Обобщающий урок по теме "Сердечно-сосудистая система". 8-й класс

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 8

Ключевые слова: биология, сердечно-сосудистая система, викторина по биологии


Цели: обобщить изученный материал по данной теме.

Задачи:

  • Систематизировать и корректировать знания по данной теме;
  • Применить полученные знания на практике;
  • Обеспечить положительную мотивацию к обучению биологии;
  • Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе;
  • Способствовать развитию у учащихся логического мышления, внимания, памяти;
  • Способствовать обогащению интеллекта и расширению кругозора учащихся.

Форма проведения - познавательная викторина.

Ход урока

1. Станция «Загадочная»

Каждой команде предлагается отгадать по 4 загадки. Правильный ответ - 1 балл.

1). Не часы, а тикает. (сердце)

2). Белые силачи рубят калачи, красный говорун подкладывает. (язык и зубы)

3). Что дороже всего на свете? (здоровье)

4). Всю жизнь ходят в обгонку, а догнать друг друга не могут. (ноги)

5). Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

6). У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем. (пальцы)

7). Кто целый век в клетке? (сердце)

8). Что никогда делать не лень? (дышать)

2. Станция «Вопрос-ответ»

Команды по очереди отвечают на вопросы без подготовки. Правильный ответ - 1 балл.

  1. жидкая соединительная ткань …
  2. место образования лимфоцитов …
  3. способность организма защищать себя от неблагоприятных условий среды …
  4. красные кровяные клетки …
  5. орган, проталкивающий кровь по сосудам …
  6. железосодержащий белок …
  7. белые кровяные клетки …
  8. крупнейший сосуд организма …
  9. кровяные пластинки …
  10. структуры, препятствующие обратному току крови …
  11. сосуд, несущий кровь в сердце …
  12. мельчайшие сосуды …
  13. человек, принимающий кровь …
  14. человек, отдающий кровь …

3. Станция «Разгадай-ка»

Выдаются одинаковые кроссворды командам. Время работы - 7 минут. Сколько правильно отгаданных слов, столько баллов.

  1. Камера сердца.
  2. Крупный кровеносный сосуд, отходящий от сердца.
  3. тип кровеносной системы моллюсков.
  4. сладкий препарат, повышающий содержание железа в крови человека.
  5. Обмен газами в крови.
  6. Орган, обеспечивающий движение крови по сосудам.
  7. Аорта разветвляется на …
  8. Жидкая соединительная ткань.
  9. Функция крови, обеспечивающая свёртываемость, уничтожение болезненных микроорганизмов.
  10. Круг кровообращения, связанный с лёгкими.
  11. Круг кровообращения, связанный со всеми внутренними органами.
  12. Функция крови: перенос газов, питательных веществ и продуктов обмена.
  13. Насыщенная углекислым газом кровь.
  14. Кровяные пластинки.
  15. Самые мельчайшие кровеносные сосуды.
  16. Примитивное хордовое, у которого нет сердца.
  17. Функция крови: поддержание температуры тела.
  18. Кровеносная система, где кровь движется по сосудам, а не выливается в полость тела.
  19. Сердце у крокодилов …
  20. Орган, обеспечивающий газообмен между кровью и воздухом.
  21. Железосодержащий белок.
  22. Обогащённая кислородом кровь.
  23. белые кровяные клетки.
  24. Жидкая часть крови.

4. Решение проблемных задач

Краткий ответ без объяснения - 1 балл, полный ответ - 3 балла.

1). В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». О каких кораблях идет речь и что имеется в виду?

2). При быстром восхождении на гору у здоровых туристов. развивается «горная болезнь» - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.

3). Для сохранения тканей живыми вне организма их помещают не в воду, а в физиологический раствор, содержащий 0,95 %-ую поваренную соль. Объясните, почему необходимо так делать.

4). При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (в 1 мм3 - 30 тыс.). Это встревожило врача. Почему?

5). В практике современной медицины переливание крови - важный фактор спасения жизни людей, однако так было не всегда. Почему?

6). Свертывание крови - защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свертывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для жизни людей?

7). При угаре человек погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1 %. Почему возникает удушье?

8). Английский врач Э.Дженнер привил здоровому мальчику содержимое оспенного гнойничка женщины, переболевшей коровьей оспой. Через некоторое время он привил тому же мальчику настоящую человеческую оспу. Мальчик остался здоров. Почему?

5. Подведение итогов викторины