Цель: развитие навыков чтения при работе над произведениями Б.Заходера, С.Маршака, К.Чуковского, Д.Хармса.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с творчеством писателей и немецких поэтов, со стихотворением «Бочонок собачонок». «Что это было, «Чудо - дерево»,
- определять жанр произведения.
развивающие:
- развивать устную речь;
- развивать образное и логическое мышление;
- развивать артикуляционный аппарат;
- обогащать словарный запас;
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
- совершенствовать навыки чтения;
- продолжать работу над выработкой хорошей дикции;
- учить «вдумчивому чтению», т.е. умение думать до чтения, во время чтения и после чтения;
- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
воспитывающие:
- воспитывать усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручку;
- воспитывать умение работать дружно, в парах.
Планируемые результаты (УУД):
личностные:
- осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении;
- проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
- высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
метапредметные:
регулятивные:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения;
- адекватно воспринимают оценку учителя, товарищей.
познавательные:
- воспроизводят по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи;
- строят речевые высказывания в устной форме.
коммуникативные:
- оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- составляют небольшие устные монологические высказывания.
предметные:
- научатся выразительно читать вслух произведение и отвечать на вопросы по содержанию;
- научатся определять, называть жанр и тему произведения.
Оборудование: презентация, проектор, книги.
Выставка книг: «Небылицы и нелепицы в стихах», Б.Заходер, С.Маршак, Д.Хармс, К.Чуковский.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Подготовительные упражнения
- А сейчас, ребята, мы с вами выполним дыхательную гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.
- Вдох носом, выдох ртом.
- Вдох носом, выдох носом.
- Медленный глубокий вдох - краткий резкий выдох.
- На одном вдохе произнесите несколько звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: ф! - ф! - ф!...
- Делаем вдох, и на выдох читаем сочетание гласных. (СЛАЙД 2)
- Делаем вдох, и на выдох читаем согласные. Чтение согласных с гласной: девочки с гласным а, мальчики с гласным у. (СЛАЙД 2)
- Плавно читаем слоги сначала вместе со мной. (СЛАЙД 3)
- Читают радостно, грустно.
3. Постановка целей урока
А) Выставка книг. (Слайды 4-7)
- Книги, каких авторов на выставке вам знакомы? (Б.Заходер, С.Маршак, Д.Хармс, К.Чуковский)
- Какие иллюстрации на огбложках вам показались смешными, забавными?
- Что необычного, нелепого вы увидели?
- Какая особенность будет в произведениях, которые мы будем читать? (Смешные, забавные.
- Сегодня мы будем читать весёлые стихи с сюжетом, выдуманным автором. Этого не бывает, не может быть. Такие стихи имеют свои названия (Слайд 8) НЕБЫЛИЦЫ, НЕЛЕПИЦЫ.
4. Основная часть
а) Подготовка к чтению нового произведения.
- Прочитайте название и рассмотрите иллюстрации к тексту. Предположите, о чем будет текст? Прослушайте и скажите, где можно читать эти стихи?
б) Чтение учителем или аудиозапись произведения. (Слайд 9)
в) Беседа-рассуждение о прочитанном.
- Где можно читать эти стихи?
- Что можно назвать НЕБЫЛИЦЕЙ, НЕЛЕПИЦЕЙ? (Пароход ездит в огороде, на грядках растут шоколадки, рыбы живут на дереве....)
г) Чтение текста учениками. (Слайд 10)
- Поиграем в игру «Доскажи словечко». Я вам прочитаю отрывки из стихотворения, а вы хором проговорите последнее слово в строфе.
Например:
Как у нашего Мирона
На носу сидит …..(Ворона)
(Повторное чтение произведения)
- Понравилась вам игра? Вы можете выучить стихотворение и поиграть в эту игру3 с друзьями.
5. Физминутка
(Слайд 11)
«Совушка-сова»
- Присели. По сигналу «день» - вы «совы», медленно поворачиваете голову влево, вправо.
«Ночь» - смотрим вперёд, взмахиваем руками. Опускаем их вниз, произносим протяжно, без напряжения: у-у-ф-ф-ф!
6. Самостоятельная работа учащихся
(Слайд 12)
а) Прочитайте песенку «Стучит-брянчит по улице». К какому жанру относится ? Почему? Понравилось? Прочитаем по ролям.
7. Рефлексия
Прочитайте ещё одну небылицу знакомого вам поэта «Бочонок собачонок» в книжках, которые я вам раздала. (Слайд 13)
в) Беседа-рассуждение.
- Понравилось произведение? Что рассмешило? В чем измеряются в стихотворении девочки и мальчики, собаки?
- Можно ли измерить смех, визг, писк?
Работа в парах.
Детям раздаются небылицы, они читают друг другу.
8. Подведение итогов урока
Ребята, кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно? Попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены - задумчивого человечка. (СЛАЙД 14)
Методическая литература
- Программа «Внеклассное чтение в 1 классе» 2021-2022 у г, утвержденная на кафедре МОУ Лицей г.Истра.
- Г.О.Голяш. Руководство внеклассным чтением младших школьников - №4, 2010.
- Е.Л.Алексеева. Нестандартные формы проведения уроков внеклассного чтения - №4, 2010.
- Книги А.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского.