Методическая разработка урока «Развитие быстроты на материале легкой атлетики»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Класс: 5

Базовый учебник: В.И.Лях «Физическая культура».

Раздел: «Легкая атлетика».

Цель урока: способствовать повышению уровня быстроты посредством легкоатлетических упражнений, развитие скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции.

Задачи урока:

  • Способствовать развитию скоростно- силовых двигательных качеств, морально- волевых (упорства, целеустремленности) качеств;
  • Совершенствовать технику высокого и низкого старта на короткие дистанции;
  • Способствовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма (дыхательных, сердечно-сосудистых).

Тип урока: образовательно-тренировочный.

Проблемная ситуация:

  • Сравнить эффективность низкого и высокого старта в беге на короткие дистанции.
  • На каких дистанциях используется низкий и высокий старт? Почему?
  • Интересные исторические факты.

Структура урока.

1. Вводная часть:
а) организация подготовки учащихся к уроку;
б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;
в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно- рекреационно- двигательная деятельность занимающихся;

2. Основная часть:
д) развитие двигательных качеств;
е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;
ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;
з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;

3. Заключительная часть:
и) снижение физической нагрузки учащихся;
к) подведение итогов урока;
л) задание на дом;
м) организованное завершение.

Планируемые результаты

  • Личностные: Овладение навыками бега на короткие дистанции; Умения проявлять физические способности (качества)
  • Метапредметные: Проявлять осознанную дисциплину и готовность отстаивать собственную позицию; Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, умение логически грамотно излагать, аргументировать собственную точку зрения.
  • Предметные: Преодолевать трудности при выполнении учебных заданий; Уметь обеспечивать безопасность мест занятий, спортивной одеждой.

Структура и ход урока в формате Word

Структура и ход урока

Этап

Вопросы и упражнения

Деят-ть учителя

Деят-ть учащихся

УУД

I.Организационная часть

Задача: мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач.

Средства: частично-поисковый метод.

Формы организации: осознание проблемы.

1.Психофизиологическая подготовка: Обратить внимание на спортивную одежду, самочувствие, настроение обучающихся.
2. Техника безопасности на уроке лёгкой атлетики.
3.Постановка проблемной ситуации.
4.Ответы на вопросы учителя (участие в диалоге).
5. Объявление системы оценивания.

6.Общеразвивающие упражнения в движении:
1) повороты и наклоны головы: влево - вправо, вперёд - назад;
2) смена положений рук;
3) наклоны туловища вперёд, влево - вправо;
4) выпады ног вперёд, влево - вправо.

7.Специальные беговые упражнения:
1) с высоким подниманием бедра;
2) с захлёстыванием голени;
3) семенящий;
4) прыжками «с ноги на ногу»;
5) подскоками.

Деятельность учителя: организующая роль в выборе проводящего упражнения, корректировка выполнений упражнений.

Деятельность учащихся: выполнение упражнений.

Деятельность учащихся:
Выполнение команд и заданий учителя.
Выполнив задание, обратно возвращаются шагом, восстанавливая дыхание.

Деятельность учащихся:
Выполнение команд учителя.

УУД: Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; (коммуникативные);
Целеполагание;
Коррекция.

УУД: Развитие быстроты, ловкости, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений.

II. Основная часть

1 и 2. Частная задача этапа: закрепить технику высокого и низкого старта.
Методы: показ, инструктирование.

1.Повторение техники высокого и низкого старта со стартовым ускорением (2 мин.)

1. Деятельность учителя: фиксирует результаты, проверяет технику выполнения.

УУД: уметь контролировать результаты в форме сличения (регулятивные).

2. Бег на дистанцию 30 м с высокого старта. 2. Деятельность учителя: фиксирует результаты, проверяет технику выполнения. 2. Деятельность учащихся: бег на дистанцию 30м с высокого старта.
3.Частная задача этапа: выполнить двигательные действия, развивать быстроту, скорость реакции.
Методы: метод интервально-повторного и сопряженного упражнения.
3. Бег на дистанцию 30 м с низкого старта на результат (5 мин.)
Между забегами выполнение упражнений для восстановления дыхания.
3. Деятельность учителя: фиксирует результаты, проверяет технику выполнения. 3. Деятельность учащихся: бег на дистанцию 30 м с низкого старта. УУД: умение правильно выполнять бег (личностные).
4.Частная задача этапа: сравнить эффективность техники бега высокого и низкого старта.
Методы: словесный метод (диалог)
4. Сопоставление результатов и ответ на поставленный проблемный вопрос (3 мин.) 4. Деятельность учителя: организация диалога. 4.Деятельность учащихся: участие в диалоге. УУД: умение участвовать в диалоге, коллективно обсуждать поставленную задачу (коммуникативные).

5. Подвижная игра «Вызов номеров» (5 мин.)
6. Эстафета двух команд с разной техникой бега (10м) (10 мин.)
7. Подвижная игра «Пустое место» (3 мин.)

5,6,7. Частная задача этапа: совершенствовать скоростно-силовые качества, реакции, быстроты; развитие морально-волевых качеств.

Методы: игровой, соревновательный.

5,6,7. Деятельность учителя: Организация игры. 5,6,7. Деятельность учащихся: Участие в игре. УУД: умение интегрироваться в группу, строить взаимодействия, прогнозировать результат (коммуникативные).

III. Заключительная часть.

Частная задача этапа: восстановление основных функциональных систем организма.

Методы: метод целостного упражнения.

1. Упражнения на восстановление дыхательных движений (2 мин.):
1) Медленный бег;
2) Передвижение шагом с дыхательными упражнениями;
3) Игра на внимание «Запрещенные движения

Деятельность учителя: организация проведения упражнений, игры.

Деятельность учащихся: выполнение упражнений, участие в игре на внимание.

УУД: умение воздействовать на организм в целях восстановления основных функциональных систем (личностные).

IV. Рефлексия.

Частная задача этапа: устранение типичных ошибок, которые допускают учащиеся при освоении техники двигательных действий.

Методы: Словесный (диалог)

Вопросы:
1) Кому не понравился урок?
2) Что не понравилось на уроке?
3) Назовите самый интересный момент урока.
4) Назовите самый сложный момент урока.
5) Что вы считаете сложным элементом в беге на дистанцию 30м с низкого старта?

Деятельность учителя: Постановка вопросов.

Деятельность учащихся: Ответы на вопросы.

УУД: умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность (личностные).

V. Подведение итогов.

Частная задача этапа: подвести итоги учебной деятельности на уроке, выявить степень достижения цели урока.

Методы: фронтальный.

1. Вопросы:
1) Проанализируйте виды старта и скажите, какой вид старта более эффективный?
2) Если у вас результат с высокого старта получился более высокий, то почему в большом спорте используется низкий старт? Почему он считается более эффективным? (Творческий вопрос для домашнего задания).

2. Домашнее задание.
2.Д/з. Творческое задание. Ответ на вопрос: почему в большом спорте используется низкий старт? Почему он считается более эффективным?
3. Оценивание. (Оценивание проводится по накопительной системе в парах по принципу взаимоконтроля). Участие в этапе - 1 балл, активное участие - 2 балла.
Максимальный балл за урок - 24 балла.

(80% -100%) 19-24б - «5»
(60-80%) 17-19б - «4»
(Ниже 60%) 16б и ниже - «3»

Деятельность учителя: Выявить достижение цели урока.

Деятельность учащихся: показ знаний на достижение цели урока.

УУД: умение слушать, усваивать информацию, самостоятельно выполнять поиск информации и подбор физических упражнений (коммуникативные).