Рейтинговая система оценки качества знаний

Разделы: Общепедагогические технологии


Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

Традиционная «пятибалльная» система оценивания

Пятибалльная (а фактически уже четырехбалльная) система отметок - основа основ отечественной образовательной системы еще со времен дореволюционных гимназий. Стоит отметить некоторые достоинства данной системы: отметки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.д. Но, как правило, отметка играет не стимулирующую, а только констатирующую роль. Нередко для учеников отметка превращается в самоцель, а для нас становится призмой, сквозь которую мы оцениваем собственно личность ребенка. «Двоечник», «Хорошист», «Отличник». Пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний. В то время как общество формулирует свой социальный заказ системе образования. Бизнесу нужны квалифицированные кадры, способные к дальнейшему непрерывному обучению, к созданию и внедрению инноваций. Государству - не просто образованное, но патриотически-настроенное, социально ответственное население. Родителям важна успешность детей в их будущей взрослой жизни (при этом немаловажное значение имеет готовность выпускников к поступлению в престижный вуз).

Для того чтобы показать недостатки школьной системы оценивания (пятибалльной), приведем несколько свойств (законов) школьных оценок, разработанных Е.Н.Сыромолотовым (профессор кафедры ЭВМ Новочеркасского гос. технического университета)

Закон 1. Школьные оценки относительны. Они определяют только то, у кого из обучаемых знания лучше, а у кого - хуже. Абсолютный уровень знаний они не показывают.

Поскольку выставление школьных оценок происходит только в результате мыслительных процессов учителя, то оценки отображают только результат психоаналитического сравнения качества (меры) знаний обучаемых.

Закон 2. Школьные оценки случайны. Доказательство: оценки отражают как процессы изложения знаний обучаемых, так и процессы их восприятия преподавателем и сравнения их с теми знаниями, которыми он обладает.

Закон 3. Школьные оценки выставляются так, чтобы в идеальных условиях количество пятерок было равно количеству четверок, троек и других оценок.

Доказательство: если у всех обучаемых будут оценки только "5" или только "2", то оценка перестанет показывать, у кого знания лучше, у кого хуже. Оценка перестанет давать информацию и станет, не нужна. Если же она используется, то только потому, что дает информацию о сравнительных свойствах (знаниях) обучаемых.

Закон 4. Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический комфорт преподавателей.

Доказательство: школьный педагог находится под постоянным влиянием взаимной ревности своих учеников, их родителей и других родственников.

Закон 5. Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они несопоставимы для разных коллективов преподавателей.

Доказательство: в одной школе выше уровень требований, ее выпускники, имеющие оценки "4", могут знать предметы лучше, чем выпускники другой школы, имеющие оценки "5".

Закон 6. Школьные оценки содержат ничтожную информацию об уровне профессиональной подготовки.

Таким образом, можно сформулировать следующие недостатки традиционной оценочной системы:

  • Не всегда есть эталон для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний.
  • Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
  • Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
  • «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.
  • Нет индивидуализации обучения: невозможно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами.
  • Малая информативность отметки. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить вектор дальнейших усилий.
  • Травмирующий характер отметки, который приводит к снижению познавательного интереса, психологическому дискомфорту.

В связи с этим встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении.

В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Выпускник может быть успешным только в том случае, если он обладает определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития.

Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:

  • расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
  • повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Что такое рейтинг?

Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг - "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию".

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими школьниками и т.д.

Достоинства рейтинговой системы

В ряде школ уже сложился опыт использования рейтинговой системы промежуточных результатов. Как показывает анализ этого опыта, эта система имеет серьезные достоинства:

  • оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации учащихся к учебному труду;
  • формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности;
  • устанавливает единый подход к определению норм оценивания, получение своевременной информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом.

Существенным положительным качеством этой системы можно считать большую степень объективности и открытости процесса оценивания для школьников, что снимает конфликтные и стрессовые ситуации по поводу оценки у обучаемых. Рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой гибкостью, можно, например, иметь её отдельно по каждому предмету, а можно общую.

