Задачи:
- Познакомить с понятием вежливость, вежливый.
- Формировать саморегуляцию поведения ребёнка.
- Развивать познавательный интерес учащихся, через чтение рассказов, сказок,дидактических игр, понимание, сочувствие и содействие другим людям, воображение,память, коммуникативные способности.
- Обогащать и активизировать словарь детей за счёт вежливых слов;
- Организовать педагогическое общение на уроке, основанное на взаимном доверии.
- Создать в классе положительный фон - фон желания совместно трудиться.
- Обеспечить условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей школьника как равноправного субъекта общения.
Дети должны уметь.
- Устанавливать доброжелательную атмосферу взаимоотношений.
- Познакомиться с понятием Вежливость.
Оборудование: презентация, мультфильм,песня «Об улыбке» выставка сказок,карточки с пословицами, с отрывками произведений.
Ход занятия
1. Организационный момент
Цель: мобилизация внимания.
2. Введение в проблему
Цель: постановка учебной задачи занятия.
Вы слышите, звучит музыка из песни. Давайте споем дружно, всем классом.
(Слайд 1 караоке)
- Как вы думаете, почему мы начали занятие с песни?
- Песня помогла нам поделиться друг с другом улыбкой, хорошим настроением. Значит мы проявили своё доброе отношение, внимание.
- А когда не звучит такая песня. Помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, до-доброму?
- Почему?
Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает и поэтому всякому с ним легко и приятно?
- Верно. Вежливым и воспитанным (Слайд 2) Сегодня и пойдёт разговор о вежливости. Это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
- (Слайд 3) До 16-го века «ВЕЖА» означало «ЗНАТОК», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.
Физминутка
Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась,потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
3. Основная часть
Цель: знакомство, изучение, обсуждение черт характера как вежливый.
а) Работа в группах
- Разделимся на три группы. Из мешочка вытащите карточку и займите место за столом, где стоит флажок цвета вашей карточки. Проведем игру «Так - не так».
(Слайд 4) Смотрите на экран и слушаете стихотворение А.Барто «Медвежонок - невежа». Обсудите поведение Медвежонка, помогите исправить свои промахи.
(Слушаются ответы детей, оценивается работа)
- Ребята. Как вы думаете , легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь?
(Медвежонку надо пойти в школу, научиться быть вежливым.)
- Почему А.Барто написала:
Я знаю понаслышке, и люди говорят,
Что такие мишки есть среди ребят.
(Невоспитанными бывают не только медведи. Но и ребята.)
б) Игра «Доскажи словечко»
- Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.
1.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).
2.
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…(извините).
3.
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).
4.
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания).
5.
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
6.
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю).
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!
7.
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны),
Будьте…(добры).
8.
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
(Слайд 5) Вежливые слова.
Физминутка. (Игра «Вежливо - невежливо»)
Если вежливо - хлопайте в ладошки, невежливо - топайте ножками.
Поздороваться при встрече -
Взять билеты в автобусе -
Толкнуть и не извиниться -
Не уступить место старшему -
Помочь поднять упавшие вещи -
Сидеть в шапке за столом -
Не поднять руки, обращаясь к учителю -
Ломать ветки деревьев и кустов -
Поздравить родных с праздником-
в) Правила вежливости. (Слайд №6)
- Слова вежливые вы знаете. А теперь посложнее - поступки. прочитайте пословицы и поговорки, объясни.
- Тёплое слово и в мороз согревает
- Вежливость открывает все двери.
- Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.
- Не спеши хватать: оботри руки.
- Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
Вывод: Правила вежливости.
- Будь вежлив.
- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; не забудь попрощаться
- Всегда помогай тем, кто нуждается в помощи.
- Никогда и никуда не опаздывай.
- Не заставляй волноваться о себе.
- Уступай место старшим
- Не капризничай.
4. Рефлексия
Цель: стимуляция положительных эмоций, отношения и мотивации к выходу из конфликта через доброту.
- Теперь послушайте шутливую мексиканскую сказку «Вежливый кролик».
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!»
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
- Понравилась сказка
- Чему она учит?
- А вас когда-нибудь выручала вежливость?
- Как вы думаете, вежливый человек может быть злым?
- Верно. Вежливость тогда настоящая. Когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а следовательно, весел.
5. Итоговая часть
Интересным было наше занятие?
- Подумайте, всегда ли вы сами бываете вежливыми? Какие советы вы дадите сами себе?
6. Домашнее задание
- Расскажите родителям о нашем занятии. Прочтите рассказ В.Осеевой «Волшебное слово».
Учебно-методический комплекс
- Этическая грамматика в начальных классах: В помощь учителю / А.И.Шемшурина, М. Школа-пресс, 1998.
- А.И.Шемшурина Этическая грамматика: Метод, рекомендации. - Минск, 1989.
- А.Барто «Мишка - невежа».