Предмет: Русский язык.
Цель урока:
- Формировать представления о многообразии сложных слов.
- Повышать интерес к изучению русского языка.
- Развивать творческое мышление устной и письменной речи, внимание и память.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
- Формировать умение различать сложные слова.
- Наблюдение за сложными словами.
- Различать однокоренные слова, группировать их.
Личностные результаты
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по предложенному учителем плану;
- высказывать свои предположения на основе учебного материала;
- осуществлять контроль за выполнением деятельности.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся
Эмоциональный настрой на урок
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей,
Строить слово из частей.
О чём речь на уроке пойдет, дети?
2. Постановка учебной задачи
- Прочитайте слова на доске.
- Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?
(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)
- Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)
- Распределите их по группам. (2 ученика работают у доски)
- Почему взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-)
- Почему взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-)
(Если не возьмут слово водопад):
- Почему вы не взяли слово «водопад»?
- Вы считаете, что это слово лишнее?
- Объясните, что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты).
- Как вы считаете,в какую группу можно отнести это слово?
- Все ли согласны? Кто думает по-другому?
- Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)
- Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)
- Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)
- Знаний не хватает, поэтому мы продолжаем тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.
3. Открытие нового знания
(Слайд)
Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый
- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими чертами характера)
- Какими чертами характера обладаете вы? (высказывания детей)
любопытный, дружелюбный, целеустремленный, добросовестный
- Что вы можете сказать про эти слова?
(Слайд)
Светловолосый, темнокожий, синеглазый, рыжеволосый, чернобровый.
- Когда мы употребляем такие слова? (когда говорим о внешности человека)
Каким способом образованы эти слова?
- Какие черты своей внешности вы можете описать сложными словами?
4. Работа в группах
1 группа
Работа по карточкам.
Выберите и запишите черты характера, которые вам подходят.
Самолюбивый, трудолюбивый, лежебока, слабовольный, тугодум, сердобольный, добродушный, милосердный, великодушный, пустомеля, свободолюбивый, благородный.
Выдели корни, подчеркни орфограммы.
2 группа
Слайд № 3
Напишите, как вы назовёте человека, у которого:
Мягкое сердце - …
добрая душа - …
острый ум - …
голубые глаза - …
тёмные волосы - …
3 группа
Составьте словесный портрет - описание своего одноклассника.
Светловолосый, темнокожий, синеглазый, рыжеволосый, чернобровый ,самолюбивый, трудолюбивый, лежебока, слабовольный, тугодум, сердобольный, добродушный, милосердный, великодушный, пустомеля, свободолюбивый, благородный.
Проверка.
1-я группа: выслушать 1-2 человек
2-я группа: слайд
(мягкосердечный, добродушный, остроумный, голубоглазый, темноволосый)
3-я группа.
- Прочитайте описание, а ребята должны догадаться, о ком вы говорите.
- Какие слова вы записали? Как они образовались?
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос.
(Слайд)
1. Все непонятные слова называются сложными.
2. Все длинные слова называются сложными.
3. Слова, в которых два корня, называются сложными.
- Оцените свою работу.
- У кого были затруднения?
- Всё ли мы узнали о сложных словах?
Так вот я на уроке испытала водопад положительных эмоций от общения с вами.
(слайд)
Учитесь! Дерзайте! Узнавайте! Открывайте!
И жизнь откроет для вас свои тайны. Удачи вам.