Пояснительная записка
Направленность программы: Данная программа разработана на основе авторской общей программы «Православная культура» и учебно-методического комплекта «Добрый мир» Л.Л.Шевченко в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача воспитания духовно развитой личности дошкольника.
Актуальность: Учитывая экономические, политические и социальные условия жизни нашего общества, государство основным принципом своей политики провозгласило гуманистический характер образования, поставило целью воспитать высокогуманную личность, способную адаптироваться в современных условиях жизни, раскрывать свой творческий потенциал. Общечеловеческие ценности становятся приоритетными в воспитательном процессе. Общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально. Издавна православная педагогика тесным образом связывалась с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека, имела основную цель: воспитание человека существом мыслящим, добродетельным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным. Основы христианской нравственности проявляются в благотворительности, почтительности и уважительном отношении к старшим, вежливости, доброжелательности, милосердии. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, на патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Педагогическая целесообразность: Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Процесс формирования личностных качеств ребенка, имея сенситивный период развития в дошкольном возрасте, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, поэтому для получения полноценных личностных результатов должна соблюдаться преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.
Основная цель программы - развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиций духовных и нравственных ценностей через приобщение детей к ценностям православной культуры.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
- Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье и Родине, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, совестливость, ответственность.
- Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, о правде и лжи, о трудолюбии и лени, о послушании, честности, милосердии, кротости, прощении).
- Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности.
- Учить строить отношения на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях; не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроения.
- Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умение ограничивать свои желания, подчинение требованиям взрослых, в поведении выполнение норм христианской этики.
- Формировать умение оценивать свои поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.
- Вырабатывать у детей нравственные основы радостного и жизнеутверждающего мировосприятия.
- Дать детям культурологические знания, необходимые для разностороннего развития.
Отличительные особенности программы:
Содержание программы является дополнением к примерной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, расширяя кругозор детей в области духовно-нравственной культуры.
Пространство занятий готовит ребенка к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогая развить ему творческий потенциал.
Возраст детей: 6-7 лет.
Срок реализации программы: на 1 год.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.
Отбор содержания программы произведен с соответствии с принципами:
- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
- целостности и интеграции образовательных областей дошкольного образования;
- систематичности и последовательности;
- преемственности содержания между ступенями дошкольного и начального образования.
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
- игровые, т.к. ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
- информационно-коммуникационные - обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, предоставляют новые возможности получения информации;
- деятельностного подхода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний, на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельная работа, участие в выставках и праздниках.
Приемы и методы обучения.
Наглядный метод используется при:
- чтении педагогом рассказов с показом демонстрационного материала.
- проведении экскурсий;
- организации наблюдений;
- рассматривании иллюстраций, предметов, репродукций картин;
- проведении дидактических игр;
- моделирование сказок.
Словесный метод используется при:
- чтении литературных произведений, отгадывании и загадывании загадок;
- чтении стихотворений детьми;
- организации бесед с элементами диалога и рассказов воспитателя;
- проведении разнообразных игр (малоподвижных), сюжетно-ролевых, дидактических, игр драматизации и др.
- рассматривании наглядного материала;
- проведении викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется при:
- организации продуктивной деятельности дошкольников;
- проведении игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
- проведении конкурсов, викторин, театрализованной деятельности;
- проведение экскурсий;
- организации мероприятий родителями;
- изготовлении детьми наглядных пособий для занятий.
Основные содержательные компоненты программы:
Программа дополнительного образования детей «Дорогою добра» способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через знакомство с православной культурой, с историей и традициями своего народа через воспроизведение годового цикла праздников, специально отобранных игр, народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада, о нормах устройства отношений в мире, как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе, миру вещей и природы. Занятия сопровождаются музыкой, звуками природы (пение птиц, журчание ручья,шум прибоя и др.), а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов.
