Цель: развитие личности ребёнка, его духовного мира посредством народного творчества.
Задачи:
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- Развивать художественно-творческие способности, нравственно-эмоциональные чувства; развивать у детей умение передавать в движении содержание текста.
- Воспитывать интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами; воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.
Ход мероприятия
На сцене декорации поля, деревья, теремок сложенный из мягких модулей.
Появляется Мышка.
Мышка:
Я мышка-Норушка
Живу я одна
И норку себе
Ещё не нашла.
По полю бегу
У всех на виду
И спрятаться негде
Сейчас пропаду! (замечает теремок).
Ой, я вижу теремок
Он не низок, не высок!
Кто здесь в тереме живёт?
Может в гости позовёт?
Кто, в теремочке живёт?
Кто, в невысоком живёт? (Мышка заглядывает в теремок).
Не даёт никто ответ.
Может, здесь хозяев нет? (заходит в теремок)
Появляется Лягушка.
Лягушка:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Кто, в теремочке живёт?
Кто, в невысоком живёт?
Мышка:
Я мышка - Норушка,
По углам поскребушка.
Кто стучится в теремок?
Чей я слышу голосок?
Лягушка:
Я лягушка-Поскакушка,
Развесёлая Квакушка.
Танцовщица, хохотушка.
Буду я тебе подружка,
Если пустишь в теремок,
Что не низок, не высок.
Мышка:
Я загадки загадаю,
Я их очень много знаю.
Как ответы все найдёшь,
Тут же в теремок войдёшь.
Лягушка: (обращается к зрителям)
Вы, прошу мне помогите
И ответы подскажите.
Мышка:
- Два кольца, два конца, в середине гвоздик.
(Ножницы) - Маленький, пузатенький, а весь дом бережет.
(Замок) - Без счёту одёжек, и все без застёжек.
(Капуста) - Не шмель, не пчела, а жалит.
(Крапива) - Сидит дед, во сто шуб одет,
кто его раздевает - слёзы проливает.
(Лук) - Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
(Морковь) - Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
(Ёж) - Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
(Петух) - Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла.
(Корова) - Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Мышка:
Ну, подружка прыг да скок,
Заходи в мой теремок.
Лягушка заходит в теремок.
Появляется заяц.
Заяц:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Кто, в теремочке живёт?
Кто, в невысоком живёт?
Мышка:
Я мышка - Норушка,
По углам поскребушка.
Лягушка:
Я лягушка - Поскакушка
Развесёлая Квакушка.
Кто стучится в теремок?
Чей я слышу голосок?
Заяц:
Я, трусишка - Зайчик,
Зайчик-Попрыгайчик.
К вам хочу я в теремок,
Что не низок не высок.
Лягушка:
Если знаешь поговорки,
Ты про дом, про теремок,
Расскажи, повесели нас
И мы пустим на порог.
Заяц:
Поговорок много знаю,
Расскажу все до одной,
Да пословицы добавлю,
Будет весело со мной!
Волк говорит 1-2 поговорки и предлагает зрителям помочь.
Поговорки:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом вести - не лапти плести.
Без хозяина - дом сирота.
Всякий дом хозяином держится.
Дом красится хозяином.
И стены в доме помогают.
Дома и стены помогают.
Лучше дома своего нет на свете ничего.
Мой дом - моя крепость.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Все дороги ведут к дому.
Хорошо тому, кто в своем дому.
Каков хозяин - таков и дом.
Где хозяев в доме много, там и толку никакого.
Спасибо вашему дому, а теперь пойдем к другому.
Что нам стоит дом построить.
Дом вести - не рукавом трясти.
Лягушка: (Зайцу)
Проходи скорей домой,
Будем вместе жить с тобой.
Заяц заходит в теремок.
Появляется Лиса.
Лиса:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Кто, в теремочке живёт?
Кто, в невысоком живёт?
Мышка:
Я мышка-Норушка,
По углам поскребушка.
Лягушка:
Я лягушка-Поскакушка
Развесёлая Квакушка.
Заяц:
Я, трусишка - Зайчик,
Зайчик-Попрыгайчик.
Кто стучится в теремок?
Чей я слышу голосок?
Лиса:
А я рыжая Лиса,
Всему лесу я краса.
К вам хочу я в теремок,
Что не низок не высок.
Там так весело у вас,
День проводите смеясь.
Заяц:
Да и, правда, нам не скучно
Мы живём здесь неразлучно,
Ну а ты Лиса, что знаешь?
Можешь сказку рассказать?
Если жить ты будешь с нами,
Чем нас станешь развлекать?
Лиса:
Сказок знаю, очень много,
Буду сказку начинать.
Ну а вы народ честной
Их старайтесь отгадать.
Зрители помогают отгадывать сказки
1.
Вышли дружною семьей,
Чтобы справиться с одной.
Не приди на помощь мышка,
Ничего б у них не вышло.
(Репка)
2.
Девочка из снега тут же ожила:
Ножкой шевельнула, ручкой повела.
Не любила солнце, не ждала тепла
И зачем с подружками по ягоды пошла?
(Снегурочка)
3.
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Тот кто, простившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей.
