Программа дополнительной образовательной деятельности "Дорогою добра"

Разделы: Дополнительное образование


Пояснительная записка

Направленность программы: Данная программа разработана на основе авторской общей программы «Православная культура» и учебно-методического комплекта «Добрый мир» Л.Л.Шевченко в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача воспитания духовно развитой личности дошкольника.

Актуальность: Учитывая экономические, политические и социальные условия жизни нашего общества, государство основным принципом своей политики провозгласило гуманистический характер образования, поставило целью воспитать высокогуманную личность, способную адаптироваться в современных условиях жизни, раскрывать свой творческий потенциал. Общечеловеческие ценности становятся приоритетными в воспитательном процессе. Общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально. Издавна православная педагогика тесным образом связывалась с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека, имела основную цель: воспитание человека существом мыслящим, добродетельным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным. Основы христианской нравственности проявляются в благотворительности, почтительности и уважительном отношении к старшим, вежливости, доброжелательности, милосердии. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, на патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

Педагогическая целесообразность: Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Процесс формирования личностных качеств ребенка, имея сенситивный период развития в дошкольном возрасте, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, поэтому для получения полноценных личностных результатов должна соблюдаться преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.

Основная цель программы - развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиций духовных и нравственных ценностей через приобщение детей к ценностям православной культуры.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

  • Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье и Родине, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, совестливость, ответственность.
  • Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, о правде и лжи, о трудолюбии и лени, о послушании, честности, милосердии, кротости, прощении).
  • Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности.
  • Учить строить отношения на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях; не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроения.
  • Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умение ограничивать свои желания, подчинение требованиям взрослых, в поведении выполнение норм христианской этики.
  • Формировать умение оценивать свои поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.
  • Вырабатывать у детей нравственные основы радостного и жизнеутверждающего мировосприятия.
  • Дать детям культурологические знания, необходимые для разностороннего развития.

Отличительные особенности программы:

Содержание программы является дополнением к примерной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, расширяя кругозор детей в области духовно-нравственной культуры.

Пространство занятий готовит ребенка к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогая развить ему творческий потенциал.

Возраст детей: 6-7 лет.

Срок реализации программы: на 1 год.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.

Отбор содержания программы произведен с соответствии с принципами:

  • культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
  • исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
  • целостности и интеграции образовательных областей дошкольного образования;
  • систематичности и последовательности;
  • преемственности содержания между ступенями дошкольного и начального образования.

Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:

  • игровые, т.к. ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
  • информационно-коммуникационные - обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, предоставляют новые возможности получения информации;
  • деятельностного подхода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний, на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельная работа, участие в выставках и праздниках.
Приемы и методы обучения.

Наглядный метод используется при:

  • чтении педагогом рассказов с показом демонстрационного материала.
  • проведении экскурсий;
  • организации наблюдений;
  • рассматривании иллюстраций, предметов, репродукций картин;
  • проведении дидактических игр;
  • моделирование сказок.

Словесный метод используется при:

  • чтении литературных произведений, отгадывании и загадывании загадок;
  • чтении стихотворений детьми;
  • организации бесед с элементами диалога и рассказов воспитателя;
  • проведении разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых, дидактических, игр драматизации и др.
  • рассматривании наглядного материала;
  • проведении викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод используется при:

  • организации продуктивной деятельности дошкольников;
  • проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
  • проведении конкурсов, викторин, театрализованной деятельности;
  • проведение экскурсий;
  • организации мероприятий родителями;
  • изготовлении детьми наглядных пособий для занятий.

Основные содержательные компоненты программы:

Программа дополнительного образования детей «Дорогою добра» способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через знакомство с православной культурой, с историей и традициями своего народа через воспроизведение годового цикла праздников, специально отобранных игр, народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада, о нормах устройства отношений в мире, как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе, миру вещей и природы. Занятия сопровождаются музыкой, звуками природы (пение птиц, журчание ручья,шум прибоя и др.), а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов.

Учебный курс включает в себя следующие разделы:


Тема раздела

Краткое содержание

I

Прогулки по дням творения. Как устроен мир Божий?