Учебный курс включает в себя следующие разделы:
№
|
Тема раздела |
Краткое содержание |
I |
Прогулки по дням творения. Как устроен мир Божий? |
Что нас окружает? Что мы видим. Красота в окружающем мире. Краски, звуки, формы окружающего мира.
|
II |
Хорошо - плохо |
Правила жизни, данные Богом человеку. Понятия добра и зла, добродетель. Почему зло появилось на земле? Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Мои поступки. Кого я огорчаю своим непослушанием. Что такое совесть? Нормы христианской этики. Человек и его добродетели. Как изобразить доброго и красивого человека. Какой я? Моё послушание и непослушание. Мой добрый помощник - моя совесть. |
III |
Устроение отношений в нашей жизни |
Книжные сокровища монастырских мастерских. Летописец. Православный храм : убранство, устройство: алтарь, предел, притвор; правила поведения в православной храме Колокола, язык колокола. прародители колоколов - билы, колокольные звоны: благовест, праздничные перезвоны, постовой. Детская библия - священное писание, библиотеки - хранилища книг. Государственная Третьяковская галерея. Икона, иконописец, православный храм, убранство храма, иконостас, колокольня, крест, купол. Монастырь - центр духовной культуры и просвещения, монастырь как крепость, как дом монахов, как пристанище для паломников. Семья, родители, предки, любовь, послушание, обязанности членов семьи,. Праздники в моей семье: день рождения, день Ангела, именины.. Наши меньшие друзья. Правила обращения. Примеры служения животных святым людям. Моя семья, родословное дерево моей семьи. Какой я в семье, за что меня любят в семье. Семейные реликвии. Православные праздники в моей семье. Родина, Отечество, Россия, Москва, Красная площадь, Подмосковье.
|
IV |
Православные праздники. Чему мы радуемся |
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы История и иконография праздника. Дева Мария - Матерь Божия.
|
Планируемые результаты:
Дети знают и понимают значение ключевых слов курса: дни творения мира, человек, объекты окружающего мира, семья, детская библия, православный храм, икона, православные праздники, иконография, песнопения праздника;
Дети умеют:
- рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной стране, о своём городе, о храме;
- различать герб и флаг страны, Московской области, района, города;
- уважительно относится к людям, которые живут рядом, в том числе, к людям, исповедывающим православие;
- различать и оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской этики;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию, обосновывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- видеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы;
- передавать в художественно-творческой деятельности свое эмоциональное отношения к своей семье, к окружающему миру;
- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, живописи, музыкальных произведений .
Дети проявляют:
- устойчивый интерес к новому содержанию и новым способам познания (познавательную инициативу);
- нравственные качества (терпимость и терпение, доброжелательность, любовь к природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т.д.).
Критерии оценки:
- Дети имеют представления о положительных и отрицательных нравственных качествах человека: вежливость, доброта, верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение, честность, чуткость.
- Дети владеют важными категориями и понятиями этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида.
- Дети владеют и осознанно оперируют общими понятиями гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой и т.д.
- Дети понимают значение ключевых слов курса.
- Дети способны оценивать и анализировать духовно-нравственные явления и категории в культурно историческом и социокультурном контексте (различать и оценивать плохие и хорошие мотивы и поступки свои и своих товарищей, других людей и т.п.).
- У детей развиты базовые моральные качества: любовь к людям, сострадание, желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков, стыдливость, совестливость и т.д.
- Дети умеют строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами (умеют быть вежливыми, добрыми, уважительными, заботливыми, верными, бескорыстными; терпимо относятся к людям; умеют выходить достойно из возможной ситуации конфликта; умеют прощать своих друзей и недругов).
- Дети демонстрируют коммуникативные умения (умение вести беседу, разговор, умение формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).
- Дети гордятся культурой и традициями своей страны.
Формы контроля могут быть вариативными, включая наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности.
