Проблемы
Каждый учитель физической культуры при изучении в школе какой-либо спортивной игры сталкивается с рядом проблем. В частности, с такими:
- падение интереса к занятиям физической культурой;
- недостаточное количество спортивного инвентаря и оборудования;
- большое количество учеников в классах.
В классах занимаются по 25-30 детей. Но, скажем, в волейбол играют (в обеих командах) 12 человек, в баскетбол - 10. Ясно, что участвовать в играх cpaзy всем классом невозможно. Поэтому, чтобы организовать двухстороннюю игру, учитель вынужден делить класс на 3-4 команды, а при таком варианте снижается моторная плотность урока. Мальчики и девочки до X класса учатся вместе. Стало быть, на уроках физической культуры приходится разделять учащихся в классе еще и по половому признаку. Занятия по волейболу и баскетболу, требуют определенных климатических условий. В холодную погоду эти игры проводят в залах. Где уж тут говорить о закаливании. Для проведения названных игр требуется определенный инвентарь. Причем эффективность обучения находится в прямой зависимости от его качества и количества. Обзавестись же таким инвентарем совсем не просто.
Эти проблемы подтолкнули меня на поиски всепогодной игры, которая не потребует дорогого инвентаря, особых условий, позволит проводить ее одновременно всем классом. Палочкой-выручалочкой явилась русская лапта. В зале эта игра не теряет своей прелести. Скажу больше, своеобразный отскок мяча от стен зала делает ее еще более эмоциональной.
Актуальность проекта
Большим преимуществом «Русской лапты» по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в современных условиях играет важную роль. При проведение учебной и внеклассной работы здесь не требуется больших средств на приобретение оборудования и инвентаря. Для игры достаточно спортивного зала, несколько деревянных бит длинной от 60 до 110 см. и мяча для игры в большой теннис.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.
Гипотеза: Введение «Русской лапты» в школьную программу по ФК -есть эффективное средство активизации учащихся на занятиях, а это успех в спорте.
Участники проекта: Учащиеся 4-х (89 учеников) классов МБОУ «СОШ № 46»
Цель проекта: Показать, что с внесением в школьную программу игры «Русская лапта» у учащихся повышается интерес к уроку, а это способствует более быстрому развитию физических качеств.
Задачи проекта:
- Укреплять здоровье и содействовать нормальному физическому развитию, совершенствовать необходимые знания, умения и навыки игры «Русская лапта».
- Раскрыть сущность игры «Русская лапта».
- Показать влияние «Русской лапты» на развитие интереса учащихся к урокам физической культуры.
- Выявление роли «Русской лапты» в развитии физических качеств учащихся.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный.
- Изучение проблемы (сентябрь).
- Проведение мониторинга, анкетирования, тестирования.
2. Практический.
- Реализация поставленной цели и задач (сентябрь-октябрь).
- Метод наблюдения.
- Метод педагогического эксперимента.
3. Заключительный.
- Тестирование, анкетирование (ноябрь).
- Анализ полученных результатов (ноябрь).
- Участие в соревнованиях (ноябрь).
Ожидаемые результаты
- Приобретение учащимися умений и навыков в игре «Русская лапта»
- Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие волевых и физических качеств с помощью игры «Русская лапта»
- Проявление интереса к урокам физической культуры
- Повышение качества знаний.
I этап. Подготовительный
1. Анкетирование, выявление интереса к урокам физической культуры.
Хочу ли я заниматься на уроках физической культуры? (да, нет, не очень)
а) «Больше всего на уроках физической культуры мне нравится…»
б) «Иногда на уроках физической культуры мне не нравится…»
в) «Мне хотелось бы на уроках физической культуры…»
2. Проведение мониторинга.
Результаты анкетирования
Проведение мониторинга показал, что
Уровень физической подготовленности
Начальная диагностика |
Учащиеся 9-10 лет |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Бег, 30 м. |
9 |
13.6 |
44 |
66.7 |
13 |
19.7 |
Челночный
|
9 |
13.6 |
45 |
68.2 |
12 |
18.2 |
Прыжки в длину с места |
6 |
9.1 |
41 |
62.1 |
19 |
28.8 |
6-мин. Бег. |
9 |
13.6 |
46 |
69.7 |
11 |
16.7 |
Наклон вперёд |
13 |
19.7 |
42 |
63.6 |
11 |
16.7 |
Подтягивание |
9 |
13.6 |
49 |
74.3 |
8 |
12.1 |
II этап. Практический
Данный этап включает в себя внедрение игры «Русская лапта» в школьную программу
№
|
Вид программного материала |
Кол-во часов (уроков) |
||
класс |
||||
3а |
3б |
3в |
||
1 |
Базовая часть |
84 |
84 |
84 |
1.1 |
Основные знания по физической культуре |
В процессе урока |
||
1.2 |
Легкая атлетика |
21 |
21 |
21 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
18 |
18 |
1.4 |
Подвижные игры с элементами баскетбола |
18 |
18 |
18 |
2 |
Вариативная часть |
18 |
18 |
18 |
2.1 |
«Русская лапта» |
18 |
18 |
18 |
III этап. Заключительный
- Тестирование, анкетирование.
- Анализ полученных результатов.
- Участие в соревнованиях.
Результаты анкетирования
Уровень физической подготовленности
Конечная диагностика |
Учащиеся 9-10 лет |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Бег, 30 м. |
11 |
16.7 |
45 |
68.2 |
10 |
15.1 |
Челночный
|
11 |
16.7 |
45 |
68.2 |
10 |
15.1 |
Прыжки в длину с места |
8 |
12.1 |
44 |
66.7 |
14 |
21.2 |
6-мин. Бег. |
13 |
19.7 |
49 |
74.2 |
4 |
6.1 |
Наклон вперёд |
13 |
19.7 |
44 |
66.7 |
9 |
13.6 |
Подтягивание |
12 |
18.2 |
49 |
74.2 |
5 |
7.6 |
Уровень физической подготовленности
Конечная диагностика
Сравнительная диагностика результатов анкетирования
Сравнительная диагностика результатов физической подготовленности
Результаты проекта
- Повышение интереса к урокам физической культуры.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Творческое самовыражение участников проекта.
- Положительная динамика физических способностей и волевых качеств.
- Повышение качества умений и навыков.
Источники информации
- Физическая культура в школе №2 2013 г, №6 2013 г, №7 2013 г, №8 2013 г, №8 2013 г.
- Воспитание школьников № 2 2014 г, №9 2014 г.
- Костарев А.Ю. Русская лапта. Правила соревнований. М.Советский спорт. 2014 г.
- Наука и жизнь №4 2015 г.
- Народное творчество №3 2002 г.
- Федерация русской лапты http://www.ruslapta.ru/
- Федерация лапты России http://lapta.ru/