Предмет/Класс: Физика, 11 класс.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Применяемые технологии: технология исследовательской деятельности.
Вид урока: интегрированный физико-биологический урок научно-практическая конференция.
Средства обучения: учебник, дополнительная литература, интернет, персональный компьютер, мультипроектор, презентации (подготовленные учащимися), дозиметр.
Учебник: «Физика-11» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, М.: Просвещение, 2013.
Раздел: Физика атомного ядра.
Цель урока: Изучить естественную радиацию в Ольхонском районе с использованием последних научных данных.
Задачи:
- обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия естественный радиационный фон, внешнее и внутреннее облучение, влияния радиации на организм человека, через включение их в исследовательскую деятельность, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения знаний на практике;
- развивающие: расширение естественнонаучных взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной и смысловой памяти, внимания, умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке с нами будут изучать естественную радиацию учащиеся 11 классов, которые проходят данную тему по программе.
2. Опрос учащихся по теме «Радиация»
Учитель. Ребята, сейчас мы рассмотрим вопросы по теме «Радиация», которые были предложены вам для подготовки к уроку-конференции.
Вопросы учащимся
|
Предполагаемые ответы |
1. Что такое радиоактивность? |
1. Самопроизвольное излучение вещества. |
2. Какие элементы в таблице Д.И. Менделеева являются радиоактивными? |
2. Уран, торий, полоний, плутоний, нептуний и др. |
3. Каков состав радиоактивного излучения? |
3. α, β, γ -лучи. |
4. Что такое α-лучи? |
4. Поток ядер гелия. |
5. Что такое β-лучи |
5. Поток электронов. |
6. Что такое γ-лучи? |
6. Электромагнитные волны. |
7. Какие еще электромагнитные волны оказывают вредное влияние на человека? |
7. Рентгеновские лучи |
8. В чем заключается физическое воздействие рентгеновского и радиоактивного излучения на вещество? |
8. В большой проникающей способности. |
Конструктивно-методическая схема исследовательской работы.
- За две недели до проведения урока класс делится на 8 групп, которые получают исследовательские домашние задания.
- В каждой группе назначается капитан, который выполняет ведущую роль. Выбирается по своим лидерским, интеллектуальным, коммуникативным способностям, чтобы задача, заданная группе, была выполнена.
- Лидеры групп собирают дополнительный материал по теме. Каждой группе дается конкретная задача и траектория их исследовательской деятельности (маршрутный лист).
- Устанавливаются сроки сбора материала. Измерения радиоактивности проводятся группами по графику школьным дозиметром.
- Учитель корректирует и направляет работу групп, подсказывает методику сбора информации, как правильно анализировать и обрабатывать собранную информацию и доступно представить ее одноклассникам.
- Итоги своей исследовательской деятельности каждая группа учащихся представляет в виде публичного выступления (с компьютерной презентацией).
3. Основная часть
Учитель: Ребята, тема нашего урока «Естественная радиация в Ольхонском районе», который мы проведём в форме конференции. Предлагаю обсудить план конференции(записан на доске).
План проведения конференции «Естественная радиация в Ольхонском районе»
Источники естественной радиации и биологическое действие радиации
Естественный радиационный фон
1. Внешнее облучение.
а) космическое излучение
б) земная радиация
2. Внутреннее облучение.
3. Биологическое действие радиации на организм человека.
Изучение радиоактивности в Ольхонском районе
- Измерение радиоактивности в селе Еланцы.
- Исследования зависимости радиоактивности от рода материала здания.
- Установление зависимости радиоактивности от озеленения и высотности домов.
- Изучение зависимости радиоактивности от проветривания помещений.
- Рекомендации населению Ольхонского района.
Учитель. Как видите, наша конференция будет состоять из двух частей. В первой части мы прослушаем и оценим доклады о различных источниках естественной радиации и о биологическом действии радиации на организм человека, а во второй, исследовательской части, мы выработаем самостоятельно рекомендации населению нашего района.
I часть
Источники естественной радиации и биологическое действие радиации
Ведущий. Все существующие источники радиации принято делить на естественно и искусственно полученные. Естественные источники радиации создают естественный радиационный фон, в условиях которого возникла земная жизнь и прошла путь эволюции до своего настоящего существования. В любом месте на поверхности нашей планеты, под землей, в воде, в атмосферном воздухе и в космосе существуют естественные источники радиации. А их излучение является причиной внешнего и внутреннего облучения человека. Внешнее облучение вызывается космическим излучением и земной радиацией.
Учитель. Открывает I часть конференции об источниках внешнего облучения человека Петрушкина Александра. Тема её доклада «Космические лучи».
Ведущий. Спасибо, Александра, ты интересно рассказала о космических лучах, продолжит конференцию Мамонтова Анастасия со своим докладом по теме «Земная радиация».
Учитель. Благодарим Анастасию за интересное сообщение. Каждый живой организм подвергается не только внешнему, но и внутреннему облучению. Внутреннее облучение складывается из облучения воздуха, которым человек дышит, пищи и питья человека и его жилища.
