Цель: привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.
Задачи:
- Познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы.
- Показать красоту русского языка.
- Научиться сопереживать героям и событиям произведений.
- Развивать творческие способности.
Оформление:
- Оформление рисунков и макетов к произведениям прочитанных книг ребятами.
- Оформление костюмов к театрализованному выступлению.
- Оформление ответов на вопросы викторины.
- Создание презентации.
Ход мероприятия
«Весёлая семейка»
1 ВЕДУЩАЯ: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он - автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.
Большой и нелегкий путь прошел этот человек, прежде чем стать писателем.
2 ВЕДУЩАЯ: Родился он 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье киноартиста. Коля Носов был таким же, как и все мальчики его возраста, но его отличала неистощимая любознательность и богатая фантазия. Четырехлетнего Колю смешил старый диван, который старался быть похожим на кресла, окна в темной комнате казались ему таинственными, пугающими лицами, Коля подмечал не только то, что веселит и пробуждает фантазию. Он умел разглядеть в людях их лучшие качества и бывал так рад встрече с очередным хорошим человеком.
1 ВЕДУЩАЯ: В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля нечаянно столкнулся в дверях с выходящим учителем. Ожидая неминуемой кары, мальчик на протяжении всего урока вглядывался в каждое движение учителя: что он задумал, как решил отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову внезапно закралось подозрение, что Петр Эдуардович (так звали учителя) просто добрый человек.
2 ВЕДУЩАЯ: Если вы читали книжки о Незнайке, то, наверное, помните, с какими подробностями рассказывает Носов о великом множестве разных профессий. Дело в том, что многие из них Николай Николаевич опробовал еще в отрочестве. Сначала он увлекался музыкой и мечтал стать знаменитым скрипачом, а позднее увлекся химией и стал мечтать о карьере выдающегося ученого.
1 ВЕДУЩАЯ: В 19 лет он поступил в Киевский художественный институт, а через два года перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Больше двадцати лет Н.Н.Носов проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором.
По словам самого писателя, он пришел в литературу случайно - нужно было сочинять сказки и забавные рассказы для сына и его приятелей-дошкольников. К 1950-м г, Носов стал уже хорошо узнаваем как автор веселых рассказов для детей. Однако он продолжал работать в кинематографии и не собирался менять профессию.
2 ВЕДУЩАЯ: В 1952 г. коллектив «Нового мира» выдвинул повесть «Витя Малеев в школе и дома» на соискание Государственной премии СССР. После вручения премии Носов оставил кино и занялся литературой как профессионал. Помимо известных детских рассказов и повестей, трилогии о Незнайке, Носов написал замечательные повести, основанные на автобиографическом материале «На дне колодца» и «Повесть о моем друге Игоре».
1 ВЕДУЩАЯ: Большой и нелегкий путь прошел этот человек, прежде чем стать писателем. И мы с вами сегодня в этом убедимся.
ПЕРВЫЙ МАЛЬЧИК:
К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ!
Вы улыбки приготовьте,
Всех нас праздник наш зовет!
ВТОРОЙ МАЛЬЧИК:
Носов - детских книг творец.
Ну, какой он молодец
Столько книг смешных, чудесных,
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!
ДЕВОЧКА:
Кто не слышал про Незнайку,
И про всех его друзей?
Эту книжку, вы, ребята,
Прочитайте поскорей!
ТРЕТИЙ МАЛЬЧИК:
Мы сегодня поиграем,
И героев угадаем.
Посмотрите хорошо,
И скажите: кто есть кто?
Четвёртый
Начинаем, начинаем
Представление свое.
Мы все роли в нем сыграем,
И станцуем, и споем.
Пятый
И того, кто с книжкой дружит.
Кто танцует и поет.
Обязательно закружит,
Наших книжек хоровод.
Шестой
Приходите, приходите.
Вы к нам в гости все опять.
Поглядите, поглядите,
Как мы будем выступать.
И того, кто с книжкой дружит,
Кто танцует и поет,
Обязательно закружит
Наших книжек хоровод.
Ведущая 1: Ребята, а сейчас у нас начинается необычная викторина. Вы увидите несколько инсценированных отрывков из произведений
Н.Носова. Вам нужно угадать, что это за произведение и назвать главных его героев.
Показ сценок из произведений
Ведущая 2: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли, потому что они были очень маленькие.
Каждый коротышка был с небольшой огурец. В городе у них было чень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, бульвар Васильков, аллея Ромашек. А сам город назывался Цветочным. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
Ведущая 1: В одном домике на улице Колокольчиков жило 16 малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал много, потому что читал разные книги. В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Жил еще в этом доме охотник Пулька, художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.
Представление начинается. С вами хотят подружиться герои. Цветочного города. Встречайте их.
Незнайка:
Дорогие ребятишки.
Вы читаете все книжки.
И поэтому сейчас
Вы меня узнали в раз.
Я, Незнайка, к вам пришел
И друзей своих привел.
Все мы любим веселиться,
И на улице резвиться.
Любим петь и рисовать,
Любим книжечки читать.
С вами мы хотим ужиться,
И надолго подружиться.
Я, - Незнайка, я - Незнайка.
Вы попробуйте, узнайте!
Почему меня вокруг,
Все Незнайкою зовут?
Тюбик:
А я - художник Тюбик,
Меня ребята любят,
И мы гордимся с ними
Рисунками своими.
Винтик:
Механик Винтик я зовусь,
И этим именем горжусь.
Не утверждайте-ка, друзья,
Что обойдетесь без меня.
Шпунтик:
Помощник Шпунтик!
Звучит красиво!
