Открытый урок по обучению грамоте по теме "Звуки [з], [з,]. Буквы З,з ("О братьях наших меньших")

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: Буквы Зз, Звуки [з]


Урок: обучение чтению.

Цели:

  • познакомить учащихся с буквами З,з и звуками, которые эти буквы обозначают;
  • учить читать слова с новыми буквами;
  • формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • совершенствовать навыки чтения;
  • развивать творческие способности, фонематический слух, внимание, мышление, связную речь.

УУД:

  • принимать учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • определять место изученной буквы на «ленте букв»;
  • соотносить все изученные буквы со звуками;
  • сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы и звуки;
  • читать слоги-слияния и слова с новой буквой;
  • читать текст вслух;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию текста;
  • соотносить текст и иллюстрацию;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;
  • оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке.

Образовательные технологии:

  • технология игровой деятельности;
  • групповые технологии;
  • здоровьесберегающие;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникативные;
  • технология проблемного обучения (элементы)

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний

1. Учитель в начале урока включает аудиозапись песни «Наши друзья» (муз. В.Алексеева, сл. М.Филатовой)

Ребята слушают (можно подпевать).

- О чем песня? (о животных)

- Сегодня на уроке обучения грамоте мы поговорим о братьях наших меньших, о животных.

- Какую цель мы ставим перед собой всегда на уроке обучения грамоте? (познакомиться с новой буквой и звуками, учиться читать слова, печатать новую букву…).

- Начинаем работу!

2. Картинный диктант.

- Учащиеся открывают тетради по обучению чтению.

(Учитель читает загадку, учащиеся отгадывают, на доске вешается картинка - отгадка).

- Отгадайте загадку, запишите букву, с которой начинается слово.

Обитатель жарких стран,
Сухопутный великан,
Дивным рогом знаменит,
Им себя и защитит! НОСОРОГ

- Произносим слово хором.

- Какую букву записали? («эн» - один учащийся пишет на доске).

- Назовите звук, который обозначает в этом слове буква «эн».

(«Буква «эн» обозначает согласный твердый звук [н], подчеркиваем синим цветом»)

(Работа над следующими буквами и звуками проводится аналогично)

Серый, толстый, южный зверь…
Лишний хвостик? Ты не верь!
Он ушами мух гоняет,
Носом воду набирает. СЛОН

Пышной гривою трясет,
Гордо голову несет,
Он прекрасен и опасен,
Царь зверей, он очень властен.
Кто же это царь зверей?
Угадай-ка поскорей! ЛЕВ


В пустыне живет,
Подолгу не пьет,
С жарой легко справляется.
Колючками питается. ВЕРБЛЮД


Зверь живет в лесу дремучем.
По-кошачьи не мяучит.
Для мышей тот зверь что слон.
И рычит он, словно гром.
Зверь тот в желтую полоску -
Все равно зовется кошкой. ТИГР

- Мы напечатали буквы, они обозначают звуки.

- Что объединяет все эти звуки? (они согласные)

III. Определение темы урока

Создание проблемной ситуации

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы. ЗАЯЦ

- Получилось ли у нас записать следующую букву? Почему?

- А какой звук вы услышали в начале слова?

- Давайте попробуем сформулировать тему урока («Буквы З.з Звуки [з], [з'].»)

- Какие задачи мы перед собой поставим? (научиться печатать буквы З,з, читать слова и предложения с новыми звуками)

Физминутка (выполняется под музыку)

Скок-поскок, скок-поскок, Лапки вверх, лапки вниз,
Зайка прыгнул на пенек. На носочки подтянись.
В барабан он громко бьет. Лапки ставим на бочок,
В чехарду играть зовет. На носочках скок-скок-скок!
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.

IV. Работа по теме урока

- Откройте учебники на с. 91

- Давайте проверим наше предположение о теме урока.

- Прочитайте тему урока (учащиеся читают хором).