Учебно-тематический план
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
I. |
Прогулки по дням творения. Как устроен мир Божий? |
11 |
1 |
Красота в звуках, красках, формах окружающего мира |
|
2 |
Прогулка первая. «Свет, день, ночь» |
|
3 |
Прогулка вторая. «Небо» |
|
4 |
Прогулка третья. «Земля, вода, растения» |
|
5 |
Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды» |
|
6 |
Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые» |
|
7 |
Прогулка шестая. «Человек, животные» |
|
8 |
Прогулка седьмая. «День отдыха» (покоя). |
|
9 |
Бог - творец красивого мира |
|
10 |
Бог. Какой он? |
|
11 |
Повторение пройденного материала |
|
II. |
Хорошо - плохо |
8 |
1 |
Правила и ценности жизни человека |
|
2 |
Человек и его добродетели |
|
3 |
Древо добродетелей |
|
4 |
О чем говорит совесть |
|
5 |
Добрые правила жизни |
|
6 |
Прогулка на поляну добра и любви |
|
7 |
Добрые качества моей души |
|
8 |
Повторение пройденного материала |
|
III. |
Устроение отношений в нашей жизни |
44 |
1 |
Книжное царство православной культуры |
|
2 |
К истокам книжной письменности |
|
3 |
Детская библия - священное писание в рассказах и картинках |
|
4 |
По залам Третьяковской галереи |
|
5 |
Где и как рождается икона? |
|
6 |
В иконописной мастерской |
|
7 |
Спас Нерукотворный (первая икона) |
|
8 |
Православный храм - дом Божий |
|
9 |
Открывая дверь православного храма |
|
10 |
О чем поют колокола |
|
11 |
Монастырь - крепость. пристанище, обитель. |
|
12 |
Монастырь - центр духовной культуры и просвещения. |
|
13 |
Правила семейного жительства. Мои обязанности. |
|
14 |
Примеры семейного благочестия. |
|
15 |
Любовь к родителям. Какая она? |
|
16 |
Родословное древо моей семьи |
|
17 |
Праздники в семейном календаре |
|
18 |
Праздники в моём доме: день рождения, день ангела |
|
19 |
Иконы в моем доме |
|
20 |
Наши меньшие друзья |
|
21 |
Моя Россия |
|
22 |
Моя Россия (продолжение) |
|
23 |
Моё Отечество, в котором я живу, моя Москва, которую люблю… |
|
24 |
За священными стенами Московского Кремля |
|
25 |
Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь (Подмосковье) |
|
26 |
Любимый сердцу уголок (Павлово-Посадский район) |
|
27 |
Любимый город |
|
28 |
Любимый город |
|
29 |
Любимый город |
|
30 |
Любимый город |
|
31 |
Любимый город |
|
32 |
Храмы Павлово-Посадского благочиния |
|
33 |
Экскурсия в храм |
|
34 |
Закрепление пройденного материала |
|
IV |
Православные праздники. Чему мы радуемся |
10 |
1 |
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. |
|
2 |
Покров Пресвятой Богородицы |
|
3 |
Престольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы (экскурсия в монастырский храм) |
|
4 |
День народного единения - праздник иконы Казанской Божией Матери |
|
5 |
Рождество Христово |
|
6 |
Святочные игры |
|
7 |
Масленица (26.04). Масленичные гуляния |
|
8 |
Благовещение Пресвятой Богородицы (07.04) Вербное воскресение (09.04) |
|
9 |
Пасха (16 апреля). Пасхальная мозаика |
|
10 |
Праздник праздников - Воскресение Христово |
|
|
ВСЕГО |
72 |
Содержание программы
Методическое обеспечение
- Учебно-методический комплект. Духовно-нравственная культура. Православная культура для малышей. «Добрый мир». Л.Л. Шевченко. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Московская область, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой для учителя. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы«Иллюстрации». - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Музыкальное пособие «Звуковая палитра». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Алешина Н.В. Дошкольникам о Москве и родной стране. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.
- Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! - М.: «Баласс», 2007.
- Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. - М.: «Учитель», 2013.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.