В условиях модернизации системы российского образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций обучающихся. Компетентностный подход предполагает в том числе и формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей обучающихся в образовательной деятельности.
Курс «Индивидуальный проект» представляет систему обучающих занятий по развитию навыков проектно-исследовательской деятельности для обучающихся 10 класса. Включает 68 занятий по 2 занятия в неделю.
Программа курса «Индивидуальный проект» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в действующей редакции) по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы на уровне среднего общего образования.
Цель курса: развитие проектно-исследовательских умений обучающихся.
Задачи:
- обеспечить теоретическую подготовку обучающихся по вопросам проектно-исследовательской деятельности;
- создать условия для формирования у обучающихся необходимых универсальных учебных действий для осуществления проектно-исследовательской деятельности в различных областях знаний под руководством учителей-предметников;
- создать условия для развития у обучающихся навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- способствовать социальной адаптации обучающихся.
Виды деятельности на занятиях:
- лекция, мини-сообщения, беседа;
- деловая игра;
- творческая работа;
- практическая работа;
- элементы исследования, проектирования;
- аналитическая деятельность;
- тестирование;
- самооценка и самоконтроль.
Формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в проектной деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности и собственной ответственности за полученный результат;
- готовности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- организовывать поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- использовать различные источники информации для выполнения поставленной задачи;
- оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных задач;
- осознанно и произвольностроить высказывания в устной и письменной формах;
- видеть проблемы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы;
- строить логическое рассуждение, устанавливая причинно-следственные связи;
- высказывать суждения, обосновывая их, делать выводы;
- аргументировать (защищать) свои идеи;
- собирать данные, осуществлять целенаправленный поиск информации и/ или проводить наблюдения и эксперименты в соответствии с заданной/ разработанной схемой;
- обрабатывать и анализировать данные, интерпретировать полученные результаты;
- использовать знаки, символы, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- развивать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- основам смыслового чтения текста.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию, соблюдая корректность в высказываниях;
- учитывать разные мнения иобосновывать свою позицию;
- учитывать позиции других участников деятельности, приходить к общему решению;
- продуктивно взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- аргументировать свою позицию и соотносить ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- достаточно полно и точно передавать необходимую информацию с учетом целей коммуникации;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в работе.
Предметными результатами освоения программы являются:
- знание особенностей проектной/ исследовательской деятельности, структуры и правил оформления проекта;
- представление об этапах разработки проекта, методах и средствах исследования;
- умение формулировать тему исследовательской и проектной работы, её актуальности;
- умение выделять объект и предмет исследовательской/ проектной работы, определять её цель и задачи;
- умение оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, методы исследования;
- умение выбирать и применять на практике методы исследования, адекватные задачам исследования;
- умение оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления таблиц, графиков, формулирования выводов;
- умение представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
- мотивация к самостоятельной разработке проекта или проектно-исследовательской работы.
Содержание курса
Раздел I. Особенности проектной деятельности (5 ч)
Введение в проектную деятельность. Продуктивность умственной деятельности. Условия продуктивности умственной деятельности. Отличие проектной деятельности от исследовательской. Проект как вид деятельности.
Типология учебных проектов. Виды проектов:
- по времени реализации (краткосрочный, долгосрочный),
- по содержанию (монопроект, межпредметный и надпредметный проекты),
- по количеству участников (коллективный, групповой, индивидуальный),
- по характеру координации (открытые, закрытые),
- по доминирующей деятельности (практико-ориентированный, информационный, творческий, исследовательский, игровой/ ролевой),
- по сфере деятельности (творческий, исследовательский, экономический, экологический, социальный, организационный, технический).
Этапы работы над проектом: этап планирования; аналитический этап; этап обобщения информации; этап презентации (представления полученных результатов работы).
Раздел II. Структура и логика исследовательских проектов (18 ч)
Структура проекта: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Проектный замысел. Проектирование проекта. Результаты проекта. Формы представления проектов.
Характеристика понятий: тема, предмет и объект исследования. Формулировка темы исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования - проблема. Виды проблем, формулировка проблемы.
