Практическое применение технологии web-квест на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


1. Введение

Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.

Сегодня уже трудно представить работу школы без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний.

Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет ресурсы. Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру.

На уроках иностранного языка при помощи современных интернет-технологий можно решить целый ряд учебных задач:

  • сформировать навыки и умения чтения, используя аутентичные материалы сети;
  • усовершенствовать умения и навыки в письменной речи учащихся;
  • пополнить словарный запас учеников;
  • сформировать у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка.

Кроме того, работа, направленная на изучение возможностей интернет-технологий окажет большое влияние для расширения кругозора школьников. Такая работа позволит наладить и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в разных странах.

Я считаю, что я нашла удобную форму работы, сочетающую проектное обучение, проблемно-ориентированное обучение и поисковое обучение - все три метода обучения тесно связаны с процессами поиска, осмысления и переработки информации. Это технология - веб-квест, способствующая активизации учебной деятельности и повышения интереса к предмету.

Цель: методика создания и использования веб-квеста для внедрения ролевых игр в обучении английского языка.

Задачи:

  • Выяснить - что такое «веб-квест»?
  • Определить значение веб-вестов в учебной деятельности
  • Познакомить со структурой веб-квеста.
  • Изучить методику создания и использования веб-квеста.

2. Понятие веб-квест

«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). (1995 год)

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

  • использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Web-Quest это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:

Наличие проблемы, которую нужно решить.

Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой учащихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.

Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.

2.1. Классификация веб-квестов.

Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Берни Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:

    По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
  • По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
  • По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).

Берни Додж выделяет четкую структуру веб-квеста:

    Introduction (Введение),
  1. Task (Заданиe),
  2. Process (Выполнение),
  3. Evaluation (Оценивание),
  4. Сonclusion (Заключение),
  5. Credits (Использованные материалы),
  6. TeacherPage (Комментарии для преподавателя).

Однако, данная структура не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Учитель может конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников.

Introduction (Введение) - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель - подготовить и мотивировать учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценность.

Task (Заданиe) - четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата.

  • проблема, или загадка, которую необходимо решить;
  • позиция, которую нужно сформулировать и защитить;
  • продукт, который нужно создать;
  • реферат, который должен быть создан;
  • доклад или журналистской счет;
  • творческая работа, презентация, постер и т.д;

Задание должно быть проблемным, четко сформулировано, иметь познавательную ценность.

Process (Выполнение) - точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.); С методической точки зрения материал должен отличаться релевантностью, разнообразием и оригинальностью ресурсов; разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличием методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.

Evaluation (Оценивание) - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Методической оценке подлежит адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.

Сonclusion (Заключение) - краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.

Credits (Использованные материалы)- ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Данный раздел можно объединить с разделом Process (Выполнение).

TeacherPage (Комментарии для преподавателя) - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

  • происхождение, цели и задачи веб-квеста, о чем он
  • возрастная категория учащихся (может ли быть использован другими учащимися при наличии дополнений, корректировки)
  • планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)
  • процесс организации над веб-квестом
  • необходимые ресурсы
  • ценность и достоинство данного веб-квеста

Следует помнить о том, что использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов Интернета в обучении языку требует от обучающихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективная интеграции веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест:

  • является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы;
  • сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.

Таксономия задач по B.Dodge - перечислены 12 наиболее часто встречающихся типов задач

  1. Головоломка
  2. Научное исследование
  3. Изложение
  4. Планирование
  5. Самопознание
  6. Компиляция
  7. Творческое задание
  8. Аналитическая задача
  9. Достижение консенсуса
  10. Оценка
  11. Журналистское расследование
  12. Убеждение.
  1. Тип задачи
  2. Содержание
  3. Советы
  4. Примеры

Изложение

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников. Результат работы над изложением может быть представлен в текстовом формате, презентации, в виде плаката и др. Изложение может быть использовано в качестве промежуточного шага к разработке темы задания в сочетании с одним из других типов задач.

