Цель: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме «Древняя Русь в IX- первой половине XII веков».
Задачи:
- закрепить знание основных дат и понятий, исторических личностей;
- систематизировать исторический материал о Древней Руси, выяснить уровень знания материала и степень его усвоения обучающимися, воспитанниками;
- проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат;
- развивать правильность употребления языковых средств и понимания значений слов как условие развития словесно-логического мышления и воображения;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, кратко и долговременную память, словесную память через воспроизведение учебного материала на уроке;
- совершенствовать навыки речевого общения на уроках истории;
- способствовать воспитанию у обучающихся, воспитанников интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа.
Планируемые результаты:
Предметные: Обобщение и систематизация материала, изученного в главе Русь в IX - первой половине XII века.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
- Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Познавательные:
- Поиск и выделение необходимой информации.
- Осмысление прочитанного.
- Извлечение необходимой информации.
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении поблеем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
- Использование речевых средств, для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, умение выделять главное, ориентироваться в информационном потоке.
- Уметь полно и точно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимание необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Оборудование: мультимедийная презентация, контурные карты, атлас, индивидуальные карточки, генеалогическое древо.
Словарь: дань, урок, полюдье, погост, князь, вотчина.
Ход урока
Основное содержание |
Ответы детей |
Виды работ |
Номер слайда |
||
Организационный момент.
|
Сегодня …
|
|
|
||
Речевая зарядка
|
|
Коллективное чтение.
|
3 |
||
Мотивация к учебной деятельности.
- Историю какого государства мы изучаем? |
Мы изучаем историю Руси. Киевской Руси. | ||||
- События какого века мы закончили изучать?
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Итак, тема нашего урока «Обобщение по теме «Древняя Русь в IX - первой половине XII века».Сегодня у нас с вами будет необычный урок, он будет в форме игры. |
9-12 века.
повторять, обобщать |
4
|
|||
- Какие вопросы в себе содержит в себе эпиграф?
«Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить, и как русская земля стала развиваться…» (Нестор) |
1. Откуда есть пошла русская земля?
2. Кто стал первый в Киеве княжить? 3. И как русская земля стала развиваться? |
Работа с эпиграфом |
5
|
||
Нам с вами предстоит разделиться на две команды. Каждая команда получает оценочный лист с заданиями. За каждый конкурс капитан команды будет проставлять баллы в оценочные листы. В конце урока капитаны команд подведут итоги и оценят результаты работы каждого ученика в целом. |
|
Объяснение правил игры |
6 |
||
Операционный/ организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/
|
Работа по индивидуальным карточкам
Работа в группе. |
7, 8
|
|||
2 конкурс. Генеалогическое древо
- распределите князей по времени их правления на Руси. |
Составление генеалогического древа на доске | 9 | |||
3 конкурс. Исторические личности
2. ___________ долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей. 3. В 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю __________. Он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами. 4. Жестоко отмстила древлянам за смерть мужа. Сожгла Искоростень хитростью собрав с каждого двора по три голубя, да по 3 воробья.
5. Он принял «Русскую правду» - первый свод законов на Руси.
|
1. Игорь 2. Владимир 3. Рюрик 4. Ольга 5. Ярослав |
10-15
|
|||
4 конкурс. Работа с датами - Соотнесите дату и событие.
|
|
|
16-19 |
||
5 конкурс. Занятия славян.
|
20-25
|
||||
6 конкурс. Словарь
- объезд князей с дружиной подвластных земель, племен для сбора дани;
|
26
|
||||
7 конкурс. Найдите ошибки в тексте
Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь. 8 конкурс (При наличии времени тест) |
27-28
|
||||
Итог урока.
|
|
Отчёт о проделанной работе. Оценка работы команды капитанами команд. |
29-30 |
||
Домашнее задание. нет |
|
|