Конспект урока обучение грамоте «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Разделы: Начальная школа, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, Согласные звуки буквы Д д.


Предметные результаты: учащийся различает на слух звуки [д][д'], характеризует эти звуки, находит их на слого-звуковых схемах, видит букву Д в текстах, читает слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой; рассказывает правила фонетического чередования звонких и глухих согласных, не отражающиеся на графическом облике слов; демонстрирует навык плавного слогового чтения с интонацией конца предложения.

Метапредметные результаты: учащийся сохраняет и оценивает выполнение задачи урока; читает текст, отвечает на вопросы по содержанию текста, определяет цель учебного задания, контролирует свои действия в процессе его выполнения, оценивает правильность выполнения, обнаруживает и исправляет ошибки.

Личностные результаты: учащийся дает характеристику профессии.

Оборудование:

  • азбука В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина,
  • электронное приложение к "Азбуке"
  • карточки с буквами - а, и, у, о, л, м, в, к
  • картинки - диван, дым

Актуализация знаний учащихся

На доске буквы а, и, у ,о, л, м, в, к

На какие группы можно разделить? (гласные, согласные )

(Вызвать ученика к доске. Самостоятельно работает у доски)

В это время беседую с классом

  1. Назовите признаки гласных.
  2. Назовите признаки согласных.
  3. Прочитай буквы и звуки, которые они обозначают

(Дети хором читают гласные, далее спросить по одному : называют букву и звуки)

Изучение звуков [д][д']и букв Д,д

А сейчас будем отгадывать загадки.

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
На мне сидеть и полежать. (Диван)

Скажи слово по слогам.

Сколько слогов? 2 слога
(я выставляю полоску на доску)

Назовите 1 слог.
Назовите 2 слог.
Кто произнесет так, чтобы мы услышали ударение?
Назовите ударный слог
(я ставлю ударение)

Составьте схему (Дети составляют схемы.)
(к доске вызвать ученика, он составляет схему и проводит анализ)

Произнесите 1 звук хором.
Какой он? Почему согласный?

Кто уже понял, какая тема сегодняшнего урока ?

Чему будем учиться на уроке?

(Дети называют я прикрепляю на доску предложения -план
Составлять схемы
Читать слова с буквой д
Читать предложения с буквой д)

Слушаем еще одну загадку.

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)

Скажите слово по слогам.
Сколько слогов?

Я составила схемы.
Какая верная?

Проанализируйте. (вызвать к доске)

Произнесите 1 звук хором. Что можно про него сказать?

Итак, у нас 2 схемы.
Прочитаем слова

Назовите 1 звук в слове диван.

Назовите 1 звук в слове дым.

Одинаковые звуки или разные?

В чем разница? (Мягкий , твердый )

(я ставлю на доску 2 квадратика синий и зеленый)
Обозначим эти звуки буквой?
Звуки разные, а буквы тоже будут разные?

Найдите среди букв (на доске различные буквы) букву Д
(я в это время даю читать стихи на что похожа буква Д)

Почему 2 буквы?

Кто знает имя этой буквы.

Где будет жить буква Д? (В синем доме)

Что еще нужно знать про этот звук? (Звонкий или глухой)

Определите.

Прочитайте (я показываю на квадратики синий и зеленый)
А теперь тихо, что услышали?
Что можно сказать про звук, который обозначает буква д? (Парный)

Кто покажет место буквы на ленте букв?

Возвращаемся к нашим схемам

Кто составит слово дым? (Буквы на доске)

Кто составит слово диван?

(Пока дети составляют слова я спрашиваю)

На что похожа буква д?

(Хорошо читающие дети читают стихи про букву д)

Буква есть одна такая,
Нам она напомнит дом,
Крыша тоже есть простая,
Буквой "Д" её зовем.

Две полоски наклонили,
Снизу третью начертили,
А теперь согнем немножко
Две коротенькие ножки.
Букву А не допишу,
На подставку помещу.

Возьмите полоску достижений. Оцените свою работу.
Если все понятно - зеленый квадратик, если остались вопросы - желтый квадратик, если не понятно - красный

Работа с электронным приложением

Работаем с электронным приложением
Найдите слова со звуками д,д' и определите его место в слове.

(щелкать после того как дети назовут место буквы в слове)

  1. Дом
  2. Дупло
  3. Дерево
  4. Девочка
  5. Колодец
  6. Дым
  7. Ведро
  8. Дорожка

Работа с электронным приложением
Чтение слогов

Вы сказали, что один звук твердый, а другой мягкий, а я вижу одну букву. Как я пойму, когда нужно читать твердо, а когда мягко?

А, сейчас, поиграем. (электронное приложение)

Если звук мягкий помещаем на мягкую поверхность - на снег; если твердый - на твердую поверхность - на лед.

Все правильно. Прочитаем хором. (Дети хором читают слоги на экране.)

Оцените свою работу.

Чтение слов

Работаем в Азбуке
Откройте с 105
Прочитайте слова 1 столбика по цепочке. (спросить значение слова водопад, водолаз)
Прочитаем еще раз хором.

Что у них общего?

Прочитайте слова 2 столбика.
Прочитаем еще раз хором.

Оцените свою работу.

Чтение текста с новой буквой

С. 104
Кого мы видим на картинке?
Что они делают? (Обследуют дно, очищают от ненужного мусора, ищут затонувшие корабли)

Прочитайте текст на с 105

О этот текст?

Сейчас мы будем читать текст еще раз, а некоторым ребятам я дам более сложное задание. (задание написано на листочке.

«Прочитай текст. Найди слово близкое по значению к слову труд».)

(Чтение по цепочке)

  1. Где водолазы ведут работы?
  2. Какая у них работа?
  3. Почему работа водолазов трудная? (Спускаются глубоко под воду, много опасностей)
  4. У кого папы водолазы?
  5. Какую работу они выполняли?

Теперь узнаем, какое сложное задание выполняли ребята. (1 ученик читает задание. Я ставлю на доску слово труд.)

Кто нашел слово близкое по смыслу. Какое?
Я ставлю слово РАБОТА

Как озаглавим?
Я тоже озаглавила этот текст, хотите узнать как? (Трудная работа)
Оцените свою работу.

Итог урока
Рефлексия

Наш урок подошел к концу

  • С какой буквой познакомились?
  • Что узнали про букву Д?
  • Что было самым трудным на уроке?
  • У кого только зеленые квадраты? Если все понятно, придумайте слова к схемам

Урок, реализующий системно-деятельностный подход. Ребята сравнивают, анализируют, делают выводы, находят способы и пути решения.