Пустыни мира

Планирование и проектирование

Разработка плана или проекта на основе заданных условий. Созданный проект: описывает продукт, который действительно необходим где-то и кому-то; создается в рамках ограничений, но оставляет место для творчества.

Сейсмостойкий дом

Самопознание

Любые аспекты исследования личности Задача самопознания провоцирует ученика ответить на вопросы о себе, которые не могут быть сформулированы в короткой форме. Такие задачи могут обсуждать: долгосрочные жизненные цели и построение карьеры; этические и моральные проблемы; вопросы самосовершенствования; вопросы искусствоведения; сильные стороны характера.

Кто хочет быть подростком?

Компиляция (Сбор и обработка информации)

Создание структурированных сборников информации, полученной из разных источников.

Задания такого рода дают учащимся практику эффективного поиска, систематизации, оценки информации, а также практику принятия решений. Формируемые навыки: подбор содержания и трансформация материалов из разных источников; умение формировать собственные критерии отбора информации.

  1. Кулинария "Три сестры"
  2. Виртуальная выставка "Музеи 60-х"

Творческое задание

Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика. Как и в заданиях типа проекта, ограничения являются ключевыми, и они будут отличаться в зависимости от творческого продукта. Такие ограничения могут касаться: исторической точности; соблюдение художественного стиля; использование принятых стандартов; внутренней согласованности; ограничений на размер, жанр и др.

Аналитическая задача

Изучение темы путем анализа проблемы, исследования внутренних связей, нахождения сходств и различий. Аналитические задачи дают учащимся знания о том, как окружающие нас предметы взаимодействуют друг с другом, и как они связаны изнутри. Например, в качестве аналитической задачи учащимся можно предложить найти причинно-следственную связь между переменными (явлениями, событиями) и объяснить их смысл.

  1. Аналитика баскетбольного турнира
  2. Загрязнение воды (экологический проект)

Детектив, головоломка, таинственная история

Решение головоломки, раскрытие загадки, тайны. Все любят тайны. Это хороший способ, чтобы заманить ваших учащихся в процесс работы над разгадыванием детективной истории или головоломки. Этот прием хорошо работает на уровне начальной школы, но также может быть продлен вплоть до взрослых. К этому виду задач относятся задачи, которые нельзя решить, найдя ответ на странице сайта. Хорошо разработанные задачи-головоломки требует синтеза информации из различных источников.

В ходе решения таких задач требуется: извлекать информацию из нескольких источников; объединять информацию вместе, делая выводы или обобщения; устранять из рассмотрения ложные пути.

Смерть фараона Тутанхамона: а было ли убийство?"

Достижение консенсуса

Выработка решения по острой проблеме на основе достижения соглашения между различными точками зрения. По многим проблемам между людьми существуют различия, обусловленные разными системами ценностей, источниками достоверной информации и идеологической обработкой.

В этом несовершенном мире полезно познакомить учащихся с различиями во взглядах взрослых и дать им практику для их решения. Хорошо это или плохо, текущие события из недавней истории предоставляют множество таких возможностей для практики. Суть задачи достижения консенсуса является требование, чтобы различные точки зрения были представлены и четко сформулированы. Хорошо разработанная задача достижения консенсуса: учит учащихся принимать во внимание различные точки зрения, изучая разные источники; основана на подлинных разногласиях; имеет целью создание общего доклада, который имеет определенную аудиторию (реальную или смоделированную) и который создан в формате, аналогичном используемым в мире (например, официальный документ, рекомендации некоторым государственным органам, меморандум о взаимопонимании и т.п.).

Глобализации

Оценка

Оценка и обоснование выбора среди ограниченного числа вариантов Хорошо разработанная задача этого типа: предоставляет оценку или другой набор критериев для принятия решения, учит учащихся разрабатывать и защищать собственные критерии оценки.

Энергия для будущего

Журналистское расследование

Репортаж о событии (объективное изложение информации, разделение мнений и фактов).

Задача состоит в сборе фактов и их представлении в форме жанра новостей. При оценке событий важна объективность и точность. Хорошо разработанное журналистское задание потребует от учащихся: максимальной точности при использовании нескольких источников описания события; расширения понимания проблемы благодаря изучению различных мнений; углубления своих знаний о событии благодаря изучению различных источников информации; анализа собственных предубеждений и минимизации их влияния на итоги.

