Пояснительная записка
Сегодня никому не нужно объяснять насколько серьезной является проблема злоупотребления психоактивных веществ (далее ПАВ). Поведенческие привычки в отношении употребления ПАВ закладываются уже в детстве и юношестве, поэтому именно в этот период необходимы правильные и своевременные действия, которые могут помочь предотвратить употребление ПАВ среди подростков.
Ученик не должен быть только пассивным слушателем. Он должен принимать непосредственное участие в работе над этой проблемой во взаимодействии со своими сверстниками, принимать самостоятельные и ответственные решения по вопросам, связанным с употреблением ПАВ.
Эта проблема наиболее актуальна в подростковом возрасте, потому что ребенок именно в это время более подвержен влиянию социума. В связи с этим, в нашей школе третий год для обучающихся 8-9-х классов проводится серия занятий направленных на профилактику употребления психоактивных веществ.
Начинать работу по профилактике необходимо с определения ценности жизни для подростка. С того, что только здоровый человек способен сделать свою жизнь полезной и раскрасить ее в цвета радости.
Цель занятия: актуализация ценности здоровья как необходимого условия активной и интересной жизни человека.
Задачи:
- Определить жизненные ценности учащихся.
- Выяснить уровень знаний учеников по данной теме.
- Дать информацию о том, как ПАВ влияют на организм, чувства, отношения с другими людьми и жизненную ситуацию.
- Создать условия для понимания несовместимости употребления ПАВ с мечтами о будущем.
Методические рекомендации: Занятие проводится в помещении, где дети смогли бы свободно передвигаться. Количество детей: 15-25 человек.
Необходимые материалы: 2 листа бумаги формата А3 (один для девочек, другой для мальчиков), листы ¼ А4 с кружками-жетонами по количеству учащихся, картинки из журналов, шариковые ручки.
План занятия:
- Вступительная часть (5 минут): создание благоприятной атмосферы, введение в тему занятия.
- Основная часть (25 минут): здоровье как ценность и необходимое условие полноценной жизни. Упражнение «На что потратить жизнь?». Дать понятие ПАВ, определить виды ПАВ. Влияние ПАВ на здоровье человека. «Вектор мнения». Составление «карты мечты».
- Заключительная часть (3 минут): подведение итогов.
Ход занятия
1. Вступительная часть
(в начале урока провести небольшое упражнение для создания непринужденной атмосферы и позитивного настроя по отношению к уроку и пробудить к нему интерес).
Упражнение «Поводы для радости». Каждый ученик может сначала подумать, что привносит в жизнь радость. Можно, кроме того, подумать, что из происходящего в жизни чаще всего заставляет волноваться и портит настроение. А что раздражает? После этого каждый может описать, например, соседу по парте, каким мог бы быть «совершенный» день, и что бы он тогда чувствовал. Связаны ли эти приятные ощущения с другими людьми, событиями, вещами или собственными мыслями?
- Сегодня мы с вами поговорим о том, почему важно ценить свое здоровье. Определим, что такое ПАВ, виды ПАВ. Посмотрим, как влияет на здоровье употребление ПАВ.
2. Основная часть
ПАВ - это химические соединения, которые используют с целью достижения состояния опьянения. Употребление ПАВ имеет различные социальные последствия и влияет на здоровье. Употребление любых ПАВ связано с риском для здоровья, и легко развивается зависимость.
ПАВ классифицируются:
- Запрещенные законодательством наркотики.
- Легальные ПАВ: алкоголь и табак.
- Ингалянты или вещества, попадающие в организм путем вдыхания: растворители, различные виды клея, лаки.
- Лекарственные средства.
Упражнение «На что потратить жизнь?»
Учитель раздает каждому участнику по листку с изображенными 10 кружками-жетонами и объясняет, что каждый жетон представляет собой частицу самого человека - одну десятую часть его времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности.
Выставляет на аукцион для приобретения за жетоны 10 лотов. Каждый лот содержит 2 варианта ценностей. Каждая ценность имеет стоимость. Учитель зачитывает лот, содержащий 2 варианта ценностей. Участник может приобрести не более одной ценности из одного лота (то есть либо 1, либо ничего). Если лот приобретен, то участник вычеркивает количество жетонов, равное стоимости ценности.