Что нас окружает? Что мы видим. Красота в окружающем мире. Краски, звуки, формы окружающего мира.
Прогулки по дням творения. Понятия: свет, день, ночь, ангельский мир, небо, небесные светила: солнце, луна, звезды и созвездия, планеты и их названия; видимый мир земля, море, реки, птицы, растения, животные, сотворение человека. День отдыха. Сотворение человека. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. Бог - Творец красивого мира. Имена Божии «Доброта. Красота. Любовь»

II

Хорошо - плохо

Правила жизни, данные Богом человеку. Понятия добра и зла, добродетель. Почему зло появилось на земле? Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Мои поступки. Кого я огорчаю своим непослушанием. Что такое совесть?

Нормы христианской этики. Человек и его добродетели. Как изобразить доброго и красивого человека. Какой я? Моё послушание и непослушание. Мой добрый помощник - моя совесть.

III

Устроение отношений в нашей жизни

Книжные сокровища монастырских мастерских. Летописец. Православный храм : убранство, устройство: алтарь, предел, притвор; правила поведения в православной храме Колокола, язык колокола. прародители колоколов - билы, колокольные звоны: благовест, праздничные перезвоны, постовой. Детская библия - священное писание, библиотеки - хранилища книг. Государственная Третьяковская галерея. Икона, иконописец, православный храм, убранство храма, иконостас, колокольня, крест, купол. Монастырь - центр духовной культуры и просвещения, монастырь как крепость, как дом монахов, как пристанище для паломников. Семья, родители, предки, любовь, послушание, обязанности членов семьи,. Праздники в моей семье: день рождения, день Ангела, именины.. Наши меньшие друзья. Правила обращения. Примеры служения животных святым людям. Моя семья, родословное дерево моей семьи. Какой я в семье, за что меня любят в семье. Семейные реликвии. Православные праздники в моей семье. Родина, Отечество, Россия, Москва, Красная площадь, Подмосковье.
За кремлёвской стеной: соборная площадь, колокольня Ивана Великого, Успенский собор. Кремлёвские реликвии: Царь-колокол и Царь-пушка.

IV

Православные праздники. Чему мы радуемся

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы История и иконография праздника. Дева Мария - Матерь Божия.
Покров Пресвятой Богородицы. История и иконография праздника, покров - плат для покрытия головы, русские традиция празднования Покрова Пресвятой Богородицы, богородичные песнопения праздника День народного единения - праздник иконы Казанской Божией Матери. История праздника, иконография образа казанской Божией Матери, памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной Площади в г.Москве, храм иконы Казанской Божией Матери, богородичные песнопения праздника Рождество Христово. История и иконография праздника, вертеп, вифлиемская звезда, поклонение пастухов и волхвов, рождественский ангел, рождественская ель, традиция празднования на Руси. Святочные игры.
Масленичные гуляния. Театрализованное представление. Комплекс игр и игровых упражнений для гуляний.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородице История и иконография праздника, Традиция празднования на Руси, богородичные песнопения праздника
Вербное воскресение - Вход Господень в Иерусалим. История и иконография праздника. Традиция празднования на Руси.
Праздник праздников - Воскресение Христова. Какого цвета пасха, как пасха звучит, как пахнет пасха, как она играет. Пасхальные писанки. Традиции праздника Пасхи.

Планируемые результаты:

Дети знают и понимают значение ключевых слов курса: дни творения мира, человек, объекты окружающего мира, семья, детская библия, православный храм, икона, православные праздники, иконография, песнопения праздника;

Дети умеют:

  • рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной стране, о своём городе, о храме;
  • различать герб и флаг страны, Московской области, района, города;
  • уважительно относится к людям, которые живут рядом, в том числе, к людям, исповедывающим православие;
  • различать и оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской этики;
  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач;
  • формулировать собственное мнение и позицию, обосновывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
  • видеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы;
  • передавать в художественно-творческой деятельности свое эмоциональное отношения к своей семье, к окружающему миру;
  • описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, живописи, музыкальных произведений .

Дети проявляют:

  • устойчивый интерес к новому содержанию и новым способам познания (познавательную инициативу);
  • нравственные качества (терпимость и терпение, доброжелательность, любовь к природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т.д.).

