Основы тьюторского сопровождения в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


С английского тьютор переводится как наставник, опекун. Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В 14 в. Тьюторство нашло свое применение в классических британских университетах - Оксфорде, а позднее в Кембридже в форме наставничества. Они были посредниками между профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как применить академические знания в жизни. В этих университетах тьюторство до сих пор играет важную роль воспитательной и обучающей работе. Первые следы тьюторства в России имели место в монастырях. К монахам прикреплялись старцы, которые передавали знания своим воспитанникам, тесно общаясь друг с другом. Позже в аристократических семьях в дореволюционной России появились гувернеры. Они буквально целый день находились со своими подопечными, помогая им найти свой путь в жизни. Гувернеры, как и старцы, немало вложили в развитие тьюторства в России. После революции должность классных наставников и гувернеров была упразднена. Само официальное понятие «Тьютор» закрепилось в русской педагогической практике в 19 в., благодаря фанату английских традиций Каткову М.Н.

Несмотря на популярность этой профессии во всем мире, в России тьюторство как профессию стали вводить около 8 лет назад. Но с каждым годом она будет все более востребованной.

Кто он? Тьютор?

Главная задача, которую он помогает решить - определение места своей жизни.

В лучшем случае тьютор ведет ребенка с первых лет и до завершения обучения.

Тьютор может понадобиться не только детям, но и взрослым. Когда мысли никак не сложатся в целую картинку, когда не понимаешь, в каком направлении дальше двигаться - на помощь приходит тьютор.

Профессию тьютора легко спутать с другими педагогическими профессиями, такими как психолог, воспитатель, репетитор. Но главная его отличительная особенность, что свои отношения с ребенком он строит исключительно исходя из индивидуальных особенностей подопечного ребенка.

Тьютор работает исключительно мягкими, доверительными техниками сопровождения. Иногда мы не способны признаться в чем-то даже самим себе, а благодаря тьютору мы открываем в себе новые возможности.

Чтобы стать по-настоящему хорошим тьютором нужно иметь не только профессиональное образование, нужно еще быть человеком с определенным набором личных качеств, таких как: высокая степень ответственности, самодисциплина, способность находить общий язык с любым человеком и устанавливать дружеский контакт, находить с человеком точки соприкосновения и доводить его до истинных желаний и возможностей.

Тьютор - это человек, с которым ты разговариваешь на равных, но выходишь из разговора более эрудированным.

Кто же такой тьютор в дошкольном образовательном учреждении и чем он занимается

Сопровождение детей с ОВЗ, развитие мотивации, анализ личности ребенка - вот лишь некоторые функции этого специалиста. Так кто же такой тьютор и в чем заключается его работа?!

Тьютор - это специалист, который изучает индивидуальные особенности и интересы ребенка и создает среду для его развития, с учетом его возможностей и желаний.

Существует общее тьюторское сопровождение и индивидуальное тьюторское сопровождение, о том какое из них показано ребенку можно увидеть в заключении ТПМПК (вашего города).

Программа общего тьюторского сопровождения полезна, если у ребенка нет ментальных нарушений и если ребенок:

  • не знает, чем он будет заниматься в будущем и не имеет интересов;
  • потерял мотивацию к обучению;
  • хочет научиться самостоятельно ставить цели и обращаться с информацией по самообразованию;
  • планирует перейти на индивидуальный учебный план.

В этом виде тьюторского сопровождения в качестве тьютора могут выступать родители, воспитатели, педагоги, классные руководители или непосредственно сам тьютор.

Отдельный вид тьюторского сопровождения - индивидуальное тьюторское сопровождение ребенка в инклюзивном пространстве. Здесь тьютор помогает детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе.

В обязанности тьютора здесь входит организация образовательной деятельности, нахождение сильных сторон у ребенка и помощь в их развитии, а также с учетом индивидуальных возможностей развитие необходимых жизненных навыков и умений.

