Программа по дополнительному образованию «Театрально-игровая деятельность» включает в себя программы:
«Театр-творчество-дети»
- Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
- (Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович) г. Москва, «Аркти», 2004.
- Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
- Возраст детей от 3 до 7 лет.
«Арт-фантазия» (Э.Г.Чурилова) г. Москва, «Владос»,2004г.
- Возраст детей 5-7 лет.
Методическое обеспечение к программе:
Младший
|
1. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», М. «Аркти», 2004
|
Старший дошкольный
|
1. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», М., «Владос», 2001
|
Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию «Театрально-игровая деятельность» направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
В ней поэтапно используются отдельные виды детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов которые вызывают эмоциональные переживания.
Основные направления:
- Знакомить детей всех возрастных групп последовательно с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
- Поэтапное овладение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Структура программы
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 3 до 4 лет; от 4 до 5; от 5 до 6; от 6 до 7).
В программе выделено два типа задач. Первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также на коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Организация работы по театрально-игровой деятельности в ДОУ
Программой предусматривается проведение театральных занятий в детском саду, которые проводятся два раза в неделю в каждой возрастной группе (в младшей группе - 1 раз в неделю). От одного до четырех занятий в месяц - совместно с музыкальным руководителем. Каждая возрастная группа делится на две подгруппы, не менее 10 человек в каждой.
Задачи театрализованных занятий:
- во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительные умения;
- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа выразительность речевых и пантомимических действий.
Занятия для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) строятся по схеме:
- Введение в тему, создание эмоционального настроения.
- Театрализованная деятельность (в разных формах).
- Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
В содержание занятий входят:
- Просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним.
- Игры-драматизации.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
- Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
В театрализованные занятия для детей старшего возраста входят следующие разделы:
1. Театральная игра (общеразвивающие и специальные театральные игры)
Задачи: приобретение ребенком профессиональных умений и навыков (развитие игрового поведения, эстетического чувства, умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях).
2. «Ритмопластика» (комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения)
Задачи: развитие естественных психомоторных способностей дошкольников обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром развитие свободы и выразительности телодвижений.
3. «Культура и техника речи» (дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения, игры со словом)
Задачи: развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией разнообразной интонацией логикой речи и орфоэпией, развитие образной речи.
4. Основы театральной культуры
Задачи: познакомить детей с театральным искусством (его особенностями видами), рождением спектакля, с театром снаружи и изнутри, культурой зрителя.
5. Работа над спектаклем.
Задачи: познакомить с пьесой, постановка спектакля.
Для более углубленного изучения театрального искусства проводятся индивидуальные занятия с детьми 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.
Дни недели/
|
Младшая
|
Средняя
|
Старшая
|
Подгот.группа
|
Понедельник |
|
17.10-19.00-
|
16.20-16.45-1
|
15.20-15.50-1
|
Вторник |
15.20-15.35 - 1
|
15.50-16.15-1
|
16.40-19.00-
|
|
Среда |
|
|
16.20-19.00-
|
15.20-15.50-1
|
Четверг |
|
15.20-15.45-1
|
16.10-16.35-1
|
17.00-19.00-
|
Пятница |
16.20 - 18.40-
|
|
|
15.20-15.50-1
|
Итогами работы с детьми по театрально-игровой деятельности являются:
- тематические занятия, развлечения, спектакли с приглашением родителей (1 раз квартал);
- участие в окружных и городских конкурсах («Хрустальная капелька», «Юные звезды театра» и т.д.).
В конце учебного года в каждой возрастной группе проводится обследование умений и навыков детей по программе.
Список литературы
- Лукина Н.А. «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста».
- Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши», СПб.: 2001.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», М. «Аркти», 2004.
- Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду», М., «Школьная Пресса», 2000.
- Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников», СПб, 1994.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М., «Сфера», 2001.
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», М., «Владос», 2001.