Альберт Шпеер - кто он?

Убеждение

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Задание "Убеждение" выходит за рамки простого пересказа, требуя от учащихся умения убедительно доказывать свою правоту по теме поставленной проблемы. Признаком хорошо выполненного задания является то, что аудитория может по сообщению легко отличить, какие точки зрения являются крайними или нейтральными. Результатом выполнения задания могут быть формы официальных документов (протокол заседания городского совета или суда), письмо, пресс-релиз, плакат, звуко- или видеозапись.

  1. Нужна ли цензура печати?
  2. Амистад Корпус: судилище

Научное исследование

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Задание для научного исследования может включать: поиск наиболее подходящей гипотезы, объясняющей явление, факт; построение собственной гипотезы путем сбора и анализа данных из выбранных источников; оформление результатов исследования в форме научного доклада.

Возникновение жизни на Земле

3. Этапы работы над веб-квестом

Выделяют следующие этапы работы над веб-квестом:

  1. На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы подбираются так, чтобы при работе над ними школьник углубил свои знания по изучаемому предмету или приобрел новые знания. Темы должны быть интересны и полезны для учащихся, чтобы ученик мог выбрать себе дело по душе и работать, сознавая необходимость решения поставленной проблемы. Одну и ту же тему могут выбрать несколько учеников, тем интереснее будет обсуждение результатов, поскольку работы могут освещать тему с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Возможна работа в группах при выполнении заданий.
  2. На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки учащихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий под руководством учителя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности в мировом информационном пространстве.
  3. На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web - сайта, html - странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта.
  4. Обсуждение результатов работы над веб-квестами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. В завершении работы над заданием, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
  5. Работа с веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, её можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web-сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

4. Процесс создания веб-квеста

Процесс создания ВК не всегда линеен, но есть определенные шаги, которые могут быть предприняты для создания собственного Web-Quest [B.J., Dodge, 2004]: Сейчас в сети Интернет существуют специальные сайты для создания веб-квестов, на которых можно найти шаблоны для Web-Quest и подробную инструкцию по их созданию (пример наиболее популярного англо-язычного сайта для создания веб-квестов - http://questgarden.com/.)

Следует отметить, что веб-квест может быть оформлен как на бумажном носителе, так и в электронном формате.

Шаг 1: определите тему.Есть четыре условия, которым должна соответствовать тема вашего веб-квеста:

А) соответствовать требованиям государственных стандартов к содержанию учебных программ;

Б) содержать задание, которое будет способствовать развитию более высокого уровня мышления учащихся;

В) содержательно заменять или дополнять имеющиеся материалы по теме урока, освоением которых со стороны учащихся вы не полностью удовлетворены;

Г) эффективно использовать Интернет.

Шаг 2: выберите сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.

Шаг 3: придумайте задания. С начала выберите форму, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:

  • В виде презентации (напр. программа PowerPoint - расширение .ppt) На слайде размещаем картинку и пишем один или два вопроса. Так на каждом слайде можно рассмотреть определенную тему.
  • В виде текста (напр. программа Word - расширение.doc). Размещаем информацию с картинками и вопросы в виде отформатированного текста на листе формата A4 или A3.
  • Визуальный материал. Выглядит как набор картинок, фотографий, карикатур, (приложить можно в виде архива - расширение .zip, так как размер приложений ограничен).

Шаг 4: придумайте систему оценивания.

Шаг 5: найдите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.

Шаг 6: имея на листе приблизительный план и основную информацию, приступайте к созданию Web-Quest.

Шаг 7: Когда все страницы заполнены, веб-квест готов к размещению на сайте, его можно опубликовать.

Web-Quest станет доступен для других только после опубликования.

Шаг 8. Опубликуйте веб-квест в сети Интернет, создав свой сайт или воспользуйтесь уже готовыми шаблонами на сайтах конструкторах веб-квестов.

См. продолжение статьи