Цель: формирование речи посредством использования массажного мячика Су-Джок, воздействие на биологически активные точки кистей рук с помощью массажёра, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Задачи:
- формировать представления воспитанников об особенностях внешнего вида и поведения ежа;
- содействовать расширению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
- развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, силу пальцев;
- содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- создавать условия для формирования у детей мотива познавательной деятельности;
- закреплять у дошкольников знания о приспособленности ежей к окружающей среде;
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
- формировать у детей гуманное отношение к живой природе.
Материал: игрушечный ёж, корзинка, Массажные шарики Су-Джок или резиновые массажные мячи с шипами по количеству детей, прищепки, шаблоны ёжиков из картона.
Ход занятия
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Давайте все вместе поздороваемся и скажем: "Здравствуй".
Пальчиковая игра "Здравствуй"
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький!
Здравствуй, птичка в вышине!
Здравствуй, рыбка в глубине!
Здравствуй, ласковый зверёк!
И тебе привет Дружок!
Дети выполняйте движения вместе с воспитателем одновременно двумя руками, с проговариванием слов.
Воспитатель:
- Молодцы, девочки и мальчики!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: - А сегодня мы отправимся с вами в сказочный лес. Хотите попасть в сказочный лес?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда нужно встать в круг и шагать друг за другом.
Зашагали ножки топ-топ, топ.
Прямо по дорожке топ-топ, топ,
Ну-ка веселее, топ-топ,
Вот как мы умеем, топ-топ. Топ.
Вот мы и попали в сказочный лес.
А кто это у нас тут прячется?
Воспитатель: - Ой, ребята я, что-то слышу. Шум какой-то. Кто это прячется за пеньком? Пыхтит, шуршит листочками. Отгадайте загадку и узнаете.
Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик
Воспитатель: - Ребята, кто это?
Дети: - Ёжик!
Воспитатель: - Правильно ежик. (Воспитатель показывает детям игрушку - ежа)
Воспитатель: - Ежик, ёжик мы друзья, дай погладим мы тебя. Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик?
Дети: - Маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный (ответы детей).
Воспитатель: - Что может делать ёжик?
Дети: - Бегать, спать, есть, нюхать, топать (ответы детей).
Воспитатель: - Назовите семью ежей.
Дети: - Папа - ёж, мама - ежиха, детёныши - ежата.
Воспитатель: - Ребята, Ежик принёс нам волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем? Возьмите из мешочка по одному предмету.
(дети достают из мешочка шарик Су-Джок).
Воспитатель: - Давайте возьмём их в руки и приготовимся слушать сказку. Внимательно слушайте и повторяйте за мной движения.
Жил-был Ёж, Он был колючий,
Вот такой колючий, Вот такой колючий
(зажать шарик в ладошках поочередно).
И побежал он погулять
Бежит, бежит, бежит, бежит
(катать шарик по кругу между ладошками)
И прибежал он на полянку
(раскрываем ладошки)
А на полянке тропинки
И побежал он по тропинкам
Бежит, бежит, бежит, бежит
(катаем шарик по пальчикам)
И видит озеро
И решил покупаться в озере
Вот так, вот так
(катать шарик по кругу по внешней стороне ладошек)
И побежал дальше
Бежит, бежит, бежит, бежит
И видит, грибочки растут
(катать шарик по кругу между ладошками)
1 грибочек 2 грибочка
3 грибочка 4 грибочка
И самый большой 5-й
(катаем шарик по пальчикам)
И бежит дальше
Бежит, бежит, бежит, бежит
(катать шарик по кругу между ладошками)
И прибежал домой спать
(Зажимаем шарик в ладошках)
Воспитатель: - Ежик не просто так на тропинке оказался. Никто не хочет с ним дружить, боятся уколоться. Вот ежик и решил найти себе друзей таких же колючих как он. Поможем ему?