Преимущества рейтинговой системы оценивания

"+" для учащегося

"+" для учителя

возможность распоряжаться своим временем самому

рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся

проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений

стимулирования эффективного обучения старшеклассников

возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса

сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся

объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания

наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)

возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету

Но с другой стороны, рейтинговая система требует жесткого планирования изучаемого материала, разнообразные виды контроля, систематического учета в подсчетах баллов, организации контроля, характеризующего и оценивающего деятельность преподавателя, обязательное рубежное итоговое тестирование.

Принципы и свойства рейтинговой системы

Основные принципы рейтинговой системы оценивания можно сформулировать так:

  • оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
  • критерии оценивания обговариваются заранее;
  • ученик сам волен выбирать стратегию деятельности;
  • незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
  • открытость системы - ученики должны знать "правила игры": знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для выполнения этого свойства рейтинговый регламент должен быть доступен ученикам;
  • гибкость рейтинговой системы (и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении);
  • блочно- модульное структурирование изучаемого материала.

Виды рейтинга

  1. По разным основаниям можно выделить виды рейтинга.
  2. По охвату учебного материала:
    1. Рейтинг по предмету или по ряду предметов;
    2. Рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;
    3. Рейтинг временной - за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т.д.) или тематический - по отдельным разделам (темам).

По содержанию элементов контроля:

  1. Стартовый рейтинг - это определение начального уровня знаний;
  2. Текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
  3. Дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
  4. Творческий рейтинг - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.

Чрезвычайно популярным является рейтинг достижений (или рейтинг успешности) - это успехи каждого ученика, складывающиеся из трех составляющих:

  • "академический рейтинг" (текущие учебные баллы);
  • "олимпийский рейтинг" (баллы за участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях любого уровня);
  • "лидерский рейтинг" (участие в общественной деятельности и волонтерских программах). Все результаты фиксируются в зачетных книжках обучающихся.

Внедрение рейтинга достижений подразумевает построение индивидуальной образовательной программы (часто выходящей за рамки учебного плана), определение и освоение подходящей социальной роли, проектирование "эффективного будущего".

Методика составления рейтинговых шкал.

Важной проблемой является методически грамотное составление рейтинга.

Основные этапы составления рейтинга.

(по учебно-методическому пособию Даутовой О.Б. и Крыловой О.Н.)

  1. Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:
      отдельная тема или раздел;
    1. самостоятельный цикл лабораторных работ;
    2. индивидуальные домашние задания;
    3. индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;
    4. разделы, выделенные для самостоятельного изучения.
  2. Определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов).
  3. Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения.
  4. Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент.
  5. Организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов.
  6. В конце четверти выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

Для более объективной оценки можно также определить уровни усвоения понятий:

  • репродуктивный: данное понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на уроке учителем, записано в учебнике, тетради.
  • продуктивный: ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать).
  • частично поисковый - ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения нестандартных задач.
  • творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя новые знания (понятия).

При использовании рейтинговой системы следует придерживаться некоторых правил:

  1. Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Ученик сам оценивает свою успешность, а после этого учитель оценивает выполнение задания. Таким образом, происходит согласование позиций внешнего и внутреннего контроля в устной или письменной форме. (Внешнее выражение уровня самоконтроля и самооценки может быть представлено в виде различной степени заштрихованных фигур, которые соответствуют словесным оценкам: «Я это умею и могу. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями» - полностью закрашенная фигура; «Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь» - наполовину закрашенная фигура; «Я не понял материал, не смог справиться с заданиями, мне срочно требуется помощь!» - фигура не штрихуется).
  2. Для оценивания (и самооценивания) выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий, и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки.
  3. Оцениванию на уроках не подлежат такие качества ребенка, как темп работы, особенности внимания, памяти, восприятия и др. Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
  4. Оценка инициативы и творчества во всех сферах школьной жизни (и не только школьной) должна стать столь же весомой, как и оценка навыковой стороны обучения. Оценка творческих проявлений ребенка в обязательном порядке оформляется и представляется учителям, учащимся разных классов и родителям. Для этой цели используются сменные выставки, публикации, стенды для демонстрации достижений и др.

Презентация