(Царевна-лягушка)
4.
В сказке этой дети,
Домой быстрей бежали,
А речка, печка, яблонька,
Детишкам помогали.
(Гуси-лебеди)
5.
Вымолвил словечко -
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(По щучьему велению)
6.
Колотил, да колотил
По тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль)
7.
Ах ты, Петя - простота
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Кот, петух и лиса)
8.
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Лиса:
Что ж сумели отгадать,
Вы мои загадки.
Выходите поиграть
В хоровод ребятки.
Русская народная игра «ТЕРЕМОК»
Описание: Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные дети одевают шапочки «зверей»- Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка: «Я - Мышка - норушка, а ты кто?»
Лягушка: «А я - Лягушка - квакушка»
Мышка: «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Зайка», «Лисичка» и «Волк». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка - всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
Заяц: (Лисе)
Проходи скорей домой,
Будем вместе жить с тобой.
Лиса заходит в теремок.
Появляется Волк.
Волк:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Кто, в теремочке живёт?
Кто, в не высоком живёт?
Мышка:
Я мышка-Норушка,
По углам поскребушка.
Лягушка:
Я лягушка-Поскакушка
Развесёлая Квакушка.
Заяц:
Я, трусишка - Зайчик,
Зайчик-Попрыгайчик.
Лиса:
Я рыжая Лиса,
Всему лесу я краса.
Кто здесь громко так рычит?
Кто к нам в теремок стучит?
Волк:
Я, Волк, зубами щёлк.
Проходил через лесок
И увидел теремок,
Что не низок, не высок
В дом, пожалуйста, пустите,
Волка звери не гоните.
Лиса:
Я потешки, страсть люблю.
Знаешь Волк ты хоть одну?
Коль расскажешь в дом пущу
Сладким чаем угощу.
Волк:
Знаю много, расскажу,
И хозяйке, угожу.
Волк читает 1-2 потешки и просит помощи у зрителей. Дети рассказывают потешки.
На лугу, на лугу
Стоит миска творогу
Прилетели две тетери
Поклевали, улетелиКиска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша дочка пойдёт,
Через киску упадёт.
Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.Дедушка Ежок!
Не ходи на бережок,
Там растаял снежок,
Заливает лужок!
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
Лиса:
Вижу, вижу, друг мой волк
В поговорках знает толк.
С ним не будем мы скучать,
Надо волка в терем звать.
Волк заходит в теремок. Появляется медведь.
Медведь:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Кто, в теремочке живёт?
Кто, в не высоком живёт?
Мышка:
Я мышка-Норушка,
По углам поскребушка.
Лягушка:
Я лягушка-Поскакушка
Развесёлая Квакушка.
Заяц:
Я, трусишка - Зайчик,
Зайчик-Попрыгайчик.
Лиса:
Я рыжая Лиса,
Всему лесу я краса.
Волк:
А я Волк,
Зубами щёлк.
Кто так топает, рычит?
Кто к нам в теремок стучит?
Медведь:
Это я, Медведь - Топтышка,
Косолапый бурый мишка.
Я хотел бы с вами жить,
Вашей дружбой дорожить.
Волк:
Мы здесь весело живём,
Сказки слушаем, поём.
Знаешь ты скороговорки?
(к зрителям) Это вам не поговорки!
Надо быстро говорить,
Ничего не позабыть.
Медведь:
Знаю много, вот считайте,
А хотите, помогайте.
Медведь читает скороговорки, персонажи и зрители повторяют.
Архип осип. Осип охрип.
Баран буян залез в бурьян.
Белые бараны били в барабаны.
В нашей покупке - крупы и крупки.
Волки pыщут - пищу ищут.
Вставай, Архип, петух охрип.
Купилa бaбуся бусы Мapусе.
Пекарь пёк пироги в печи.
Пошла Поля полоть в поле.
Проворонила ворона вороненка.
Волк: (Медведю)
Проходи скорей домой,
Будем жить теперь с тобой.
Медведь:
Очень весело здесь жить.
Нам бы жить, да не тужить.
Да вот места маловато,
Надо строить новый дом.
Все:
Мы построим новый терем
Все в нем дружно заживём!
Звери разбирают теремок, добавляют модули и строят большой терем.
Все:
Мы закончили работу
И забыв про все заботы,
Будем песню напевать,
Хоровод водить, плясать.
Персонажи и зрители встают в хоровод, запевают песню.
Используемая литература
- Иванцова Людмила. "Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, посиделки, кукольный спектакль. "Издательство: МарТ, Ростов-на-Дону, 2009 г.
- Князева Ольга Львовна, Маханева Мария Давыдовна. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие". Редактор: Ермолаев С.Д. Издательство: Детство-Пресс, 2016 г.
- Лапшина Галина Алексеевна. "Календарные и народные праздники в детском саду. ФГОС ДО" Издательство: Учитель, 2018 г.
- Антипина Елена Анатольевна "Театрализованная деятельность в детском саду". Издательство: Сфера, 2009 г.
- Киселева Марина Вячеславовна. Редактор: Юрченко О. "Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей". Издательство: Речь, 2014 г.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.