Литературное чтение «Всё наоборот: забавные стихи». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: внеклассное чтение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Цель: развитие навыков чтения при работе над произведениями Б.Заходера, С.Маршака, К.Чуковского, Д.Хармса.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с творчеством писателей и немецких поэтов, со стихотворением «Бочонок собачонок». «Что это было, «Чудо - дерево»,
  • определять жанр произведения.

развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать образное и логическое мышление;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
  • совершенствовать навыки чтения;
  • продолжать работу над выработкой хорошей дикции;
  • учить «вдумчивому чтению», т.е. умение думать до чтения, во время чтения и после чтения;
  • формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

воспитывающие:

  • воспитывать усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручку;
  • воспитывать умение работать дружно, в парах.

Планируемые результаты (УУД):

личностные:

  • осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении;
  • проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
  • высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

метапредметные:

регулятивные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения;
  • адекватно воспринимают оценку учителя, товарищей.

познавательные:

  • воспроизводят по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи;
  • строят речевые высказывания в устной форме.

коммуникативные:

  • оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • составляют небольшие устные монологические высказывания.

предметные:

  • научатся выразительно читать вслух произведение и отвечать на вопросы по содержанию;
  • научатся определять, называть жанр и тему произведения.

Оборудование: презентация, проектор, книги.

Выставка книг: «Небылицы и нелепицы в стихах», Б.Заходер, С.Маршак, Д.Хармс, К.Чуковский.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подготовительные упражнения

- А сейчас, ребята, мы с вами выполним дыхательную гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.

- Вдох носом, выдох ртом.
- Вдох носом, выдох носом.
- Медленный глубокий вдох - краткий резкий выдох.
- На одном вдохе произнесите несколько звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: ф! - ф! - ф!...
- Делаем вдох, и на выдох читаем сочетание гласных. (СЛАЙД 2)
- Делаем вдох, и на выдох читаем согласные. Чтение согласных с гласной: девочки с гласным а, мальчики с гласным у. (СЛАЙД 2)
- Плавно читаем слоги сначала вместе со мной. (СЛАЙД 3)
- Читают радостно, грустно.

3. Постановка целей урока

А) Выставка книг. (Слайды 4-7)

- Книги, каких авторов на выставке вам знакомы? (Б.Заходер, С.Маршак, Д.Хармс, К.Чуковский)

- Какие иллюстрации на огбложках вам показались смешными, забавными?

- Что необычного, нелепого вы увидели?

- Какая особенность будет в произведениях, которые мы будем читать? (Смешные, забавные.

- Сегодня мы будем читать весёлые стихи с сюжетом, выдуманным автором. Этого не бывает, не может быть. Такие стихи имеют свои названия (Слайд 8) НЕБЫЛИЦЫ, НЕЛЕПИЦЫ.

4. Основная часть

а) Подготовка к чтению нового произведения.

- Прочитайте название и рассмотрите иллюстрации к тексту. Предположите, о чем будет текст? Прослушайте и скажите, где можно читать эти стихи?

б) Чтение учителем или аудиозапись произведения. (Слайд 9)

в) Беседа-рассуждение о прочитанном.

- Где можно читать эти стихи?

- Что можно назвать НЕБЫЛИЦЕЙ, НЕЛЕПИЦЕЙ? (Пароход ездит в огороде, на грядках растут шоколадки, рыбы живут на дереве....)

г) Чтение текста учениками. (Слайд 10)

- Поиграем в игру «Доскажи словечко». Я вам прочитаю отрывки из стихотворения, а вы хором проговорите последнее слово в строфе.

Например:

Как у нашего Мирона
На носу сидит …..(Ворона)

(Повторное чтение произведения)

- Понравилась вам игра? Вы можете выучить стихотворение и поиграть в эту игру3 с друзьями.

5. Физминутка

(Слайд 11)

«Совушка-сова»

- Присели. По сигналу «день» - вы «совы», медленно поворачиваете голову влево, вправо.

«Ночь» - смотрим вперёд, взмахиваем руками. Опускаем их вниз, произносим протяжно, без напряжения: у-у-ф-ф-ф!

6. Самостоятельная работа учащихся

(Слайд 12)

а) Прочитайте песенку «Стучит-брянчит по улице». К какому жанру относится ? Почему? Понравилось? Прочитаем по ролям.

7. Рефлексия

Прочитайте ещё одну небылицу знакомого вам поэта «Бочонок собачонок» в книжках, которые я вам раздала. (Слайд 13)

в) Беседа-рассуждение.

- Понравилось произведение? Что рассмешило? В чем измеряются в стихотворении девочки и мальчики, собаки?

- Можно ли измерить смех, визг, писк?

Работа в парах.

Детям раздаются небылицы, они читают друг другу.

8. Подведение итогов урока

Ребята, кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно? Попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены - задумчивого человечка. (СЛАЙД 14)

Методическая литература

  1. Программа «Внеклассное чтение в 1 классе» 2021-2022 у г, утвержденная на кафедре МОУ Лицей г.Истра.
  2. Г.О.Голяш. Руководство внеклассным чтением младших школьников - №4, 2010.
  3. Е.Л.Алексеева. Нестандартные формы проведения уроков внеклассного чтения - №4, 2010.
  4. Книги А.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского.