Предмет |
География |
Класс |
5 |
Тип урока |
Итоговый семинар-практикум по теме |
Тема урока |
Обобщение по теме «План и карта» |
Цель урока |
|
Задачи урока |
Образовательные: отработать и закрепить навык умения работы с планом местности, географической картой.
|
УУД |
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
|
Планируемые результаты |
Предметные:
Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
|
Основные понятия |
Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, относительная и абсолютная высота, топографическая карта, глобус, масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, меридианы, параллели, градусная сеть, географическая широта, географическая долгота, географические координаты |
Метапредметные связи |
Геодезия, астрономия, математика |
Оборудование урока |
Атлас, топографическая карта, физическая карта полушарий, раздаточный материал, презентация |
Формы урока |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Технологии |
Технология проблемного обучения, игровая, групповая, ИКТ, рефлексия |
Cтруктура урока
1. К серьёзным заданиям мы будем подходить постепенно. Для начала - разминка, в которой вы должны быстро, по очереди узнать понятие по определению
- Изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости, в уменьшенном виде, с помощью условных знаков - план местности
- Обобщенное уменьшенное изображение Земли или её крупного участка на плоскости с помощью условных знаков - географическая карта
- Точная, уменьшенная модель Земли - глобус
- Величина, показывающая во сколько раз расстояния на плане местности или географической карте уменьшены по сравнению с расстояниями на местности - масштаб
- Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и различных объектов - ориентирование
- Угол между направлением на север и направлением на любой объект, вправо по ходу часовой стрелки - азимут
- Превышение одной точки земной поверхности на другой по отвесу - относительная высота
- Превышение точки земной поверхности над уровнем океана или моря принимаемого за ноль - абсолютная высота
- Линии на плане или карте, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой - горизонтали
- Короткие черточки, свободным концом указывающие направление склона вниз - бергштрих
- Воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюса по кратчайшему расстоянию - меридиан
- Воображаемая линия на земном шаре, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора - параллель
- Взаимно пересечение меридианов и параллелей на глобусе и карте - градусная сеть
- Расстояние в градусах от экватора к северу или к югу, до заданной точки - географическая широта
- Расстояние в градусах от начального меридиана к западу или востоку до заданной точки - географическая долгота
- Географическая широта и географическая долгота точки земной поверхности - географические координаты
(По 4 балла команде за все правильные понятия)
2. Перед вами лежит рассказ, в котором вы должны условные знаки заменить словами, подписав их здесь же. За эту работу вы получите 10 баллов и ещё один тому, кто выполнит быстрее и все верно. Время выполнения 3-5 минут (команда первая справившаяся зачитывает ответы, затем на экране правильный ответ в виде текста)
3. Прогулка-изучение местности по плану в атласе. Задания прикреплены к атласу, у вас всего три минуты на выполнение задания, поэтому правильно распределите выполнение заданий. Ответы записывайте на листе с заданиями. Для проверки передаём соседней команде по ходу часовой стрелки. (ответы на слайде), объявление результатов - 6 баллов
Работа по плану местности
- Измерить расстояние на местности от отдельно стоящего лиственного дерева до родника, близ поселка Духовое. _______________
- В каком направлении необходимо идти в поселок Духовое из поселка Сосновка? ________________
- По какому азимуту идти из поселка Сосновка в поселок Духовое? _______________
- На какой высоте находится поселок Сосновка? _________________
- На какой высоте находится поселок Духовое? __________________
- Какой путь: из поселка Духовое в поселок Сосновка, туда или обратно, будет преодолеваться легче? Почему?
Физ. минутка. Ориентируемся на местности, поворачиваясь в названную сторону горизонта
4. Вы все ближе к самому серьезному мероприятию нашего урока, перед этим осталось только потренироваться в определении географических координат. Задания вложены в атлас на карте полушарий. Ответы записываем там же. Для проверки передаём соседней команде по ходу часовой стрелки. (ответы на слайде), объявление результатов - 8 баллов
На каких материках, островах, в каких океанах и морях находятся объекты со следующими географическими координатами:
- 62°с.ш. 158°з.д. -
- 7°с.ш. 81°в.д. -
- 15°с.ш. 65°з.д -
- 4°ю.ш. 142°в.д -
- 38°с.ш. 7°в.д. -
- 17°с.ш. 137°в.д. -
- 75°ю.ш. 65°з.д. -
- 21°ю.ш. 47°в.д. -
5. Пришла пора воплотить в жизнь профессии, где пригодятся ваши знания и умения работы по планам и карте.
Вы, капитаны кораблей.
В одном из океанов корабль терпит бедствие и посылает сигнал «SOS». Рядом в точках «А» и «В» находятся корабли, которые могут прийти на помощь. Кто из них сможет быстрее добраться до корабля, терпящего бедствие? В доказательство приведите расчеты.