Мы знаем время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его...
Самуил Маршак
Учебный труд - это труд умственный, который требует большого напряжения нервной системы. К.Д.Ушинский заметил, что умственный труд едва ли не самый тяжелый, организм ребенка должен приучаться к нему понемногу и постепенно.
Семья в состоянии оказать существенную помощь детям в привитии культуры учебного труда. Во-первых, родители могут создать благоприятные условия для учебного труда школьника, во-вторых, правильно организовать его умственную деятельность и после урочное время.
(Слайд 1) В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так:
- курс средней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца;
- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;
- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный школьник способен усвоить курс нескольких институтов.
Следовательно, современное школьное образование имеет значительные резервы. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.
Создание благоприятных условий для учебного труда связано с соблюдением школьником учебной работы, оборудованием рабочего места, правильным чередованием труда и отдыха и выполнением правил личной гигиены умственного труда.
Составлять режим дня целесообразно на каждый день недели. Это связано с тем, что многие ученики занимаются в спортивных секциях, в различных кружках, и на каждый день время у них распределяется по-разному.
Важное место в режиме дня отводится сну. Родители обязаны следить за этим.
(Слайд 2) Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят?
Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы - недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга. Родителям необходимо знать, какие учебные предметы для их ребенка являются наиболее трудными. (Слайд 3)
Рассмотрим причины подробнее:
- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;
- отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, интернет и др.;
- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;
- авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.
Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.
Педагогов, ученых, общественность, родителей волнуют вопросы: как создать и поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке и вне урока? Какова роль совместной работы семьи и школы по повышению мотивации учебной деятельности?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей. (Слайд 4)
Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.
Все мотивы могут быть разделены на 2 большие группы:
- широкие социальные (ответственность перед коллективом, учителями, родителями; стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем;
- узколичные (мотивы благополучия, престижа: получить хорошую оценку, избежать неприятностей; выделиться среди других, занять определенное положение в классе).
(Слайд 5) Человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать. Обычно в душе школьника присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив. (Слайд 6)
Для активизации познавательной деятельности, в учебном процессе можно использовать специальные средства и меры, прежде всего, стимулирование.
Давайте рассмотрим способы стимулирования. (Слайд 7)
Их можно поделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения. Вторая группа - это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.
(Слайд 8) Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала. На какую потребность при этом опирается педагог? На природную любознательность детей, на желание все знать.
Следующий стимул - практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.
Противоречивость материала - тоже стимул. Например, Земля круглая или шарообразная? Когда человек встречается с противоречием, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Но влияние на ученика отметки может быть двояким. Она может стимулировать более упорную и успешную учебу. Если же на отстающего ученика обрушивается водопад двоек, тогда у него пропадает всякое желание учиться.
Ситуация успеха - самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении. Оценка может быть незначительно завышена, если учитель уверен в поддержке и понимание ситуации в классе.
Мотивы связаны и с возрастными особенностями. Для младших школьников учителя включают в занятия игры или игровые моменты, используют экскурсии и выходы за пределы класса и школы.
Для подростков характерны потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости.
В старших классах учителя стараются общаться не только на учебные темы, но и помогают разобраться во взаимоотношениях полов.
Хорошим помощником для родителей, детей и школы является технология сотрудничества. Сотрудничество в отношениях «ученик - учитель» реализуется не только в учебном процессе, оно распространяется на все виды отношений, существующих в школе: это отношения учеников, учителей, администрации с родителями, семьей.
В рамках технологии сотрудничества предлагаем Вам закончить вот эти выражения (Слайд 9)
Что же самое главное для ребенка в учебе, что поможет ему успешно ему учиться?
- заинтересованность в …
- вера, поиск качеств …
- позитивное отношение к учебе …
- сотрудничество …
- создание ситуации успеха …
- интерес родителей …
- поддержка …
Ролевая игра «У меня нет …»
Описание игры.
Родители перед игрой получают набор школьных принадлежностей. В нем есть тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, листы цветной бумаги, ножницы и т.д. На первый взгляд наборы все одинаковые, но в одном наборе нет простого карандаша, в другом - альбомного листа, в третьем - тетради, в четвертом отсутствует один из цветных карандашей (и другие варианты). Учитель просит родителей выступить в роли учеников и проводит с ними интегрированный урок. На уроке родители обязательно используют весь набор полученных школьных принадлежностей: работают в тетрадях, чертят, разукрашивают, вырезают, моделируют и т.д. Как только выясняется, что у кого-то необходимые принадлежности отсутствуют, он громко произносит: «У меня нет …». Учитель вынужден прервать «урок», просит кого-нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжает тему и так несколько раз. В завершении игры учитель просит ответить родителей на несколько вопросов:
- Было ли Вам комфортно на уроке?
- Все ли у Вас получалось?
- Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?
Цель: через игру показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха, показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика, сформировать у родителей позитивные позиции при решении проблемных ситуаций.
Если совместными усилиями нам удастся решить проблему мотивации школьников, то в недалеком будущем мы сможем увидеть, как может учиться каждый ученик, (Слайд 10) как много он может одолеть, когда трудится не по принуждению, а по собственной воле, по личному желанию, на себя, на свое будущее.
Поэтому Организация свободного времени и досуга также играет важную роль в жизни каждого ребёнка.
Функция организации досуга - восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.
Необходимо помнить, что только в семье, от близких любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни.
Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному свободному времени.
Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов.
Каждый человек неповторим и уникален. Каждый идёт по жизни своим путём, совершает собственные ошибки и достигает успехов, одерживает победы и переживает поражения. И в каждой семье возникают свои, не похожие ни на какие другие, отношения между родителями и детьми - отношения сложные, полные противоречий, изменчивые.
Наряду с организацией учебного труда и свободного времени, главной задачей родителей остаётся формирование привычек у ребёнка, и не важно, малыш ли он или подросток.
- Один мудрец говорил: «Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего».
Одной из частых ошибок родителей и учителей является, с одной стороны, увлечение нравоучениями, а с другой - непонимание, что необходимо воспитывать привычки детей с раннего детства.
Все мы знаем дедовскую мудрость «Труд кормит, а лень портит», но к сожалению знать и воплотить эту мудрость в жизнь получается не у всех.
Сухомлинский говорил о том, что корни добрых чувств закладываются в детстве, а человечность и доброта рождаются в труде.
Воспитывая детей мы родители должны не забывать о том, что главный метод воспитания - это личный пример. Именно поэтому важно в первую очередь обращать внимание на свои привычки, поступки, выполнение своих обязанностей.
Главный закон воспитания - это любовь. Любить своего ребёнка - самое естественное и одновременно самое трудное в родительской доле. Ребёнок, лишённый внимания родителей, не уверенный в их любви, получает глубокую психологическую травму, испытывает боль, которая будет сопровождать его всю жизнь. Ребёнку жизненно необходима уверенность в том, что его любят - всегда, независимо ни от чего и несмотря ни на что. Нам взрослым важно видеть окружающее его глазами, совместными усилиями создавать ту общность, которую мы зовём семьёй - это и есть истинное воспитание.
Любите своего ребёнка. Создавайте для него все необходимые условия для формирования достойной личности, и тогда став взрослым он скажет Вам «Спасибо»!