«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?»
В.В.Маяковский
Для детей младшего школьного возраста актуальны вопросы о школьных буднях, успехах или неудачах в учебе, о дружбе или ссорах с одноклассниками. Все тревоги и волнения, связанные с этими вопросами, надо поднимать, обсуждать и научиться регулировать. Конечно, родители и семья помогают ребенку справляться со многими трудностями, но, целенаправленные тематические занятия для детей с педагогом-психологом, классным руководителем, направленные на обсуждение чувств и эмоций ребенка, безусловно, необходимы. В первую очередь потому, что воспитание детей возможно тогда, когда есть понимание их внутреннего мира и представлений, процессов, которые с ними происходят. Занятие организовано в форме «круглого стола». Дети и взрослые рассуждают на тему «Красивое и уродливое» как о внешнем облике человека, так и о его внутреннем мире. Предлагают высказать свои мысли по поводу различных поступков, почувствовать и выразить свои эмоции, «послушать» свое сердце в определении прекрасного и уродливого.
В стихотворении В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» назывались конкретные поступки и формулировались понятия «хорошо» и «плохо». Эта тема актуальна в любом возрасте, потому что ребенок растет, развивается, взрослеет, а вместе с этим усложняется его мир, изменяется система ценностей. И нашим подопечным просто необходима поддержка, ориентировка в определении, казалось бы, таких простых истин. Психологические занятия помогают ребенку раскрываться, воспринимать другую точку зрения, понимать самого себя и других людей.
Сценарий занятия
Цель занятия: обсуждение нравственных поступков, определение добра и зла.
Задачи:
- формировать умение видеть красивое в природных явлениях и окружающем мире;
- развивать способность ценить внутреннюю красоту человека;
- определять нравственность или безнравственность поступков;
- побуждать стремление к добрым делам и личной ответственности за свои поступки;
- способствовать развитию эмпатии, бережного отношения к чувствам других.
Вводная часть занятия
Организационный момент. Участники рассаживаются полукругом. Разъясняем правила «круглого стола». Начало демонстрации презентации. Сообщение темы занятия.
Слайд 2
Уточнение понятия «красота», беседа о том, что мы для себя считаем красивым, внешняя красота и внутренняя красота человека
Слайды 3-9
Рассматривание фотографий. Обсуждение объектов, изображенных на фотографиях, какие чувства возникают, что хотелось бы еще раз увидеть, потрогать и т.п. Творческая работа по определению образов объектов. Подобрать название для фотографий, используя образные сравнения, ассоциации, эпитеты и т.п.
Основная часть занятия
Слайды 10-12
Цитаты известных людей. "Сильный не тот, кто может положить на лопатки одним взглядом, а то, кто одной улыбкой способен поднять с колен" (Ж.Бинош)
"Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты - это твои действия, и нет другого тебя" (Антуан де Сент-Экзюпери)
Вопросы для обсуждения
- Какая связь между чувствами, мыслями и поступками?
- Как доброе отношение поддерживает нас в жизни?
- Как мы можем помочь своим близким? Когда нужна наша помощь?
- Почему прикосновение к прекрасному делает нас лучше?
- Как увидеть внутреннюю красоту?
Слайды 13-15
«По следам сказок...»
Вспоминаем мультипликационных и литературных сказочных персонажей, их истории, образы и поступки.
Может быть, кто-то захочет поделиться своим опытом, про который можно сказать так: «внешность обманчива», «не все то золото, что блестит», «по одежке встречают, по уму провожают» и т.п.
Упражнения по снятию психологического напряжения
Слайды 16-18
Психологические этюды. Это творческие упражнения по созданию и демонстрации предлагаемых образов. Дети могут позировать, перемещаться по классу, двигаться, танцевать, издавать звуки, петь и т.п., передавая различные эмоциональные состояния. Можно предложить ребенку выбрать этюд, который он будет разыгрывать. Задача участника постараться показать этюд так, чтобы зритель догадался, о чем он.
- Почувствуй себя нежным цветком, который раскрывается.
- Понежься под ласковыми лучами солнышка.
- Представь, что в твоих ладонях маленький продрогший птенец, согрей его дыханием.
- Изобрази полет порхающей бабочки над цветочной поляной.
- Посмотри в зеркало и улыбнись себе, пожелай себе хорошего дня.
- Вообрази себя теплым дождиком и бережно поливай травы.
Заключение
Слайды 19-27
Чтение рассказа В.Сухомлинского «Красивое и уродливое». Обсуждение прочитанного рассказа. Определение добра и зла, осознание ответственности за свои поступки.
Просим детей высказаться о том, что особенно запомнилось и вызвало интерес на занятии, о чем хотелось бы еще поговорить.
В конце занятия рекомендуется просмотр видеоролика с картинами и звуками природы.
Использованные литературные источники
- Сухомлинский В.А. Красивое и уродливое.
- Ожегов С.И. Толковый словарь.