Помощник Шпунтик!
Просто диво!
Успеет тут, поможет там,
И не дает покоя вам...
Гусля:
Музыкант Гусля.
Стоит перед вами,
А какой я музыкант,
Вы судите сами.
Пилюлькин:
Доктор Пилюлькин.
Лечит всех он с люльки.
Беспокоится о вас,
Не спускает с вас он глаз.
Пулька:
Меня Пулькою зовут,
Бывалый я охотник,
Пропадаю часто я,
С ружьем на болоте
Знайка:
Я горжусь тем, что я Знайка!
Знаю, скажете - зазнайка,
Говорите, не боюсь,
Но в жизни я всего добьюсь
Ведущий: Малыши Цветочного города любят петь песенки, у них всегда весело. Любимая песенка малышей - коротышей «В траве сидел кузнечик».
И сейчас предлагаю всем вместе её спеть.
Конкурс «Бюро находок»
- Пилюлькин - термометр.
- Винтик - гаечный ключ.
- Незнайка - пёстрый галстук.
- Тюбик - кисточку.
- Пулька - охотничий патрон
- Знайка - очки.
Конкурс: «Из какого произведения эти предметы»
- Шляпа - «Живая шляпа»
- Мешочек с гречневой кашей - «Мишкина каша»
- Веточка рябины - «Тук-тук-тук»
- Два огурца - «огурцы»
- Детский телефон - «Телефон»
- Черная тушь. «клякса»
Ведущая 1: А сейчас начинается парад книг Н.Носова, к которым рисунки учащиеся создавали сами.
Выходят несколько читателей, в руках каждого из них нарисованный макет книги большого размера. Они выстраиваются в один ряд и представляют каждый свою книгу:
Н.Носов. «Веселая семейка»
Что же это за веселая семейка? И кто в ней живет? Об этом вы узнаете, когда прочтете эту книгу.
Н. Носов. «Фантазеры»
Вам акула голову не откусывала? А на Луне вы бывали? Нет? Тогда вы не фантазеры! А вот Мишутка со Стасиком проделывали это сотни раз. С ними вы познакомитесь в этой книге.
Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»
Кто еще не успел познакомиться с коротышками из Цветочного города, где живет Незнайка, спешите прочитать эту книжку!
Н. Носов. «Незнайка в Солнечном городе»
О дальнейших приключениях Незнайки в Солнечном городе вы узнаете из этой книжки.
Н.Носов. «Незнайка на Луне»
С Незнайкой не заскучаешь даже на далекой Луне. Какие же невероятные приключения там с ним произошли? Прочтите и узнаете!
Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»
Главный герой рассказа - пес Барбос возомнил себя хозяином квартиры. Что же из этого вышло, вы узнаете, если прочтете эту интересную книгу.
Н.Носов. «Мишкина каша»
Непоседа Мишка и его друг Колька никак не могут справиться с неукротимой кашей, которая лезет и лезет из кастрюли. Кто же им помог? О разных приключениях этих мальчишек рассказывает эта веселая книга.
Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома»
Повесть о школьной жизни Вити Малеева и его одноклассников. Книга удостоена Государственной премии СССР.
После представления книг исполняется «Песенка юных читателем», муз. А.Островского, слова С.Михалкова.
ВИКТОРИНА
1. На какой улице жили коротышки в Цветочном городе?
- Незабудок.
- Колокольчиков.
- Одуванчиков.
2 Малыши и малышки очень любил музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на музыкальных инструментах.
Незнайка ему завидовал. Какой музыкальный инструмент предложил Незнайке Гусля
- Барабан
- балалайку
- Гармошку.
3. После того» как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, Он решил сделаться художником? Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет?
- Пончик
- Торопышка
- Доктор Пилюлькин
4. Художника из Незнайки не получилось, и он задумал сделаться поэтом и сочинять стихи. Сумел ли его учитель Цветик подобрать рифму к слову "пакля"?
- Нет.
- Да.
5. Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. Что они мастерили?
- Пылесос.
- Автомобиль.
- Воздушный шар.
6. Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?
- Пять дней.
- Неделю.
- Десять дней.
7. Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвозде висело полотенце, а на полочке лежали мыло и
зубной порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он...
- Горький.
- Безвкусный.
- Невкусный.
8. Через реку вел узенький мостик, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочной материи. Из чего был сделан мост?
- Из прутьев.
- Из стеблей льна.
- Из коры березы.
9. Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротыш. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать малышек в Цветочном городе. С кем из малышек подружился Незнайка?
- С Медуницей.
- С Кнопочкой.
- С Селедочкой.
10. Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»?
- Васька
- Машка.
- Мурка
11. Почему вороны всю ночь стучали по крыше? (Клевали прошлогодние ягоды рябины)
- Тук-тук-тук.
- Огурцы.
- Заплатка.
12. Какого цвета и величины была заплатка на штанах у Бобки?
- Заплатка, зелёная
- Дружок
- Федина задача.
Праздник заканчивается песней «Сюрприз»
Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь».
Подводится итог викторины, конкурса рисунков и награждение участников викторины.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по книгам Н.Носова. Конечно, за такой короткий период времени невозможно вспомнить все книги, которые он написал. С ними вы можете познакомиться самостоятельно. Они ждут вас на полках в библиотеках. Счастливых вам встреч с героями Н.Носова. До свидания.
Список литературы
- Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 240с.
- Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 3. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 256 с.
- Весёлая семейка Николая Носова.// Читаем, учимся, играем. 1999. №2. C 10-13.
- От улыбки хмурый день светлей, // Читаем, учимся, играем. 2007. №1. С.32-37.