадку:
«Кто меня … признаёт,
Тот в беду попадёт» (светофор)
- Всё ли правильно здесь написано?
- Что такое НЕ? (Слайд 6) НЕ - это отдельное слово. В русском языке называется частицей.
7. Работа по теме урока
- Кто догадался и назовет тему урока? (Слайд 7)
Чтобы узнать как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте во такую историю.
Жила-была на свете упрямая частица НЕ. У неё ни как не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась.
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадёшь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдёшь?
- Нет, не найду!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.)
- С какой частью речи употребляется частица НЕ? Какой смысл вносит частица НЕ? (Слайд 8) (отрицательный, все отвергает, запрещает, отменяет, отрицает действие)
- Как вы думаете, как пишется частица НЕ с глаголом? (Слайд 9)
Откройте учебник стр.78. Прочитайте правило.
Незнайка составил памятку для пешехода, но как всегда все перепутал. Давайте исправим ошибки. (Слайд 10, 11)
Чтоб ... волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители.
На мостовой - ... играть, ... кататься,
Если здоровым хочешь остаться!Правила эти помни всегда,
Чтоб ... случилась с тобою беда!
С площадки трамвая сходя, ... забудь
Направо взглянуть: безопасен ли путь?
- Как нужно писать частицу НЕ с глаголом. Выпишите глаголы в два столбика: в один без частицы, в другой с частицей НЕ. … …
(Слайд 12) Вывод: частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
8. Зарядка для глаз
(Слайд 13)
Физкультминутка
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!
(Слайд 14). Прочитайте слова: ненавидеть, нездоровится, неволить, невзлюбить. Это глаголы? У них есть НЕ? Почему некоторые глаголы все-таки пишутся слитно с частицей НЕ?
(Слайд 15). Некоторые глаголы без частицы НЕ не употребляются, тогда НЕ пишется слитно.
9. Закрепление изученного материала
(Слайд 16)
- Давайте применим новое правило. Составьте пословицу:
Хорошие друзья в беде |
(не) говори. |
Друзей и водой |
(не) оставят. |
Новых друзей наживай, а старых |
(не) разольёшь. |
Чего (не) знаешь (не) течёт. |
|
Под лежачий камень вода |
(не) теряй. |
- Запишите любые две пословицы.
Самостоятельно записывают текст, исправляя ошибки. (Слайд 17)
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг ... портит деревья в лесу, … режет кору, … ломает ветки. Друг … разрушает птичьи гнёзда, ...разжигает костры. Друзья природы … оставляют мусор в лесу.
Взаимопроверка. Оценки. (Слайд 18)
10. Рефлексия
Игра «Скажи по-другому»
- Не давать стрекоча. (не убегать)
- Не чесать языком. (не разговаривать)
- Не водить за нос. (не обманывать)
- Не перемывать косточки. (не сплетничать, не злословить)
- Не ударить лицом в грязь. (не опозориться)
- Какую задачу решали на уроке?
- Удалось ли вам её решить?
- С какими новыми знаниями вы уходите с урока?
- Оцените свою работу на уроке. (Слайд19)
- З. - со всеми заданиями справился верно, легко и быстро;
- Ж. - немного затруднялся, но все задания выполнил (а) верно;
- К. - с большинством заданий не справился, было трудно, нужна помощь.
Оценки за урок.
11. Дифференцированное домашнее задание
(Слайд 20)
З. - с.78, выучить правило, упр. 137.
Ж. - с.78, выучить правило, п.т.с.28, упр.81.
К. - с.78, выучить правило, с.79, упр.137.
12. Итог
- Всем спасибо за урок и сотрудничество. (Слайд 21)
Прозвени-ка дружок,
Голосистый звонок. -
Перемену ждут ребята
Поиграть, попрыгать надо!