Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Космическое путешествие»

Разделы: Работа с дошкольниками


Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.

Задачи:

  • Закрепить знания о планетах солнечной системы.
  • Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы.
  • Закреплять навык составления простых и сложных предложений.

Оборудование:

  • Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.
  • Глобус.
  • Мнемотаблицы.
  • Изображения созвездий.

Предварительная работа:

  • Беседы на тему «Космос».
  • Рисование на тему «Космос».
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе.
  • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе.
  • Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе?

Дети: Звезды, луну.

Воспитатель: Сколько на небе звезд?

(Ответы детей)

Воспитатель: Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.

Ребята, для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных.

(Показывает картинки с изображением созвездий)

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

- Кто же был первым космонавтом планеты?

Дети: Первым космонавтом планеты был Ю.А.Гагарин.

Воспитатель: Правильно, ребята. С тех пор 12 апреля - день первого полета человека в космос, стал днем космонавтики.

Воспитатель: Дети, а как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам?

Дети: Восток.

Воспитатель: Юрий Гагарин - настоящий герой не только нашей страны, но и всей планеты Земля!

А как зовут первую женщину-космонавта?

Дети: Валентина Владимировна Терешкова

Воспитатель: А кто еще летал в космос кроме людей?

Дети: В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна.

Воспитатель: А как вы думаете, какими должны быть космонавты?

Дидактическая игра «Каким должен быть космонавт?»

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру. Каждый из вас назовёт мне качества, которыми должен обладать космонавт.

(Ответы детей: смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным)

Воспитатель: Молодцы, ребята, из вас получатся хорошие космонавты.

Физкультминутка (под музыку)

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте)

Воспитатель: Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? Это метеорит. Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю?

Дети: Метеоритный дождь.

Воспитатель: Как называется окно в космическом корабле?

Дети: Иллюминатор.

Воспитатель: Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим?

Дети: Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды.

Воспитатель: А пока мы летим, я загадаю вам загадки.

Загадки о планетах.

1.

На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья!
(Меркурий)

2.

А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
(Плутон)

3.

А эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета.
(Земля)

4.

К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови.
(Венера, Марс)

5.

А эта планета гордится собой,
Поскольку, считается самой большой.
(Юпитер)

6.

Планета кольцами окружена.
И этим от всех отличилась она.
(Сатурн)

7.

А что за планета Зеленого цвета?
(Уран)

8.

Царь морской названье той планете дал,
Он именем своим ее назвал.
(Нептун)

Воспитатель: Ребята, так сколько же планет у нас с вами получилось?

Дети: 9 планет.

Воспитатель: А на какой из этих планет есть жизнь?

Дети: на планете Земля.

Воспитатель: Правильно, ребята. И мы живем на этой планете.

Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ну, а десять - это Солнце,
Не планета, а звезда,
Ярко светит нам она!

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами составим рассказ о нашей планете.

Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

«Земля - планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля - разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая - это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая - это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет - это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»

Воспитатель: Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

Воспитатель: А сейчас послушаем стихи, которые нам расскажут Демьян, Михаил, Андрей и Кирилл.

Земля нам подарила
Хорошего немало,
И ждет она в тревоге,
Чтоб мы ее спасли.
Она для всех на свете -
Единственная мама,
А мы родные дети
У матери Земли.
Пускай над вашим краем,
Пускай над нашим краем
Цветут, не увядая,
Весенние сады.
Обнимем нашу Землю,
Как маму обнимаем,
И защитим, как маму,
От горя и беды!

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе. И в заключение нашего путешествия давайте нарисуем нашу планету Земля.