Урок по математике "Виды треугольников". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: математика, УМК «Школа России», треугольники


Класс: 3

Цель:

обучающий аспект:

  • знать виды треугольников (по соотношению сторон);
  • уметь называть их существенные признаки;

развивающий аспект:

  • развивать внимание, логическое мышление;
  • уметь классифицировать треугольники по длине их сторон;
  • понимать и принимать учебную задачу;

воспитывающий аспект:

  • прививать любовь к предмету;
  • уметь слушать собеседника;

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  • усвоение новых знаний и способов действий,
  • первичная проверка усвоения,
  • итог на рефлексивной основе,

Оборудование: компьютер, документ-камера

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. 5 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука
Эта математика! (Слайд 2)

Презентация

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

- И сегодняшний наш урок посвятим одному из разделов математики - Геометрии.
- Слышали вы это слово? Где и когда?
Предлагает рассмотреть Рабочий лист урока, подписать.
- Тему урока нам поможет определить ребус. (Слайд 3)
Разгадайте его и запишите слово. (треугольники)

Слушают и настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.
Рассматривают и подписывают Рабочие листы.
Разгадывают ребус и записывают слово.

Усвоение новых знаний и способов действий

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, организация активных самостоятельных действий обучающихся.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы:/фронтальная, парная, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует припоминание по теме «Треугольники».
Рабочий лист
Задание 1 (в Рабочем листе)
- Рассмотрите фигуры, найдите треугольники и раскрасьте их.
Проверка.
Выполняют индивидуально задание 1 в Рабочем листе.

- Сколько фигур закрасили?
Сверяют с эталоном на слайде презентации.
- Как определили, что именно эти фигуры - треугольники?
- Где в жизни вы встречаете треугольники?

Отвечают на вопросы учителя.
(Ответ: 4 треугольника)
Сверяют с эталоном, обсуждают и исправляют ошибки.
(Ответ: каждая из закрашенных фигур имеет три стороны, три угла, три вершины.)
Называют предметы треугольной формы.

Задание 2 (в Рабочем листе)
Организует практическую работу. (можно индивидуально или в парах)

Каждый ученик получает набор треугольников. (см. приложение 1)

- Рассмотрите треугольники. Подумайте, на сколько групп и по какому основанию можно распределить треугольники?
(по цвету, по размеру, по длинам сторон)

- Разделите по длинам сторон и наклейте в Рабочий лист.

Рассматривают набор треугольников.

Организует работу в парах.

- Обсудите и напишите название каждой группы.

Делят на группы, выбирая основание.

Объясняют выбор основания.

Наклеивают в три группы по длинам сторон.

Обсуждают в парах что общего у треугольников каждой группы, обобщают, дают название группе.
(Ответ: равносторонние, разносторонние, равнобедренные)

Проверка. Организует обсуждение, задаёт уточняющие вопросы.

Совместная проверка.

Организует самостоятельную работу

Задание 3
- Рассмотрите группу треугольников. (Слайд 4)
1 вариант - выписать номера разносторонних треугольников.
2 вариант - выписать номера равнобедренных треугольников.
(можно использовать интерактив: презентацию, Kahoot, Google-форму; можно рабочий лист)

Рассматривают треугольники, выполняют задания.

1 вариант
Ответ: №5, №6
2 вариант
Ответ: №2, №4

Проверка - взаимопроверка по образцу на слайде

Взаимопроверка в паре. Проверяют по образцу.

Организую работу по решению задач на новом материале. (Слайд 5)
Задания разноуровневые (можно выполнять по выбору или по распределению учителем)

Задание 4
1 уровень: Дан треугольник, у которого каждая сторона 8 см. Как он называется?
Найди его периметр.
2 уровень: Длина одной стороны треугольника равна 10 см, длина другой стороны на 1 см меньше, чем длина первой стороны, а длина третий стороны на 1см меньше второй стороны. Как называется такой треугольник? Найди его периметр.

Проверка

Можно использовать документ камеру.
Один ученик отвечает, остальные следят за ответом и контролируют сигнальной карточкой (светофором, да/нет)

- Какой вид треугольника не назван? Ответ: равнобедренный.
Организует фронтальную работу.
Задача (Слайд 6). Периметр равнобедренного треугольника 24 см, сумма длин двух одинаковых сторон равна длине третьей стороны. Найдите длины сторон треугольника.
Читают задачу.
Проводит анализ задачи.
- Прочитайте задачу.
- Какая фигура дана?
- Что ещё известно в задаче?
Отвечают на вопросы учителя.
Ответ: равнобедренный треугольник.
Ответ: данные о сторонах - две стороны одинаковые по длине, а длина третьей - сумма двух одинаковых длин.

Предлагает составить краткую запись в виде схемы, которая поможет решить задачу.

Чертят схему.
Предлагает самостоятельно решить задачу. Решают задачу самостоятельно.

Проверка (Слайд 7)

1 вариант
24:4=6(см)
6+6=12(см)

2 вариант
24:3=8(см)
8+8=16(см)
- С каким вариантом совпадает ваше решение? Почему?

Объясняют ход решения.
Если рассмотреть схему, то можно сделать вывод, что 24 см составляют 4 одинаковые части, следовательно, можно найти длину 1 части. Это равные стороны, а длину третьей стороны найдём сложив две длины.

Организует работу с данными разного вида треугольников. Задание выполняют в парах.

Задание 5 (смотри Рабочий лист)
Даны три таблички.

- Синим закрась табличку с длинами сторон равностороннего треугольника.
- Красным закрась табличку с длинами сторон равнобедренного треугольника.
- Зеленым закрась табличку с длинами сторон разностороннего треугольника.

Обсуждают ход выполнения, закрашивают.

Проверка

Проверка фронтальная. Один рассказывает, остальные контролируют сигнальной карточкой.

Задание 6 (смотри Рабочий лист)
Дан треугольник. Проведите в нём отрезок так, чтобы получился равносторонний и разносторонний треугольники.
Проверка

Читают задание и самостоятельно выполняют.

Один ученик показывает работу через документ камеру. Остальные контролируют сигнальной карточкой.

Первичная проверка усвоения

Задача: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний на репродуктивном уровне, выявление пробелов, неверных представлений, типичных ошибок и их коррекция.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует первичную проверку.
Отметки выставляются только «5» и «4». Приложение 2
Выполняют самостоятельно

Проверка фронтальная
(тест можно провести в приложении с автоматической проверкой - Google форма…)

Проверяют
Оценивают по критериям
Все верно - «5»
1 ошибка - «4»

Итог на рефлексивной основе. мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предлагает проанализировать достиг ли цели урока. (Слайд 8)
Я все понял, могу объяснить другу.
Я все понял, но пока объяснить затрудняюсь.
У меня еще остались вопросы.

Выбирают фразу, добавляют свой комментарий.