Что такое гипотеза. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Как формулировать гипотезы.
Цели и задачи проекта. Соответствие цели и задач теме исследования. Требования к формулированию цели и задач исследования.
Методы исследования. Понятие метода. Виды методов исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Основные характеристики методов учебного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ и синтез, классификация, моделирование; анкетирование. Обобщение и выводы исследования.
Раздел III. Работа с информацией (27 ч)
Информационное обеспечение исследования. Информационные источники: литература, Интернет, мультимедиа, опрос. Положительные и отрицательные стороны данных источников информации.
Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. Правила оформления цитат из интернет-ресурсов.
Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Оформление и сохранение информации.
Научные тексты - главный источник информации для исследовательской работы. Поиск источников, отбор фактического материала (основные понятия, явления, сведения, необходимые для исследования). Использование научной терминологии.
Понятие смыслового чтения. Навыки преобразования текста: «сворачивание» и «разворачивание» информации. Виды работы над текстом: план, логограф, кластер, конспект, тезисы, аннотация, реферат.
Опрос, анкетирование как способы получения информации. Правила составления анкет, вопросов интервью; определение круга опрашиваемых. Правила эффективного общения. Обработка результатов опроса.
Наблюдение как способ сбора первичной информации. Структурные компоненты наблюдения: сам наблюдатель; объект исследования; условия наблюдения; средства наблюдения (установки, приборы и измерительные инструменты). Описание как итог наблюдения. Эксперимент как способ сбора первичной информации. Правила постановки эксперимента. Подготовка и проведение эксперимента.
Способы и формы представления данных исследования. Виды систематизации полученных данных: диаграммы, графики, схемы, рисунки. Построение таблиц, диаграмм, графиков.
Требования к оформлению проектно-исследовательских проектов: структура, технические требования (размер шрифта, параметры страницы, междустрочный интервал). Оформление работы в программе Microsoft Word. Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов. Практическая работа. Оформление письменной части проекта.
Зачёт. Представление результатов работы над основной частью проекта.
Раздел IV. Продукты проектной деятельности (2 ч)
Продукт проектной деятельности как результат выполнения проекта. Внешние продукты проектной деятельности: конкретное решение теоретической проблемы; конкретный результат решения практической проблемы, готовый к использованию (в учебе, в жизни). Внутренние продукты проектной деятельности: развитие ключевых компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, исследовательской, информационной, организационной).
Раздел V. Создание презентации к защите проекта (4 ч)
Требования к составлению компьютерной презентации. Правила создания презентации. Основные ошибки при создании презентации. Особенности оформления проекта в программе PowerPoint. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материалов для слайдов.
Практическая работа. Оформление презентаций в программе PowerPoint.
Раздел VI. Культура публичного выступления (6 ч)
Как подготовить защитную речь: правила подготовки монологического высказывания по теме проекта (защитной речи). Требования к публичному выступлению и особенности его подготовки.
Правила выступления перед аудиторией. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Культура обсуждения: умение вести диалог, отвечать на вопросы, в том числе на незапланированные.
Раздел VII. Публичная защита проектов (4 ч)
Критерии оценивания проекта и его публичной защиты. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Публичная защита индивидуальных итоговых проектов на школьной научно-практической конференции.
Литература
- Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С.Обухова. - Ижевск, 2007.
- Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000
- Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М.: Просвещение, 1984.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов. М., 1990.
- Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие / Л.Е.Спиридонова, Б.А.Комаров, О.В.Маркова, В.М.Стацунова. СПб.: КАРО, 2019.
- Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Книга, 1983.
- Основы проектной деятельности школьника / Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Самара, 2016.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001
- Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И.Савенков // Практика административной работы в школе. - 2004. - №5. - С. 61-66.
- Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н.Счастная // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4.
- Ширшина Н.В. «Проектная деятельность учащихся», Волгоград: «Учитель», 2007.
Интернет-ресурсы
- http://www.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.
- http://www.irsh.redu.ru - Сайт научно-мтодического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».
- http://www.iteach.ru - Сайт программы Intel «Обучение для будущего».