В современном образовании тьютор - незаменимый человек. Он поможет сделать процесс обучения наиболее эффективным для ребенка. В семейном воспитании тьютор подсказывает родителям без педагогического опыта как грамотно помочь своему ребенку овладеть теми или иными знаниями, дает ответы на вопросы, связанные с личным развитием и образованием ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

«Мы исключили эту часть людей из общества и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».
Жан Ванье «Из глубины»

Что делает тьютор в ОО с детьми с ОВЗ:

  1. Выявляет способности ребенка.
  2. Составляет индивидуальный образовательный маршрут, в котором учитываются особенности и желания ребенка.
  3. Создает условия для образования ребенка с ОВЗ в системе образовательной организации.
  4. Сопровождает и направляет ребенка от короткого периода до нескольких лет ( в зависимости от запроса).
  5. Оценивает результаты ребенка на основе его личных качеств и умений.
  6. Корректирует индивидуальную программу обучения совместно с другими специалистами ОО с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Одаренные дети. Стандартная программа обучения для детей с высоким интеллектом становится невыносимо скучной. Чтобы создать маленькому гению нагрузку по силам, на помощь приходит тьютор. Вместе с тьютором ребенок осознает свои сильные и слабые стороны и ищет решение, как применить свои достоинства и укрепить нестабильные позиции.

Таланты трудно распознать,
не всякий может в них поверить.
Таланты нужно воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий…кто понятлив:
Таланты может воспитать,
Лишь тот, кто сам чуть-чуть талантлив.

Виды деятельности тьютора

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, и интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий.

Диагностическая работа проявляется в следующих действиях:

  • изучение исходных данных обучающегося (возраст, группа, заключение ТПМПК, состав семьи, социальный паспорт семьи);
  • определение индивидуальных особенностей обучающегося (уровень развития познавательных функций, физического развития, уровень развития способностей, любимые виды деятельности, возможности);
  • определение потребностей, мотивов, опасений и причин их вызывающих, ожиданий и др.
  • определение и анализ опыты, знаний, умений, навыков обучающегося, а также успехи и неудачи в обучении, исходя из предыдущего опыты обучения, диагностика степени усвоения знаний.

Функция целеполагания - основа работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать как краткосрочные цели, касаемые непосредственно работы с ребенком, которого он сопровождает, так и долгосрочные, касаемые всей образовательной деятельности образовательной организации.

Функция целеполагания неотъемлемо связана с функцией планирования - построение стратегии достижения цели, но более детализировано.

Функция контроля. Работа тьютора не может строиться без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. К функции контроля относят также коррекцию и оценку.

Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих,
Мир особого ребенка - допускает лишь своих.
Мир особого ребенка интересен и пуглив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих,
Мир особого ребенка - допускает лишь своих.

Правила тьютора

  1. Быть открытым и доступным.
  2. Понимать и реализовывать в своей практике тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные».
  3. Устанавливать между собой и ребенком, а также между собой и его родителями доброжелательные и партнерские взаимоотношения.
  4. Формировать в группе и во всем детском саду благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе.
  5. Быть всегда на стороне ребенка, на защите его прав и чувств.

Установка:

К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.

Четыре этапа тьюторского сопровождения

  1. Диагностико-мотивационный (тьютор оценивает ситуацию вокруг ребенка с ОВЗ и стимулирует его на контакт и адаптацию к интегрированной среде).
  2. Проектировочный (тьютор осуществляет поиск индивидуальных интересов ребенка и разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут ребенка).
  3. Реализационный (тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ).
  4. Аналитический (оценка результатов работы, внесение изменений в индивидуальный образовательный маршрут или завершение тьюторского сопровождения).

Цель тьютора - успешно включить ребенка с ОВЗ в среду ОО.

Задачи тьютора:

  1. Сопровождение ребенка в образовательной и жизненной среде.
  2. Индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ.
  3. Сотрудничать с семьей в вопросах развития и образования ребенка.
  4. Осуществлять правовую и образовательную поддержку семье в реализации прав ребенка.

Главное для тьютора - иметь доверительные и эмоциональные отношения с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний. В результате тьюторского сопровождения у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в жизнь детского сада и проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.

Результаты работы тьюторского сопровождения дошкольников

  1. Все дети включены в образовательный процесс и получают помощь и поддержку в овладении образовательной программы.
  2. Показывают положительную динамику в развитии.
  3. Дети с ОВЗ адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают детский сад.
  4. Родители - полноценные участники процесса обучения и развития своих детей и занимают активную позицию сотрудничества и поддержки.
  5. Сотрудники имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности.

Нужно помнить:

Инклюзия - далеко не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в детском саду. Это изменение самого детского сада, группы, образовательной системы и системы отношений специалистов и педагогов, вовлекая в тесное сотрудничество и родителей при работе с ребенком.

«Для того чтобы было легко жить
С каждым человеком, думай о том,
Что тебя соединяет, а не о том,
что тебя разьединяет с ним».
Л.Н.Толстой