Урок по теме "Причины Отечественной войны 1812 года". 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: Отечественная война 1812 года


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • рассмотреть основные причины Отечественной войны 1812 года;
  • оценить роль личности при подготовке к войне;
  • сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из важнейших вех отечественной истории;
  • проследить изменение роли России в международных отношениях.

Развивающие: способствовать развитию

  • логического мышления;
  • навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
  • умения работать с документами;
  • креативного мышления.

Воспитательные: способствовать воспитанию

  • патриотизма, чувства гордости за Россию;
  • неприязни к войне, как способу решения проблем.

Тип: урок исследование.

Ход урока

1. Ученики садятся за заранее расставленные столы по группам. На столах разложены документы, которые дети пока не открывают. Дополнительно два эксперта работают со словарем в системе он-лайн режима.

На фоне слайда(1) слова учителя:

Наполеон стоял у одного из мостов, здороваясь с бесконечно проходившими полками. Перейдя со старой гвардией через реку, он без свиты помчался к соседнему лесу. Нигде никого не было. Пустынные поля, песок, лес и опять лес, тянущийся, сколько может охватить глаз. Мертвое молчание, ни души, ни признаков человеческого жилья, по всему горизонту угрюмая, темная, беспредельная лесная гуща - таковы были первые впечатления великой армии на русской территории.

Прошло около двухсот лет с тех пор, как началась величайшая в истории России война с Наполеоном. Со времен Батыя иноземные войска никогда не захватывали так много российских территорий, и никогда до этого столько русских, гражданских и военных, не гибло в боях с интервентами. Почему же, спустя 6 веков, Россия позволила вторжение «двунадесятиязычной армии»?

Сегодня, как вы уже поняли, мы говорим о причинах Отечественной войны 1812 г. 2 мин.

2. Какой комплекс проблем мы должны выяснить в ходе изучения этого события? (Причины экономические, политические, социальные, территориальные). Значит, сегодня на уроке мы должны узнать: причины, уметь: исследовать документы, проанализировать их и сделать вывод (курсивом выделен ответ детей). Этим алгоритмом мы и воспользуемся. (Слайд 2)

Тема урока: «Причины Отечественной войны 1812 года».

Для того чтобы выяснить причины войны сегодня на уроке вы будете изучать документы, исследовать их, анализировать и делать выводы. Все это вы делаете в группах. Свои результаты вы записываете в тетрадь в виде кластера или плана. 2 мин.

3. Итак, начнем урок. Как вы думаете, почему начинаются войны? Какая из перечисленных причин наиболее важная, главная, должна возникнуть у людей, стран, чтобы начать конфликт, ссору, войну? А может, во всем виноваты звезды? (Слайд 3). Попробуем разобраться в отношениях между Россией и Францией накануне войны и выяснить, что послужило причинами события, унесшего жизни более 210 тысяч человек. 2 мин.

4. Перед вами на столах лежат документы. Это выдержки из писем, приказы, воспоминания современников 1812 г., отрывки из сочинений историков. Каждая группа рассматривает свой блок причин, которые мы назвали раньше.

Исходя из этого, начнем исследование. Ознакомьтесь с документами, на это у вас 5 мин. Вы можете делать пометки для себя, но в конце выделенного времени у вас должен быть точный ответ о данной причине войны (в это время звучит музыка на фоне слайда 4).

5. Итак, первая причина - экономическая. Докажите, что она имела место быть. Аргументируйте свои выводы. По ходу ответа учитель может задавать наводящие вопросы, дети использовать статистические данные, полученные из документов. Дается определение - континентальная блокада

Вывод (учитель): Наполеон заставил Александра примкнуть к так называемой "континентальной блокаде", т.е. другими словами, Россия обязывалась ничего у англичан не покупать, ничего англичанам не продавать, не допускать англичан в Россию и объявить Англии войну. От этой меры, придуманной Наполеоном для удушения и разорения Англии, русские землевладельцы и купцы тяжело страдали, русская торговля совсем упала, государственные финансы России оказались в самом тяжелом положении. Дворянство ни за что не хотело ни континентальной блокады, приносившей землевладению и экспортной торговле России громадные убытки.