Дети: - Поможем.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли ежики, очень-очень грустные. Как вы думаете почему? Посмотрите внимательно на них. (Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты ежей без иголок и прищепки)
Дети: - Ежики потеряли в лесу свои иголочки.
Воспитатель: - Вы не поможете?
Дети: - Конечно, мы поможем!
Воспитатель: - Что же нужно сделать?
Дети: - Прикрепить прищепки на спинки ежам. ( Дети, сидя за столами, прикрепляют прищепки.)
Воспитатель: - Теперь погладьте своих ежиков. Какие они стали на ощупь?
Дети: - Колючие.
Воспитатель: - А зачем ежику иголки?
Дети: - Чтобы защищаться от волков и лис.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все старались. Посмотрите, какие красивые ёжики получились. Вот мы и помогли нашему ёжику найти друзей, таких как он - колючих.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на полянке чей-то домик спрятался в листве. Как вы думаете, кто там живет?
Дети: - Ежик?
Воспитатель: - Нет, не ежик. Но там живут, такие, же колючие предметы, как и ежик, и совсем неколючие. Что бы узнать, что за предметы там спрятались, каждый из вас заберется в этот домик и на ощупь найдет колючий предмет. А потом нас всех с ним познакомит. (Дети по очереди достают из домика предметы, называют их и кладут на поднос.)
Воспитатель: - Ой, сколько колючих предметов мы нашли. Но колючих предметов на свете очень, много и вы их сейчас постарайтесь найти на этих картинках. (Перед детьми выкладываются иллюстрации с изображениями «колючих» и «неколючих» предметов. Дети находят и, «колючие» предметы.)
Дети: - Кактус, ерш, вилка, иголка, пила….
Воспитатель: - Вот сколько «колючих» предметов мы с вами нашли. Молодцы! Справились с заданием. Отправляемся дальше гулять по лесочку. (Дети встают и выполняют физ. минутку)
Физкультурная минутка
Мы отправились гулять, грибы - ягоды искать.
(шагают на месте)
Светит солнце в вышине,
(смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне,
(смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит,
(смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит.
(смотрят вниз)
Слева ель растёт - старушка,
(смотрят влево)
Справа сосенки - подружки.
(смотрят вправо)
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Ребята, вы теперь знаете, как выглядит ёжик, давайте с вами поиграем в игру.
Дети: - Да!
Воспитатель: - А игра называется «Собери ежа». Вам нужно собрать ёжика из частей. У вас на столах лежат детали ежа. Правильно располагайте все детали на листе. Проверка результатов работы.
Воспитатель: - Все справились, молодцы! Вот вам еще одна игра «Закончи предложение».
Игра «Закончи предложение»
- Медведь большой, а ёж… (маленький)
- Заяц пушистый, а еж … (колючий)
- Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
- Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
- У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)
Воспитатель: - Ребята, вы справились. Пора нам прощаться с ёжиком и возвращаться в детский сад. Давайте на прощанье споём ёжику песенку. Воспитатель сажает ёжика в круг. Дети идут по кругу и поют песенку:
Шли по лесу не спеша
Вдруг увидели ежа.
Ежик, ёжик - мы друзья,
Дай погладить нам тебя!
Все наклоняются и ласково прикасаются к ёжику.
Воспитатель: - Ему было с вами очень весело и интересно. Но нам пора возвращаться в детский сад, а ежик пусть остается в своей норки в лесу.
Воспитатель:
- До свидания Ёжик! Тогда в путь.
По тропинке мы пойдём
(дети встают из-за столов и выстраиваются в колонну)
Зашагали ножки: топ - топ - топ,
Прямо по дорожке: топ - топ - топ,
Ну-ка, веселее: топ - топ - топ,
Вот как мы умеем: топ - топ - топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
Дети попадают в детский сад.
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, Вам понравилось в сказочном лесу? Ребята, что мы сегодня делали? Кого мы там встретили? Что вам больше всего понравилось?
Какие, ребята, вы были сегодня внимательные, заботливые, добрые, умные.
Занятие окончено.