Великая миссия классного руководителя

Разделы: Классное руководство


«Воспитание образа жизни, достойной Человека
Н.Е.Щуркова»

Одной из приоритетных задач образования - это вопросы воспитания подрастающего поколения. Ключевая роль в решении данной задачи отводится классному руководителю.

Деятельность классного руководителя в общеобразовательной организации многофункциональна: она направлена на организацию и координацию воспитательной работы в классном коллективе, его сплочение, формирование положительного эмоционально-психологического климата в детской среде, установление контактов с семьями учащихся; на выполнение других функций, предусмотренных нормативными документами.

Успех работы классного руководителя во многом определяется уровнем сформированности его педагогической культуры как меры и способа творческой самореализации сущностных сил, способностей, знаний, умений, владений, педагогических ценностей и технологий в воспитании подрастающего поколения.

Педагогический акцент в реальном целеполагании классного руководителя может быть сделан на развитии духовного начала (нравственности, благоговения перед жизнью, страсти к самопознанию).

Воспитательная работа в МОУ «СОШ №6» строится на основе программы воспитания, календарного плана воспитательной работы. В школе создана система работы с родителями, педагогическим коллективом и обучающимися.

Система работы с детьми реализуется не только в учебном процессе, но и внеурочной деятельности, а также через реализацию программ дополнительного образования.

Работа с классным коллективом осуществляется по следующим направлениям:

  • «Ключевые общешкольные дела»,
  • «Классное руководство»,
  • «Школьный урок»,
  • «Работа с родителями»,
  • «Самоуправление»,
  • «Профориентация»,
  • «Курсы внеурочной деятельности».

Направления воспитательной работы реализуются в интересных и значимых для обучающихся разного возраста формах работы.

Ключевым направлением в работе классного руководителя является «Классное руководство», которое осуществляется через работу с классным коллективом, индивидуальную работу с учащимися, работу с учителями, преподающими в классе, с родителями учащихся или их законными представителями.

Классный руководитель является основным звеном между всеми участниками образовательных отношений. Деятельность классного руководителя с классом направлена на формирование коллектива, профилактику правонарушений, духовно-нравственное развитие детей, формирование навыков здорового образа жизни. В своей работе мы используем следующие формы работы: классные часы, экскурсии, походы, классные вечера отдыха, конкурсы, соревнования, вовлекаем обучающиеся в участие в мероприятия различного уровня, тем самым развивая творческую активность, обучающихся.

Во время учебно-воспитательного процесса классный руководитель следит за микроклиматом в классе, помогает разрешить конфликты, пытается быть в курсе весах событий, которые происходят с детьми.

Одним из немало важных направлений работы с детьми является осуществление контроля за поведением обучающихся во время перемен, успеваемостью, посещаемостью учебных занятий, внешним видом обучающихся, питанием школьников.

С обучающимися в рамках воспитательной программы школы реализуется направление «Ключевые школьные дела». Обучающиеся вовлекаются в участие в акциях («Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка»; «Весенняя неделя добра», «Осенняя неделя добра»), спортивные мероприятия («Кросс наций», «Лыжня России», сдача нормативов ГТО); традиционные общешкольные мероприятия («День народного единства», «День учителя» «День Победы», День матери», «Новый год»), традиционные школьные акции «Собери макулатуру», «Субботник в школе», «Благотворительная ярмарка». В системе проводятся тематические классные часы по гражданско-патриотическому направлению, профилактике правонарушений и ЗОЖ.

Большая роль в работе с обучающимися отводится формированию навыков самоуправлению. На уровне классов по инициативе и предложениям учащихся избираются старосты классов, представляющие интересы класса в общешкольных делах и призванные координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей. Выбирается актив класса, распределяются поручения. Актив класса отвечает за различные направления работы класса, реализуемые в процессе выполнения следующих функций: планирование и анализ общественных дел, конкурсов, соревнований, акций, организация дежурств по классу, школе; оформление классного уголка; распределение поручений в ходе подготовки к традиционным мероприятиям, выходам на экскурсии, походы, проведение классных вечеров отдыха.

Одной из задач воспитания являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Работа с родителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: классный родительский комитет, участие родителей в общешкольном родительском комитете, в работе комиссии по урегулированию конфликтов между участниками образовательных отношений; организация родительского всеобуча через классные родительские собрания такие как:

«Адаптация пятиклассников», «Как повысить мотивацию к учебе», «Здоровый ребенок», «Как уберечь ребёнка от беды», на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, приглашаются специалисты, учителя предметники; родители получают ценные рекомендации и советы от педагога психолога, социального педагога социальных работников; участие в совместных акциях и мероприятиях «Откроем талант каждого», «Субботник в школе», «Собери макулатуру», участие в традиционных мероприятиях «Веселые старты», выставки декоративно-прикладного творчества, «Новый год»; Совместно с родителями организуются походы, поездки, выходы в кино, в детские развлекательные центры.

Таким образом, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми. Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов.

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

Дополнительная литература

  1. Исаев, И.Ф. Сельские учебно-воспитательные комплексы Белгородчины: историко-педагогический аспект (1974-1991 гг.) / И.Ф.Исаев, В.М.Щербинина. - Белгород, 2014. - 252 с.
  2. Современные концепции воспитания школьников: социокультурные основания, содержание, технологии / под редакцией И.Ф.Исаева. - Белгород: БелГУ, 2009. - 88 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ и инструкций Министерства образования и науки РФ. - Москва, 2011. - № 4.