Вид проекта: долгосрочный - в течение учебного года 2021-2022.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и наряду с другими задачами, предполагает создание благоприятных условий для формирования общей культуры личности детей. В том числе познание окружающего мира и развитие таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Алгоритмом проекта послужило стихотворение К.Симонова: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
Тип проекта: познавательно-творческий, игровой, долгосрочный
По характеру: внутри ДОУ.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта
Ознакомление детей с родным краем: географическими, природными, с историко-культурными, национальными особенностями сформирует у них такие черты характера, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проект даст детям возможность на протяжении учебного года узнавать и закреплять понятия о малой Родине, о достопримечательностях Самарской области и Сызрани. Расширит знания о природных зонах и объектах нашей области.
Проект поможет воспитывать патриотические чувства детей и почувствовать сопричастность гражданской принадлежности к России.
Проект расширит познавательные интересы детей и начнет формирование элементарных представлений детей о планете Земля как общем доме людей, животных, растений, о многообразии природных зон, стран и народов мира. Проект поможет прикоснуться детям к интереснейшей науке о Земле - географии.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект даст детям возможность обогатить имеющиеся знания и навыки, научит использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Есть на Волге город Сызрань - это Родина моя» предоставит большие возможности для творчества, позволит приблизить обучение к жизни, разовьет активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Проблема
Мы считаем, что в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, происходит резкое расслоение общества, наблюдается враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большинство дошкольников не могут ответить на вопросы: в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России. У детей недостаточно сформированы представления о природе, достопримечательностях, жителях Самарской области, о ее географо-экономической составляющей. Исходя из этого, мы предполагаем, что данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о своей малой Родине, сформировать чувство гражданской принадлежности, патриотизм, гордость за достижения своей малой Родины и России в целом. А также формировать познавательный интерес к природе родного края и всей Земли, давая детям начальные географические знания.
Объект проектной деятельности: Процесс воспитания и обучения детей в различных формах познавательного и художественно-эстетического развития при ознакомлении с родным краем и Россией.
Предмет проектной деятельности: Инновационные технологии, проектный метод, условия для проведения проекта.
Цель проекта:
- Познакомить детей с глобусом и картой.
- Формировать начальные представления об окружающем мире, его многообразии.
- Знакомить с понятиями: континенты, (суша), мировой океан, континент Евразия.
- Способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации.
- Формировать и закреплять понятия о малой Родине с учетом регионального компонента.
Задачи проекта:
- Формировать первичный познавательный интерес при ознакомлении с глобусом, картой, планетой Земля.
- Знакомить с географическими понятиями: континенты (материки, острова, полюсы, природные зоны), океаны, стороны света, климат, природные явления, полезные ископаемые.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными климатическими условиями, животными и растениями, жизнью и деятельностью человека на планете Земля.
- Формировать умения делать простейшие обобщения.
- Поддерживать проявления исследовательской активности детей.
- Создать условия для проявления инициативы и творчества в процессе «заполнения» карты (географический модуль «Мы живем на Волге»)
- Расширять представления детей о характерных географических особенностях Самарской области, города Сызрани.
- Знакомить детей с флорой и фауной Самарской области.
- Расширять знания детей о достопримечательностях родного города.
- Развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор, способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной и музыкальной деятельности.
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний географической направленности.
- Учить использовать в речи новые слова, закреплять и расширять умения употреблять существительные с обобщающим значением.
- Расширять уровень накопленных практических навыков.
- Совершенствовать стиль партнерских отношений.
- Воспитывать гражданские чувства, чувства любви к Родине, родному краю.
- Расширять формы работы с семьей.
Задачи для детей:
- Обогащать знания о глобусе, карте и планете Земля.
- Знакомить с простейшими географическими понятиями.
- Развивать активность и творчество при работе с модулем «Мы живем на Волге».
- Расширять знания о родном городе, о природе родного края.
- Способствовать развитию общих речевых навыков, интонационной выразительности, мелкой моторики пальцев, расширению словаря.
- Воспитывать любовь и патриотические чувства к своей малой Родине.
- Расширять представление о том, как художники, поэты и музыканты рассказали о красоте родного края.
Задачи для родителей:
-
Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка.
- Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду при ознакомлении с природой и достопримечательностями родного края.
- Поощрять детей к поиску дополнительных сведений по теме проекта.
Задача для педагога: Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Программа реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Формирование целей и задач проекта.
- Знакомство с педагогической литературой, изучение положительного опыта.
- Сбор необходимого материала.
- Вовлечение родителей в суть проекта.
- Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей: внедрение в группу географического уголка «Веселые путешественники»
Основной этап:
- Подбор необходимого дидактического материала, с учетом выбранного алгоритма проекта.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Организация совместной деятельности родителей и воспитателей.
- Разработка НОД, модуля «Мы живем на Волге», презентаций, дидактических игр.
- Работа с детьми в рамках календарно-тематического плана по проекту.
- Разработка консультаций, советов родителям.
Заключительный этап:
- Фото экспозиция по итогам проекта для родителей.
- Развлечение с использованием модуля «Есть на Волге город Сызрань - это Родина моя»
- Мониторинг знаний детей природы родного края и города, его достопримечательностей, начальных географических понятий.
- Отчет в форме презентации перед педагогическим коллективом ДОУ.