Этическая грамматика «Ежели вы вежливы». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: вежливые слова, вежливость


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Задачи:

  • Познакомить с понятием вежливость, вежливый.
  • Формировать саморегуляцию поведения ребёнка.
  • Развивать познавательный интерес учащихся, через чтение рассказов, сказок,дидактических игр, понимание, сочувствие и содействие другим людям, воображение,память, коммуникативные способности.
  • Обогащать и активизировать словарь детей за счёт вежливых слов;
  • Организовать педагогическое общение на уроке, основанное на взаимном доверии.
  • Создать в классе положительный фон - фон желания совместно трудиться.
  • Обеспечить условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей школьника как равноправного субъекта общения.

Дети должны уметь.

  • Устанавливать доброжелательную атмосферу взаимоотношений.
  • Познакомиться с понятием Вежливость.

Оборудование: презентация, мультфильм,песня «Об улыбке» выставка сказок,карточки с пословицами, с отрывками произведений.

Ход занятия

1. Организационный момент

Цель: мобилизация внимания.

2. Введение в проблему

Цель: постановка учебной задачи занятия.

Вы слышите, звучит музыка из песни. Давайте споем дружно, всем классом.

(Слайд 1 караоке)

- Как вы думаете, почему мы начали занятие с песни?

- Песня помогла нам поделиться друг с другом улыбкой, хорошим настроением. Значит мы проявили своё доброе отношение, внимание.

- А когда не звучит такая песня. Помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, до-доброму?

- Почему?

Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает и поэтому всякому с ним легко и приятно?

- Верно. Вежливым и воспитанным (Слайд 2) Сегодня и пойдёт разговор о вежливости. Это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

- (Слайд 3) До 16-го века «ВЕЖА» означало «ЗНАТОК», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Физминутка

Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась,потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

3. Основная часть

Цель: знакомство, изучение, обсуждение черт характера как вежливый.

а) Работа в группах

- Разделимся на три группы. Из мешочка вытащите карточку и займите место за столом, где стоит флажок цвета вашей карточки. Проведем игру «Так - не так».

(Слайд 4) Смотрите на экран и слушаете стихотворение А.Барто «Медвежонок - невежа». Обсудите поведение Медвежонка, помогите исправить свои промахи.

(Слушаются ответы детей, оценивается работа)

- Ребята. Как вы думаете , легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь?

(Медвежонку надо пойти в школу, научиться быть вежливым.)

- Почему А.Барто написала:

Я знаю понаслышке, и люди говорят,
Что такие мишки есть среди ребят.

(Невоспитанными бывают не только медведи. Но и ребята.)

б) Игра «Доскажи словечко»

- Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.

1.

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).

2.

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…(извините).

3.

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).

4.

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания).

5.

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).

6.

Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю).
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!

7.

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны),
Будьте…(добры).

8.

Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!

(Слайд 5) Вежливые слова.

Физминутка. (Игра «Вежливо - невежливо»)

Если вежливо - хлопайте в ладошки, невежливо - топайте ножками.

Поздороваться при встрече -
Взять билеты в автобусе -
Толкнуть и не извиниться -
Не уступить место старшему -
Помочь поднять упавшие вещи -
Сидеть в шапке за столом -
Не поднять руки, обращаясь к учителю -
Ломать ветки деревьев и кустов -
Поздравить родных с праздником-

в) Правила вежливости. (Слайд №6)

- Слова вежливые вы знаете. А теперь посложнее - поступки. прочитайте пословицы и поговорки, объясни.

  • Тёплое слово и в мороз согревает
  • Вежливость открывает все двери.
  • Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.
  • Не спеши хватать: оботри руки.
  • Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

Вывод: Правила вежливости.

  • Будь вежлив.
  • Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; не забудь попрощаться
  • Всегда помогай тем, кто нуждается в помощи.
  • Никогда и никуда не опаздывай.
  • Не заставляй волноваться о себе.
  • Уступай место старшим
  • Не капризничай.

4. Рефлексия

Цель: стимуляция положительных эмоций, отношения и мотивации к выходу из конфликта через доброту.

- Теперь послушайте шутливую мексиканскую сказку «Вежливый кролик».

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!»

И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

- Понравилась сказка

- Чему она учит?

- А вас когда-нибудь выручала вежливость?

- Как вы думаете, вежливый человек может быть злым?

- Верно. Вежливость тогда настоящая. Когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а следовательно, весел.

5. Итоговая часть

Интересным было наше занятие?

- Подумайте, всегда ли вы сами бываете вежливыми? Какие советы вы дадите сами себе?

6. Домашнее задание

- Расскажите родителям о нашем занятии. Прочтите рассказ В.Осеевой «Волшебное слово».

Учебно-методический комплекс

  1. Этическая грамматика в начальных классах: В помощь учителю / А.И.Шемшурина, М. Школа-пресс, 1998.
  2. А.И.Шемшурина Этическая грамматика: Метод, рекомендации. - Минск, 1989.
  3. А.Барто «Мишка - невежа».