Критерии оценки:

  • Дети имеют представления о положительных и отрицательных нравственных качествах человека: вежливость, доброта, верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение, честность, чуткость.
  • Дети владеют важными категориями и понятиями этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида.
  • Дети владеют и осознанно оперируют общими понятиями гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой и т.д.
  • Дети понимают значение ключевых слов курса.
  • Дети способны оценивать и анализировать духовно-нравственные явления и категории в культурно историческом и социокультурном контексте (различать и оценивать плохие и хорошие мотивы и поступки свои и своих товарищей, других людей и т.п.).
  • У детей развиты базовые моральные качества: любовь к людям, сострадание, желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков, стыдливость, совестливость и т.д.
  • Дети умеют строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами (умеют быть вежливыми, добрыми, уважительными, заботливыми, верными, бескорыстными; терпимо относятся к людям; умеют выходить достойно из возможной ситуации конфликта; умеют прощать своих друзей и недругов).
  • Дети демонстрируют коммуникативные умения (умение вести беседу, разговор, умение формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).
  • Дети гордятся культурой и традициями своей страны.

Формы контроля могут быть вариативными, включая наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

I.

Прогулки по дням творения. Как устроен мир Божий?

11

1

Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

2

Прогулка первая. «Свет, день, ночь»

3

Прогулка вторая. «Небо»

4

Прогулка третья. «Земля, вода, растения»

5

Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды»

6

Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые»

7

Прогулка шестая. «Человек, животные»

8

Прогулка седьмая. «День отдыха» (покоя).

9

Бог - творец красивого мира

10

Бог. Какой он?

11

Повторение пройденного материала

II.

Хорошо - плохо

8

1

Правила и ценности жизни человека

2

Человек и его добродетели

3

Древо добродетелей

4

О чем говорит совесть

5

Добрые правила жизни

6

Прогулка на поляну добра и любви

7

Добрые качества моей души

8

Повторение пройденного материала

III.

Устроение отношений в нашей жизни

44

1

Книжное царство православной культуры

2

К истокам книжной письменности

3

Детская библия - священное писание в рассказах и картинках

4

По залам Третьяковской галереи

5

Где и как рождается икона?

6

В иконописной мастерской

7

Спас Нерукотворный (первая икона)

8

Православный храм - дом Божий

9

Открывая дверь православного храма

10

О чем поют колокола

11

Монастырь - крепость. пристанище, обитель.

12

Монастырь - центр духовной культуры и просвещения.

13

Правила семейного жительства. Мои обязанности.

14

Примеры семейного благочестия.

15

Любовь к родителям. Какая она?

16

Родословное древо моей семьи

17

Праздники в семейном календаре

18

Праздники в моём доме: день рождения, день ангела

19

Иконы в моем доме

20

Наши меньшие друзья

21

Моя Россия

22

Моя Россия (продолжение)

23

Моё Отечество, в котором я живу, моя Москва, которую люблю…

24

За священными стенами Московского Кремля

25

Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь (Подмосковье)

26

Любимый сердцу уголок (Павлово-Посадский район)

27

Любимый город

28

Любимый город

29

Любимый город

30

Любимый город

31

Любимый город

32

Храмы Павлово-Посадского благочиния

33

Экскурсия в храм

34

Закрепление пройденного материала

IV

Православные праздники. Чему мы радуемся

10

1

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

2

Покров Пресвятой Богородицы

3

Престольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы (экскурсия в монастырский храм)

4

День народного единения - праздник иконы Казанской Божией Матери

5

Рождество Христово

6

Святочные игры

7

Масленица (26.04). Масленичные гуляния

8

Благовещение Пресвятой Богородицы (07.04) Вербное воскресение (09.04)

9

Пасха (16 апреля). Пасхальная мозаика

10

Праздник праздников - Воскресение Христово

ВСЕГО

72

Содержание программы

Методическое обеспечение

  1. Учебно-методический комплект. Духовно-нравственная культура. Православная культура для малышей. «Добрый мир». Л.Л. Шевченко. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Московская область, 2011.
  2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой для учителя. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы«Иллюстрации». - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  4. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Музыкальное пособие «Звуковая палитра». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  5. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  6. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  7. Алешина Н.В. Дошкольникам о Москве и родной стране. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.
  8. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! - М.: «Баласс», 2007.
  9. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. - М.: «Учитель», 2013.
  10. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.