Конспект урока "Науки о природе. География"

Разделы: География


Тема: науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Цель урока: создание условий, способствующих формированию целостных знаний о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых занимается география.

Результаты обучения / задачи урока:

  • предметные результаты обучения / или образовательные задачи: выделять ключевые компоненты из содержания наук о природе.
  • метапредметные результаты обучения / или развивающие задачи: активное использование речевых средств, использование различных видов поиска, обработки, передачи и интерпретации информации, развитие образного мышления.
  • личностные результаты обучения / или воспитательные задачи: формирование мировоззренческих идей.

Образовательные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Конспект урока

1. Актуализация имеющихся знаний и опыта + постановка темы и цели урока

[1 слайд] Презентация

- Что такое природа? (Всё, что окружает человека)

- На какие две группы делится природа Земли? (Живая и неживая)

- Какие объекты относятся к миру живой природы? (Все многообразие живых организмов)

- Назовите части неживой природы. (Реки, горы, озера, полезные ископаемые)

- Какая связь существует между объектами живой и неживой природы? (Например, рыба живая, но для её жизни необходим объект неживой природы: вода)

- Какой из объектов не относится к живой природе: подоси­новик, стрекоза, грач, лёд, человек? Почему?

[2 слайд] Объясните предложения:

  1. Человек на 80% состоит из воды.
  2. Акулы обитают в теплых водах океана.
  3. Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней.

(Всё это взаимосвязь живой и неживой природы)

Что такое природа и какой она бывает мы разобрались. Или нет? Как думаете? Нет

Конечно, нет. Мы только начинаем знакомство с миром, который нас окружает. И помогут нам в изучении специальные науки. Запишите число и тему урока «Науки о природе».

[3 слайд] Тема урока: науки о природе.

2. Изучение нового материала

Природу Земли изучают многие науки. Их называют есте­ственными науками. Почему? (в старину природу называли «естество»).

Естественные науки изучают тела и вещества природы, а также процессы, которые с ними происходят, т.е. явления. Познакомимся с науками, которые изучают природу.

Учащимся выдаются информационные листы (Приложение 1), где дано описание естественных наук.

Алгоритм действий: дети читают информацию про науку, затем учитель задает вопросы и вместе с детьми формулирует вывод (суть) данной науки. Вывод записывается в тетради.

[4 слайд]

Астрономия

От каких греческих слов произошло название науки астрономии? (От слов «астрон» - «звезда», «номос» - «закон».)

  1. Что изучает астрономия? (Небесные тела)
  2. Какие небесные тела вы знаете? (Кометы, астероиды, планеты)
  3. Какое небесное тело более всего изучено? (Планета Земля.)
  4. Какие явления мы можем наблюдать во Вселенной? (Затмение Солнца, метеоритный дождь.)

Вывод. Астрономия - наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве.

[5 слайд]

Физика

  1. От какого греческого слова произошло название науки физики? (От слова «физис» - «природа».)
  2. Какие явления изучает физика? (Движение тел, электричество, звук, свет и др.)
  3. Для чего нужно знание физики? (Для разработки и использования человеком техники: компьютеров, автомобилей, самолетов и др.)

Вывод. Физика - наука, изучающая разнообразные явления природы.

[6 слайд]

Химия

  1. От какого греческого слова произошло название науки химии? (Предположительно от слова «химевсис» «смешивание».)
  2. Какие вещества вы знаете? (Масло, бензин, чай)
  3. Какие вещества мы используем в быту?

Вывод. Химия - наука о веществах и их превращениях.

[7 слайд]

Биология

  1. От каких греческих слов произошло название науки биологии? (От слов «биос» - «жизнь», «логос» - «наука, учение».)
  2. Частями биологии являются:
      ботаника - наука о растениях;
    1. зоология - наука о животных;
    2. анатомия - наука о строении организмов;
    3. микология - наука о грибах.

Вывод. Биология - наука о живой природе.

Экология

  1. От каких греческих слов происходит название науки экологии? (От слов «экое» - «дом», «логос», «наука, учение»)
  2. Что вы можете сказать о взаимоотношениях человека и природы? (Есть как «+», так и «-» черты)

Вывод. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии чело­века и природы.

[8 слайд]

География

  1. Термин география произошел от 2 греческих слов («гео» - «земля», «графо» - «пишу» = землеописание.)
  2. Термин география ввел Эратосфен
  3. Первыми географами были путешественники и купцы, которые везли товары из одной страны в другую и описывали природу, быт и обычаи людей, живущих в разных землях.

Первыми географами были также и воины - захватывая территории разных стран, они описывали природу, жизнь и культуру этих стран. Ни одна наука не обошлась человечеству так дорого, как наука о Земле. Вряд ли на карте есть места, где бы не было могил путешественников - исследователей нашей Земли, большая часть которых неизвестна миру.

3. Физминутка

Детям необходимо посмотреть, как выглядят очертания материков Земли. Затем нужно закрыть глаза и носом в воздухе «нарисовать» контур материка.

[10 слайд]

Выделяют два основных раздела: физическую и социально-экономическую географию.

Физическая география изучает природу земной поверхности. К физико-географическим наукам относят геоморфологию, климатологию, биогеографию и др. Социально-экономическая география изучает разнообразие мира людей и его хозяйство. Этот раздел также объединяет множество наук: военную, политическую, историческую географию и др.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с семьей географических наук (Приложение 2)

[11 слайд]

Наука

Что изучает?

Геоморфология

Рельеф земной поверхности

Демография

Население

Биогеография

Распространение живых организмов

Медицинская география

Влияние местности на здоровье

Историческая география

Территории в разные временные периоды

Военная география

Применение географических объектов в военном деле

Картография

Создание и использование различных карт

Геология

Полезные ископаемые

Самостоятельно напишите вывод для науки «география»

4. Закрепление

Помогают ли вам в повседневной жизни естественные науки? (Да, прогноз погоды; ботаника - ядовитые/ нет, съедобные/ несъедобные и т.п.).

Организация домашнего задания

[12 слайд]

Домашнее задание: подготовиться к географическому диктанту «Естественные науки».