Что мы записываем в ваши конспекты? (континентальная блокада - убытки экономике России). (Слайд 5)

Дается определение - Континентальная блокада - система мер, направленных на внешнюю изоляцию государства. 7 мин.

6. Второй причиной мы поставили политическую. Эксперты вам слово.

Вывод: Путь к господству над Европой преграждали ему только Англия и Россия. Главным врагом он считал Англию, которая была единственной страной в мире, экономически более развитой, чем Франция. Сломить этого врага Наполеон мог только после того, как он поставил бы в зависимость от себя весь Европейский континент. На континенте же единственным соперником Франции оставалась Россия.
Запись в тетрадь: стремление к мировому господству для Франции, поднять престиж России в мире. (Слайд 6) 7 мин.

7. Переходим к третьей причине. И здесь мы выделяем три направления: польское, германское, ближневосточное.

Вывод: Противоречия по территориальному вопросу являлись также причиной обострения русско-французских отношений, а именно борьба за Польшу, вопросы о черноморских проливах, герцогство Ольденбургское. Таким образом, слова Наполеона: «Через 5 лет я буду господином мира…» приобретают четкие оттенки.

Запись в тетрадь: территориальные вопросы: Противоречия по поводу Польши, черноморских проливов, земель Германии. (Слайд 7) 7 мин.

8. И наконец, последняя причина, личная. Под ней мы тоже подразумеваем несколько аспектов. Это характеры императоров, а также матримониальные планы. Дается определение. Матримониальные планы - планы, связанные с женитьбой, замужеством.

Вывод: Кроме затаенной мести Александра по отношению к Наполеону были еще и обстоятельства, возбуждавшие неприязнь Наполеона. Ко всему прочему, оба императора желали личной славы и величия.

Запись в тетрадь: властолюбие Наполеона, обида Александра за сестру. (Слайд 8) 7 мин.

9. Итак, возвращаемся к вопросу урока. Какой комплекс причин явился наиболее важным для войны 1812 г? (ответы детей). Какова роль императоров в этих причинах? Как меняется позиция России в международной обстановке 1812 г.? (Ответы детей). 5 мин.

Значит, меняются и цели, и задачи, и характер войны 1812 г.

10. Рефлексия.

И в заключение, посмотрим еще раз на высказывания императоров, определив, кому из них принадлежит изречение. (Слайд 9). А чтобы дать оценку происходящим событиям, подберите к каждой первой букве названия причин, слово - эмоциональную окраску, с устным объяснением. Так что же такое война? Дается определение. Война - конфликт между политическими образованиями - государствами, племенами, и т.д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. 5 мин.

11. Уважаемые эксперты. Сегодня вы выполнили часть своей работы - разобрались в причинах Отечественной войны. Всем большое спасибо за ваши выводы и работу. Но у меня есть еще одно высказывание. Определите, кому оно принадлежит. Эти слова сказал Наполеон после одного из главных сражений. А почему это произошло, мы разберемся на следующих уроках. (Слайд 10)

12. Домашнее задание: п. 4 (пункт 1), творческое задание - эссе на тему «Могло ли согласие Александра I с условиями Тильзитского мира предотвратить войну».

Примечание: оценки за урок не выставляются. Отмечаются наиболее активные исследователи. На следующих уроках набранные баллы будут суммироваться.

Приложения

Список используемой литературы

  1. Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века. Т.6. - М.,1962.
  2. Козленко С.И., Козленко И.В., Молодцова И.В.и др. Промежуточная аттестация по истории: 5-8 кл. Пособие для учителя. - М., 2008.
  3. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России ХIХ века, 8 класс. - М., 2005.
  4. Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. - М., 2004.
  5. Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. ХIХ век. - М., 1996.
  6. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России ХIХ. - М., 2005.
  7. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год. - М.,1992.
  8. Шефов Н.А. Битвы России. - М., 2002.
  9. Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000.
  10. world-history.ru events_about/2144.html
  11. http://works.tarefer.ru/
  12. http://zvezda.org.ru/
  13. http://www.youtube.com/watch
  14. http://www.1812panorama.ru
  15. http://ru.wikipedia.org/