Погружение в культуру англоговорящих стран в рамках реализации программы дополнительного образования

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование


Социокультурная направленность, способствующая включению учащихся во взаимодействие языка и культуры англоговорящих стран, является одним из важных приоритетов в современном обучении. Практика показывает, что в современных условиях постоянного расширения международных контактов одного умения правильно говорить и писать на иностранном языке недостаточно. Необходимо грамотное использование норм поведения - как речевого, так и неречевого, которое должно быть основано на знании особенностей культуры страны изучаемого языка.

В процессе обучения иностранному языку, на мой взгляд, важно сформировать представление о культурном разнообразии как о норме сосуществования культур в современном поликультурном мире. Это способствует формированию непредвзятости и толерантности к представителям других культур. Для лучшего понимания культуры страны изучаемого языка детьми необходима обширная информация о разных сторонах действительности англоговорящих стран: школа, досуг, искусство, работа, быт, литература, телевидение, хобби и др. В связи с этим мною была разработана программа дополнительного образования «Веселый английский. Страноведение» для 5 класса. Для изучения в программе включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни англоязычных стран, которые не освещались или освещались в недостаточной степени на начальном этапе изучения языка: «Англоговорящие страны»; «Лондон и его достопримечательности»; «Английская семья»; «Королевская семья Великобритании»; «Праздники в англоговорящих странах»; «Рождество в англоговорящих странах»; «Английские песни»; «Английские сказки» и прочие.

Цель программы «Веселый английский. Страноведение» - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.

Актуальность программы состоит в том, что позволяет удовлетворить потребности учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, потребность в реализации своего творческого потенциала.

Содержание программы «Веселый английский. Страноведение» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ СШ № 30. Создание единой системы урочной работы и дополнительного образования по предмету - основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Отбор тематики и проблематики общения на занятиях по программе дополнительного образования осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Овладевая социокультурными знаниями и умениями на дополнительных занятиях, учащиеся расширяют свои лингвострановедческие и страноведческие знания за счет новой тематики о стране изучаемого языка, ее науке, культуре, реалиях, известных людях.

Таким образом, диалог культур, как результат социокультурной направленности обучения ориентирует на усиление культуроведческого аспекта и приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка. Хочу отметить, что параллельно происходит лучшее осознание культуры своей собственной страны. На занятиях учащимся регулярно предлагается представить себя в той или иной смоделированной ситуации, отвечающей тематике диалога культур и действовать в соответствии с предлагаемыми условиями. Так, например, на начальном этапе обучения по программе учащимся предлагается освоить этикетные нормы общения на английском языке и построить и разыграть мини-диалоги по темам «Приветствие», «Прощание», «Приход в гости», «За столом» и т.п.

Занятия проходят в непринужденной обстановке. Играя и общаясь, ученики узнают новые факты о жизни людей в Великобритании и других англоговорящих странах. Кроме того, используя проектную технологию, на занятиях удается, например, провести подготовку к значимым праздникам, таким как Рождество, День матери, Международный женский день и др., выполнив совместно различные поздравительные плакаты, подарки, оформив тематические стенды. Создавая своими руками ангелов, снежинки, «валентинки» и другие атрибуты англоязычной культуры, проигрывая в диалогах различные языковые ситуации, дети учатся не только уважительно относиться к традициям и обычаям страны изучаемого языка, но и приобретают бесценный навык сотрудничества.

Делая вывод, необходимо отметить, что взаимодействие языка и культуры англоговорящих стран на занятиях по данной программе является одновременно и условием успешного овладения английским языком и ознакомлением с культурой страны изучаемого языка. Программа «Веселый английский. Страноведение» рассчитана на учащихся 5 класса, реализуется за 1 год, 34 часа, из расчета 1 раз в неделю. Таким образом, занимаемся мы регулярно с детьми с сентября 2021 года. Изначально у детей возникали большие трудности с восприятием страноведческой информации, они не обладали практически никакой информацией об англоговорящих странах, пытались перевести разговор на культуру родной страны. В течение полугода багаж их знаний пополнился обширным пластом знаний о жизни людей в англоговорящих странах. Теперь на уроке, сталкиваясь с новым аспектом культуры той или иной страны, учащиеся не только проявляют адекватное ее восприятие, но и стараются понять, что в этой культуре есть общего с культурой родной страны.

Несомненно, взаимодействие языка и культуры англоговорящих стран на занятиях по программе дополнительного образования предоставляет учащимся больше возможностей для расширения их кругозора, поддерживает интерес к изучаемому языку, а, следовательно, и мотивацию. Все это вместе способствует решению коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач и обеспечивает повышение эффективности обучения, а также развитию творческого потенциала учащихся.