Поподробнее об источниках внутреннего облучения нам расскажет Доржиев Зоригто. «Внутреннее облучение»
Ведущий.Спасибо, Зоригто, за интересное сообщение о внутреннем облучении. И внешнее, и внутреннее облучения действуют на организм человека. О биологическом действии радиации нам расскажет ХартуевАртур. «Биологическое действие»
Учитель.Спасибо, Артур, за интересное сообщение. Ребята, насколько хорошо мы изучили информацию первой части конференции, мы узнаем, ответив на вопросы на карточках. Возьмите на столе карточки, которые вам розданы и ответьте на вопросы. Приглашенные учащиеся 9 классов также отвечают на вопросы карточек.
Карточки с вопросами
Вопросы учащимся
|
Предполагаемые ответы |
1. Чему равна средняя эффективная доза внешнего облучения? |
1. Средняя эффективная доза внешнего облучения естественной радиации, составляет примерно 0,35м3 в в год. |
2. Из чего складывается земная радиация? |
2. Все радиоактивные вещества, входящие в состав земной коры, при своем распаде и создают земную радиацию. |
3. Из чего складывается внешнее облучение? |
3. Внешнее облучение складывается из космического облучения и земного. |
4. Из чего складывается внутренне облучение? |
4. Внутреннее облучение складывается из облучения воздуха, которым человек дышит, пищи и питья человека и его жилища. |
5. Какой радиоактивный газ вносит наибольший вклад во внутреннее облучение? |
5. Самый большой вклад во внутреннее облучение вносит радиоактивный газ радон, |
6. Из каких строительных материалов не следует строить дом? |
6. Наибольшей радиоактивностью обладают такие строительные материалы, как гранит и глинозем. |
7. На какие два основных этапа условно делят биологическое действие ионизирующего облучения? |
7. На первичный этап - действия излучения на биологические процессы, функции и структуры органов и тканей. Вторичное действие, которое вызывается глубинными сдвигами в нервной и эндокринной системах организма. |
8. Какие клетки организма наиболее чувствительные к воздействию радиации? |
8. Клетки кроветворения (красный костный мозг, селезенка, лимфоузлы), пищеварения (кишечник, желудок), половые железы. |
Ведущий. Итак, ребята, мы с вами изучили источники и числовые характеристики внешнего и внутреннего облучения человека, дающими в сумме тот естественный фон, при котором возникла жизнь на Земле в ее настоящем виде.
II часть
Изучение радиоактивности в Ольхонском районе
Учитель. Во второй части нашей конференции предлагаем вам заслушать исследовательские группы с результатами практической работы и выработать рекомендации жителям Ольхонского района.
Группа 1. Капитан Фёдоров Константин «Измерение радиоактивности в селе Еланцы».
Ведущий. Спасибо, Константин. Вы успешно провели свои исследования, а теперь ваше выступление продолжит группа 2, которая изучала зависимость радиоактивности от рода материала и от высотности зданий.
Группа 2. Капитан Копылов Алексей «Исследования зависимости радиоактивности от рода материала здания и их высотности».
Учитель. Большое спасибо, Алексей, за вашу исследовательскую работу. Вами проделана очень интересная и полезная работа. Но мы продолжаем свою конференцию, и с результатами своей исследовательской работы «Установление зависимости радиоактивности от озеленения и от вида отопления» выступит группа 3.
Группа 3. Капитан Галютин Сергей «Установления зависимости радиоактивности от озеленения и вида отопления жилых помещений».
Ведущий. Сергей, спасибо вашей группе. Теперь мы все узнали, что при озеленении жилых помещений кактусом, фикусом, каланхоэ уменьшается уровень радиации. Нашу конференцию продолжит группа 4, которая изучала зависимость радиоактивности от проветривания помещений.
Группа 4. Капитан Шорхоев Виктор «Установления зависимости уровня радиации от проветривания помещений».
Учитель: Спасибо, Виктор! Теперь мы все знаем, что мы живём на территории с радоновым загрязнением, а чтобы уменьшить гамма фон, нужно проветривать помещения. Все четыре группы провели исследования, проанализировали полученные в ходе работы данные и узнали много нового о радиации. Что бы вы порекомендовали жителям нашего района?
Предполагаемые рекомендации:
- Не использовать шлак для строительства жилых домов.
- Перевести частично котельные села Еланцы на бойлерное отопление.
- Озеленять жилые помещения кактусом, фикусом, зигокактусом.
- Чаще проветривать помещение.
- Обеспечить кухни в жилых помещениях вытяжкой.
- Изолировать первые этажи жилых зданий от подвалов при помощи слоя глины или полиэтиленовой пленки.
- Не курить, т.к. радон оседает на частичках дыма и вдыхается человеком.
Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Ребята, предлагаю ответить кратко на вопросы на карточках.
Карточки с вопросами
- Удовлетворен ли ты учебным занятием?
- Сумел ли ты реализовать на конференции?
- Какие виды работ тебе особенно понравились?
- Оцени полезность занятия.
- Понравилось ли тебе общаться с ребятами не только своего, но и другого класса?
- Если бы ты был учителем, что бы ты изменил на этом занятии?
Учитель: Благодарю всех за хорошую работу.