Тема: науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
Цель урока: создание условий, способствующих формированию целостных знаний о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых занимается география.
Результаты обучения / задачи урока:
- предметные результаты обучения / или образовательные задачи: выделять ключевые компоненты из содержания наук о природе.
- метапредметные результаты обучения / или развивающие задачи: активное использование речевых средств, использование различных видов поиска, обработки, передачи и интерпретации информации, развитие образного мышления.
- личностные результаты обучения / или воспитательные задачи: формирование мировоззренческих идей.
Образовательные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Конспект урока
1. Актуализация имеющихся знаний и опыта + постановка темы и цели урока
[1 слайд] Презентация
- Что такое природа? (Всё, что окружает человека)
- На какие две группы делится природа Земли? (Живая и неживая)
- Какие объекты относятся к миру живой природы? (Все многообразие живых организмов)
- Назовите части неживой природы. (Реки, горы, озера, полезные ископаемые)
- Какая связь существует между объектами живой и неживой природы? (Например, рыба живая, но для её жизни необходим объект неживой природы: вода)
- Какой из объектов не относится к живой природе: подосиновик, стрекоза, грач, лёд, человек? Почему?
[2 слайд] Объясните предложения:
- Человек на 80% состоит из воды.
- Акулы обитают в теплых водах океана.
- Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней.
(Всё это взаимосвязь живой и неживой природы)
Что такое природа и какой она бывает мы разобрались. Или нет? Как думаете? Нет
Конечно, нет. Мы только начинаем знакомство с миром, который нас окружает. И помогут нам в изучении специальные науки. Запишите число и тему урока «Науки о природе».
[3 слайд] Тема урока: науки о природе.
2. Изучение нового материала
Природу Земли изучают многие науки. Их называют естественными науками. Почему? (в старину природу называли «естество»).
Естественные науки изучают тела и вещества природы, а также процессы, которые с ними происходят, т.е. явления. Познакомимся с науками, которые изучают природу.
Учащимся выдаются информационные листы (Приложение 1), где дано описание естественных наук.
Алгоритм действий: дети читают информацию про науку, затем учитель задает вопросы и вместе с детьми формулирует вывод (суть) данной науки. Вывод записывается в тетради.
[4 слайд]
Астрономия
От каких греческих слов произошло название науки астрономии? (От слов «астрон» - «звезда», «номос» - «закон».)
- Что изучает астрономия? (Небесные тела)
- Какие небесные тела вы знаете? (Кометы, астероиды, планеты)
- Какое небесное тело более всего изучено? (Планета Земля.)
- Какие явления мы можем наблюдать во Вселенной? (Затмение Солнца, метеоритный дождь.)
Вывод. Астрономия - наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве.
[5 слайд]
Физика
- От какого греческого слова произошло название науки физики? (От слова «физис» - «природа».)
- Какие явления изучает физика? (Движение тел, электричество, звук, свет и др.)
- Для чего нужно знание физики? (Для разработки и использования человеком техники: компьютеров, автомобилей, самолетов и др.)
Вывод. Физика - наука, изучающая разнообразные явления природы.
[6 слайд]
Химия
- От какого греческого слова произошло название науки химии? (Предположительно от слова «химевсис» «смешивание».)
- Какие вещества вы знаете? (Масло, бензин, чай)
- Какие вещества мы используем в быту?
Вывод. Химия - наука о веществах и их превращениях.
[7 слайд]
Биология
- От каких греческих слов произошло название науки биологии? (От слов «биос» - «жизнь», «логос» - «наука, учение».)
- Частями биологии являются:
-
ботаника - наука о растениях;
- зоология - наука о животных;
- анатомия - наука о строении организмов;
- микология - наука о грибах.
Вывод. Биология - наука о живой природе.
Экология
- От каких греческих слов происходит название науки экологии? (От слов «экое» - «дом», «логос», «наука, учение»)
- Что вы можете сказать о взаимоотношениях человека и природы? (Есть как «+», так и «-» черты)
Вывод. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.
[8 слайд]
География
- Термин география произошел от 2 греческих слов («гео» - «земля», «графо» - «пишу» = землеописание.)
- Термин география ввел Эратосфен
- Первыми географами были путешественники и купцы, которые везли товары из одной страны в другую и описывали природу, быт и обычаи людей, живущих в разных землях.
Первыми географами были также и воины - захватывая территории разных стран, они описывали природу, жизнь и культуру этих стран. Ни одна наука не обошлась человечеству так дорого, как наука о Земле. Вряд ли на карте есть места, где бы не было могил путешественников - исследователей нашей Земли, большая часть которых неизвестна миру.
3. Физминутка
Детям необходимо посмотреть, как выглядят очертания материков Земли. Затем нужно закрыть глаза и носом в воздухе «нарисовать» контур материка.
[10 слайд]
Выделяют два основных раздела: физическую и социально-экономическую географию.
Физическая география изучает природу земной поверхности. К физико-географическим наукам относят геоморфологию, климатологию, биогеографию и др. Социально-экономическая география изучает разнообразие мира людей и его хозяйство. Этот раздел также объединяет множество наук: военную, политическую, историческую географию и др.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с семьей географических наук (Приложение 2)
[11 слайд]
Наука
|
Что изучает? |
Геоморфология |
Рельеф земной поверхности |
Демография |
Население |
Биогеография |
Распространение живых организмов |
Медицинская география |
Влияние местности на здоровье |
Историческая география |
Территории в разные временные периоды |
Военная география |
Применение географических объектов в военном деле |
Картография |
Создание и использование различных карт |
Геология |
Полезные ископаемые |
Самостоятельно напишите вывод для науки «география»
4. Закрепление
Помогают ли вам в повседневной жизни естественные науки? (Да, прогноз погоды; ботаника - ядовитые/ нет, съедобные/ несъедобные и т.п.).
Организация домашнего задания
[12 слайд]
Домашнее задание: подготовиться к географическому диктанту «Естественные науки».