Приемы профессия ориентирования на уроках химии

14.02.2022

Как известно, существует множество наук, где необходим базовый или средний уровень знаний химии. Сегодня без химии нет «дороги вперед». Все кругом продукт производства химической науки - от гелевой ручки до космического топлива. Уже в старшей школе учитель должен формировать правильное мировосприятие и отношение к этой науке, находить приемы и методы для ее усвоения. Ученики же в свою очередь не только должны честно и усердно учиться, но и осознанно выбрать род будущей профессии, и понимать, подходит эта работа им, осилят весь груз знаний необходимый для ее получения.

По мнению исследователей, концептуальная структура психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению, включает в себя положительное отношение их трудовой деятельности; потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учетом своих возможностей; умение использовать знания о себе в целях профессионального самоопределения; сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений; адекватную самооценку профессионально значимых качеств личности[2]

Крайне важно сформировать у учащихся умение соблюдать технику безопасности (ребенок должен иметь минимальные навыки и знания в области охраны труда). Любое производство начинается с этого и если не научить этому в стенах школы то, возможно, получится не добросовестный работник на предприятии, заводе. А на химическом производстве это повлечет непредсказуемые последствия вплоть до трагедии.

В целом выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей, он требует высокой активности субъекта, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно- оценочной сферы [1].

Большое значение при выборе будущей профессии имеет ее связь с химией (и другими науками), главное не уходить в крайности. Необходимо показать, что у повара есть «химия на плите», у криминалиста на предметном стекле, у генетика в пробирке. Именно об этом я и хочу рассказать в своей статье. Привести конкретные примеры и приемы связи химии с различными профессиями.

Профессия криминалист

  1. В курсе изучения высокомолекулярных соединений можно рассказать об использовании органических растворителей, которые помогли извлечь остатки липидов с поверхности древней керамики и после хроматографического разделения сделать заключение о диете пращуров.
  2. Как обнаруживают скрытые отпечатки пальцев на месте преступления криминалисты? Для этого наносят с помощью мягкой кисточки или специального прибора на поверхность с отпечатком пальца мелкодисперсный порошок. При этом сначала использовали сажу, мелкоизмельченный графит или соединения свинца. Частицы порошка прилипают только к невидимым тончайшим отложениям органических веществ и делают их не просто видимыми, но и очень контрастными.

Для проявления отпечатков с поверхности пластика или упаковочного покрытия применяют магнитные порошки, например, магнезит Fe3O4.

Например, порошок дисульфида молибдена MoS2, используют не сам порошок, а его стабилизированную точно дозированными добавками поверхносто-активных веществ взвесь, для обнаружения следов с поверхностей затопленных или находившихся в воде.

На окрашенных поверхностях используют флюоресцирующие порошки.

Для обнаружения отпечатков пальцев на рыхлых поверхностях, одежде используют пары иода. На деревянных используют нитрат серебра AgNO3.

Пример урока: «Необходимо найти отпечаток пальца одного из учеников класса».

Берется 25 квадратных листочков белой бумаги со стороной 8 см и один ученик класса для нанесения отпечатков пальцев. Перед нанесением отпечатка пальца на бумагу необходимо палец потереть о свой лоб, чтобы набрать кожных выделений, потом приложить палец левым боком к бумаге и медленно поворачивать, так сделать несколько отпечатков и вложить в конверты.

В качестве «проявителей» рекомендован раствор нитрата серебра. Надо положить листочек со скрытым отпечатком на большой лист бумаги (например, газетный), картона и нанести раствор «проявителя». После высушивания отпечаток должен проявиться через 10-15 минут.

Можно попробовать проявить отпечатки на предметах из стекла, фарфора, полированного дерева и из других материалов.

Профессия художник

В рамках изучения курса химии за 9 класс можно провести всем классом мини проект: «Химия в живописи». Рассказать о том какие существуют красители, пигменты, изучить их химическую структуру и производство. Из подручных средств изготовить краски.

Например, изготовление краски черного цвета - взять мелкодисперсный порошок угля и касторового масла, в соотношении 2:1. Для достижения вязкости добавить несколько капель силикатного клея. Для изготовления зеленой краски можно взять малахит (CuOH)2CO3. Белого цвета мел CaCO3.

Профессия повар

Можно связать химию с профессией повар на уроках по таким темам как: «Гидролиз, ферменты». Ферменты используют для созревания мяса, улучшения его консистенции, для приготовления мясных паштетов, в хлебопекарном и кондитерском производстве.

Теме: «Аминокислоты. Белки», рассказать о процессах денатурации белка кислотами. Скисание молока и других кисломолочных продуктов, о том, что происходит разрыхление структуры белка. Образование пенки при кипячении молока, в производстве пастилы, зефира, суфле. И главное, можно провести много экспериментов на эти темы в условиях дома, которые покажут ученикам, что у повара есть химия на кухонной плите. А химия как известно без эксперимента не интересна.

Профессия фармацевт

К связи этой профессии с химией можно прибегать регулярно, поскольку для получения ее необходимы глубокие и обширные знания по химии. Тут и качественный и количественный анализ, понимание процессов экстракции, возгонки. Многие лекарственные препараты имеют в своем строение ароматические циклы. Необходимо иметь глубокие познания в кислородорганических соединениях. Большое значение имеет химия гетероциклических соединений. Которая в школьном курсе не затрагивается, если только на факультативах.

Проводить связь химии с конкретными профессиями можно в любой части изучения материала, главное, чтобы это было логично в своей структуре подачи. Урок может быть в виде деловой игры, где происходит погружение в профессию, например, синтез органических веществ (профессия фармацевт, где по окончанию получают конкретное лекарство). Можно применять проектное обучение, например, в 10 классе по теме «Применение спиртов и их физиологическое действие». Этот проект сблизит с профессией врача.

К сожалению, школа как социальный институт, не рассматривается старшеклассниками как серьезный помощник в профессиональном выборе, но непосредственно в ней созданы оптимальные условия для получения учащимися старших классов знаний о мире профессий, сведений об их личностных особенностях и степени выраженности у них профессионально важных качеств. Это позволяет говорить о том, что профессиональное самоопределение учащихся должно стать серьезной психолого педагогической проблемой, решение которой связано с разработкой программ психолого педагогического сопровождения этого процесса на всех этапах школьного обучения, начиная с младших классов[1].

И как говорил великий И.В.Гете: «Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать».

Литература

  1. Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Текст: электронный // «Профессиональная ориентация». 2017. №1. С.15-22. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-professii-sovremennymi-starsheklassnikami/viewer
  2. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 233-237.
  3. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. - СПб.: КАРО, 2003.
  4. Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки химии: из зарубежного опыта преподавания (Портфель учителя). М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
  5. Раков Э.Г. Вещества и люди: заметки и очерки о химии. - М.: ИКЦ «Академкнига». - 2003.

a_id: 691705