Программа по дополнительному образованию «Театрально-игровая деятельность»

Разделы: Дополнительное образование


Программа по дополнительному образованию «Театрально-игровая деятельность» включает в себя программы:

«Театр-творчество-дети»

  • Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
  • (Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович) г. Москва, «Аркти», 2004.
  • Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
  • Возраст детей от 3 до 7 лет.

«Арт-фантазия» (Э.Г.Чурилова) г. Москва, «Владос»,2004г.

  • Возраст детей 5-7 лет.

Методическое обеспечение к программе:

Младший
дошкольный возраст
(3-5 лет)

1. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», М. «Аркти», 2004
2. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду», М., «Школьная Пресса», 2000
3. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников», СПб, 1994
4.Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М., «Сфера», 2001

Старший дошкольный
Возраст (5-7 лет)

1. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», М., «Владос», 2001
2. Циркова Н.П. «В мире бального танца» М., «Владос», 1999

Пояснительная записка

Программа по дополнительному образованию «Театрально-игровая деятельность» направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

В ней поэтапно используются отдельные виды детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов которые вызывают эмоциональные переживания.

Основные направления:

  • Знакомить детей всех возрастных групп последовательно с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
  • Поэтапное овладение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  • Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Структура программы

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 3 до 4 лет; от 4 до 5; от 5 до 6; от 6 до 7).

В программе выделено два типа задач. Первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также на коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Организация работы по театрально-игровой деятельности в ДОУ

Программой предусматривается проведение театральных занятий в детском саду, которые проводятся два раза в неделю в каждой возрастной группе (в младшей группе - 1 раз в неделю). От одного до четырех занятий в месяц - совместно с музыкальным руководителем. Каждая возрастная группа делится на две подгруппы, не менее 10 человек в каждой.

Задачи театрализованных занятий:

  • во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
  • в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
  • в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительные умения;
  • в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа выразительность речевых и пантомимических действий.

Занятия для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) строятся по схеме:

  • Введение в тему, создание эмоционального настроения.
  • Театрализованная деятельность (в разных формах).
  • Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

В содержание занятий входят:

  • Просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним.
  • Игры-драматизации.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
  • Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В театрализованные занятия для детей старшего возраста входят следующие разделы:

1. Театральная игра (общеразвивающие и специальные театральные игры)

Задачи: приобретение ребенком профессиональных умений и навыков (развитие игрового поведения, эстетического чувства, умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях).

2. «Ритмопластика» (комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения)

Задачи: развитие естественных психомоторных способностей дошкольников обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром развитие свободы и выразительности телодвижений.

3. «Культура и техника речи» (дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения, игры со словом)

Задачи: развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией разнообразной интонацией логикой речи и орфоэпией, развитие образной речи.

4. Основы театральной культуры

Задачи: познакомить детей с театральным искусством (его особенностями видами), рождением спектакля, с театром снаружи и изнутри, культурой зрителя.

5. Работа над спектаклем.

Задачи: познакомить с пьесой, постановка спектакля.

Для более углубленного изучения театрального искусства проводятся индивидуальные занятия с детьми 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.

Дни недели/
группы

Младшая
группа
(П подгр.)

Средняя
группа
(П подгр.)

Старшая
группа
(П подгр.)

Подгот.группа
(П подгр.)

Понедельник

17.10-19.00-
инд.занятия

16.20-16.45-1
16.45-17.10-П

15.20-15.50-1
15.50-16.20-П

Вторник

15.20-15.35 - 1
15.35-16.50 -П

15.50-16.15-1
16.15-16.40 - П

16.40-19.00-
инд.занятия

Среда

16.20-19.00-
инд.занятия

15.20-15.50-1
15.50-16.20-П

Четверг

15.20-15.45-1
15.45-16.10 -П

16.10-16.35-1
16.35-17.00-П

17.00-19.00-
инд.занятия

Пятница

16.20 - 18.40-
инд. занятия

15.20-15.50-1
15.50-16.20-П

Итогами работы с детьми по театрально-игровой деятельности являются:

  • тематические занятия, развлечения, спектакли с приглашением родителей (1 раз квартал);
  • участие в окружных и городских конкурсах («Хрустальная капелька», «Юные звезды театра» и т.д.).

В конце учебного года в каждой возрастной группе проводится обследование умений и навыков детей по программе.

Приложение

Список литературы

  1. Лукина Н.А. «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста».
  2. Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши», СПб.: 2001.
  3. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», М. «Аркти», 2004.
  4. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду», М., «Школьная Пресса», 2000.
  5. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников», СПб, 1994.
  6. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М., «Сфера», 2001.
  7. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», М., «Владос», 2001.