10 лотов:
лот
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
Хорошая, просторная квартира (1 жетон) |
Новый спортивный автомобиль (1 жетон) |
2 |
Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара на двоих (2 жетона) |
Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (выйти замуж) действительно в недалеком будущем станет вашей женой (мужем) (2 жетона) |
3 |
Самая большая популярность в кругу знакомых (1 жетон) |
Один настоящий друг (1 жетон) |
4 |
Здоровая семья (3 жетона) |
Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона) |
5 |
Чистая совесть(2 жетона) |
Умение добиваться успеха во всем, чего бы Вы не пожелали (2 жетона) |
6 |
Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона) |
Изменить любую черту своей внешности (1 жетон) |
7 |
Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (2 жетона) |
Уважение и любовь к Вам тех, кого Вы больше всего цените (2 жетона) |
8 |
Хорошее образование (2 жетона) |
Крепкое здоровье (3 жетона) |
9 |
Чудо, совершенное ради человека, которого Вы любите (2 жетона) |
Возможность заново пережить любое событие прошлого (2 жетона) |
10 |
7 дополнительных лет жизни (3 жетона) |
Безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона) |
После того, как все лоты закончились, с учащимися проводится беседа:
1. На какие лоты вы потратили ваши жетоны?
2. Какие бы лоты вы еще хотели приобрести?
3. Хватило ли участникам жетонов для покупки лота «Крепкое здоровье»? Если нет, то почему так произошло?
4. Что бы участники поменяли на лот «Крепкое здоровье», если бы им представилась возможность сыграть еще раз?
5. Возможна ли, на ваш взгляд, реализация остальных ценностей, если у человека не будет здоровья?
Вывод: Современный человек, хорошо зная, что полезно и что вредно, зачастую поступает неразумно по отношению к своему здоровью. Таким образом, состояние здоровья человека в значительной степени зависит от образа жизни самого человека, от его сознания и поведения.
После упражнения учитель предлагает вниманию участников мини-лекцию о том, что такое здоровье и какие факторы на него влияют (5 минут).
"Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов".
Безопасность и мир на всей земле, прежде всего, зависят от улучшения состояния физического, душевного (или психического) и социального здоровья людей.
Здоровье подразумевает не просто избежание болезни, но и оптимальное состояние трех составляющих его компонентов: физического, умственного и социального.
Под физическим здоровьем обычно понимают отсутствие болезни или нетрудоспособности, а также наличие у человека достаточного количества энергии и жизненных сил, чтобы выполнять свои повседневные задачи, не испытывая при этом чрезмерного утомления. Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми. Душевное или психическое здоровье (относится к разуму, интеллекту, эмоциям) следует понимать как отсутствие любого рода психических расстройств, а также способность человека решать насущные жизненные задачи и осуществлять социальные контакты, не испытывая при этом проблем умственного, эмоционального или поведенческого порядка.
Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды - от экологических до социальных. Помимо индивидуальных биологических особенностей все они непосредственно влияют на его жизнедеятельность, здоровье и, в конечном итоге на продолжительность жизни. Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика (биология) человека, внешняя среда и здравоохранение.
Наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни. От него зависит почти половина всех случаев заболеваний. К образу жизни относятся такие группы факторов, как: курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный уровень.
Упражнение «Вектор мнения»
- Предлагаю выполнить упражнение «Вектор мнения». Для этого вам необходимо встать.
- Справа у нас будет вектор «ДА», слева «НЕТ». Я буду зачитывать вам некоторые мнения, если вы согласны с данным мнением, то встаете к «ДА», если не согласны, к «НЕТ» (после того, как дети сделали выбор, учитель сообщает, верно их мнение или ошибочно, совместно с детьми обсуждают, почему они сделали именно этот выбор).
1. Среди моих сверстников только немногие курят сигареты.
ЭТО ПРАВДА. Только небольшая часть 12-13 летних подростков курят. Не более 9%.
2. Табакокурение помогает сосредоточиться.
ЭТО СКАЗКА. Никотин вызывает зависимость, а синдром отмены проявляется головной болью, беспокойством и неспособностью сосредоточиться.
3. Употребление алкоголя - это признак взрослой жизни.
ЭТО СКАЗКИ. Правда лишь в том, что алкоголь можно употреблять только взрослым.
4. Опасно пробовать ПАВ.
ЭТО ПРАВДА. Чем к более молодому возрасту относится первый опыт употребления ПАВ, тем больше вероятность стать зависимым.
- У каждого из вас есть мечты, есть желания. У кого-то они глобальные, а у кого-то совсем маленькие. Я предлагаю вам подойти к столу. Здесь вы можете увидеть различные картинки. Предлагаю вам взять картинки (2-3) с изображением того, чего бы вам хотелось иметь и приклеить на лист.
Мальчики приклеивают на один лист, девочки на другой.
Затем учитель объясняет, что это «карта мечты» и подводит детей к выводу, что для того, чтобы все это у них было в будущем, необходимо иметь крепкое здоровье.
3. Заключительная часть
Каждый ученик на стикере одним словом записывает свое мнение о занятии. Стикеры прикрепляются к доске. Можно их сгруппировать, чтобы близкие по содержанию ответы были рядом. Получится целостная картина занятия, а учитель сможет лучше понять, что получилось, а на что надо обратить внимание в следующий раз.