Знакомство с печатными буквами З.з

- Учитель прикрепляет на доску табличку с буквой.

- Буква называется «ЗЭ»

- На что похожа буква?

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.

Упражнение в записи буквы в тетрадь.

- Откройте тетради по обучению чтению.

Диск «Обучение грамоте», работа с интерактивной доской (образец записи букв) (2 минуты)

- Печатаем по воздуху.

- Следите за положением тетради и посадкой при письме.

- Печатаем по образцу в тетради.

Работа по учебнику с. 91.

- Ответьте на вопросы в рамках.

- Произносим звук. (Определяем: согласный, звонкий, твердый, мягкий.)

- На какой звук по произношению похож? [с]

- Значит, располагаются рядом в ленте букв.

- Открываем букву в ленте букв на доске.

- Произносим вместе [з], [с]. Это парные звуки. Один глухой, другой - звонкий.

(Упражнение в правильном произношении звуков).

Учебник с. 91 чтение слогов. (Работа в парах - чтение слогов слияний соседу по парте). Чтение слогов вслух.

- Назовите слияние с мягким согласным.

- Что придает мягкость согласному звуку?

- Чтение слов.

Диск «Найди слова с новыми звуками» (работа с интерактивной доской)

(3 минуты)

Физминутка (работа над дикцией)

За-зо-зу, за-зо-зу - мы поймали стрекозу
Зи-зе-за. Зи-зе-за - приближается гроза
Зо-за-зы… - убегаем от грозы
Зей-зуй-зой… - мы бежим за стрекозой.

Работа по учебнику с. 90.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Что изображено.

- Вспомните загадки в начале урока. Кто живет в зоопарке?

- Где находятся львы?

- Что знаете о слонах?

- С кем дети приходят в зоопарк?

- Как нужно вести себя у вольеров со зверями?

- Чтение стихотворения с. 90 (читает вслух хорошо читающий ученик)

- О каком животном идет речь? Произнесем хором.

V. Закрепление

Послушайте загадку.

Полосатые лошадки
Африканские лошадки
Хорошо играть им в прятки.
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки
Будто школьные тетрадки
От копыт до головы. ЗЕБРА

Диск («все схемы»)

(2 минуты)

- Звукобуквенный анализ слова ЗЕБРА

(Работа с интерактивной доской. Учащиеся выходят к доске по просьбе учителя. Учитель выбирает схему для учащегося с учетом его потенциальных возможностей)

- Где можем увидеть зебру? (в зоопарке)

- Прочитайте название текста на с. 91.

3) - Чтение самостоятельное текста на с. 91-92. («В зоопарке»).

- Чтение текста вслух.

Вопросы по содержанию текста:

- Где находится лев?

- Что закричала Зина? (Слова сказанные Зиной или другим человеком в тексте, называют прямой речью. Они взяты в кавычки - это две запятые.)

- Прочитайте, что делает слон?

- Кто живет в аквариуме?

- Что узнали о змеях?

- Прочитайте, как они зимуют?

- Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой з.

(Задание хорошо читающим детям:

- Найти в тексте и напечатать в тетрадь 3 слова с буквой з)

VI. Подведение итогов

- Что нового узнали на уроке?

- Что учились делать?

- Какое задание самое интересное? Трудное?

VII. Рефлексия

- Кто доволен своей работой?

- Раскрасьте шаблон буквы З красным карандашом, если Вам на уроке было интересно, если настроение у вас радостное, если вам все было понятно и у вас все получилось.

- Раскрасьте шаблон буквы З желтым карандашом, если вы испытывали небольшие трудности.

- Раскрасьте шаблон буквы З зеленым, если урок показался трудным, настроение грустное.

Шаблоны букв оставляете себе, так как все старались на уроке, работали активно.

Молодцы.

Динамическая пауза

1) Работа по карточкам (работа в группах по 4 человека)

- Вставить буквы, чтобы получились слова.

2) Игра в мяч «Придумай слова с новыми звуками.