Как известно, существует множество наук, где необходим базовый или средний уровень знаний химии. Сегодня без химии нет «дороги вперед». Все кругом продукт производства химической науки - от гелевой ручки до космического топлива. Уже в старшей школе учитель должен формировать правильное мировосприятие и отношение к этой науке, находить приемы и методы для ее усвоения. Ученики же в свою очередь не только должны честно и усердно учиться, но и осознанно выбрать род будущей профессии, и понимать, подходит эта работа им, осилят весь груз знаний необходимый для ее получения.
По мнению исследователей, концептуальная структура психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению, включает в себя положительное отношение их трудовой деятельности; потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учетом своих возможностей; умение использовать знания о себе в целях профессионального самоопределения; сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений; адекватную самооценку профессионально значимых качеств личности[2]
Крайне важно сформировать у учащихся умение соблюдать технику безопасности (ребенок должен иметь минимальные навыки и знания в области охраны труда). Любое производство начинается с этого и если не научить этому в стенах школы то, возможно, получится не добросовестный работник на предприятии, заводе. А на химическом производстве это повлечет непредсказуемые последствия вплоть до трагедии.
В целом выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей, он требует высокой активности субъекта, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно- оценочной сферы [1].
Большое значение при выборе будущей профессии имеет ее связь с химией (и другими науками), главное не уходить в крайности. Необходимо показать, что у повара есть «химия на плите», у криминалиста на предметном стекле, у генетика в пробирке. Именно об этом я и хочу рассказать в своей статье. Привести конкретные примеры и приемы связи химии с различными профессиями.
Профессия криминалист
- В курсе изучения высокомолекулярных соединений можно рассказать об использовании органических растворителей, которые помогли извлечь остатки липидов с поверхности древней керамики и после хроматографического разделения сделать заключение о диете пращуров.
- Как обнаруживают скрытые отпечатки пальцев на месте преступления криминалисты? Для этого наносят с помощью мягкой кисточки или специального прибора на поверхность с отпечатком пальца мелкодисперсный порошок. При этом сначала использовали сажу, мелкоизмельченный графит или соединения свинца. Частицы порошка прилипают только к невидимым тончайшим отложениям органических веществ и делают их не просто видимыми, но и очень контрастными.
Для проявления отпечатков с поверхности пластика или упаковочного покрытия применяют магнитные порошки, например, магнезит Fe3O4.
Например, порошок дисульфида молибдена MoS2, используют не сам порошок, а его стабилизированную точно дозированными добавками поверхносто-активных веществ взвесь, для обнаружения следов с поверхностей затопленных или находившихся в воде.
На окрашенных поверхностях используют флюоресцирующие порошки.
Для обнаружения отпечатков пальцев на рыхлых поверхностях, одежде используют пары иода. На деревянных используют нитрат серебра AgNO3.
Пример урока: «Необходимо найти отпечаток пальца одного из учеников класса».
Берется 25 квадратных листочков белой бумаги со стороной 8 см и один ученик класса для нанесения отпечатков пальцев. Перед нанесением отпечатка пальца на бумагу необходимо палец потереть о свой лоб, чтобы набрать кожных выделений, потом приложить палец левым боком к бумаге и медленно поворачивать, так сделать несколько отпечатков и вложить в конверты.
В качестве «проявителей» рекомендован раствор нитрата серебра. Надо положить листочек со скрытым отпечатком на большой лист бумаги (например, газетный), картона и нанести раствор «проявителя». После высушивания отпечаток должен проявиться через 10-15 минут.
Можно попробовать проявить отпечатки на предметах из стекла, фарфора, полированного дерева и из других материалов.
Профессия художник
В рамках изучения курса химии за 9 класс можно провести всем классом мини проект: «Химия в живописи». Рассказать о том какие существуют красители, пигменты, изучить их химическую структуру и производство. Из подручных средств изготовить краски.
Например, изготовление краски черного цвета - взять мелкодисперсный порошок угля и касторового масла, в соотношении 2:1. Для достижения вязкости добавить несколько капель силикатного клея. Для изготовления зеленой краски можно взять малахит (CuOH)2CO3. Белого цвета мел CaCO3.
Профессия повар
Можно связать химию с профессией повар на уроках по таким темам как: «Гидролиз, ферменты». Ферменты используют для созревания мяса, улучшения его консистенции, для приготовления мясных паштетов, в хлебопекарном и кондитерском производстве.
Теме: «Аминокислоты. Белки», рассказать о процессах денатурации белка кислотами. Скисание молока и других кисломолочных продуктов, о том, что происходит разрыхление структуры белка. Образование пенки при кипячении молока, в производстве пастилы, зефира, суфле. И главное, можно провести много экспериментов на эти темы в условиях дома, которые покажут ученикам, что у повара есть химия на кухонной плите. А химия как известно без эксперимента не интересна.
Профессия фармацевт
К связи этой профессии с химией можно прибегать регулярно, поскольку для получения ее необходимы глубокие и обширные знания по химии. Тут и качественный и количественный анализ, понимание процессов экстракции, возгонки. Многие лекарственные препараты имеют в своем строение ароматические циклы. Необходимо иметь глубокие познания в кислородорганических соединениях. Большое значение имеет химия гетероциклических соединений. Которая в школьном курсе не затрагивается, если только на факультативах.
Проводить связь химии с конкретными профессиями можно в любой части изучения материала, главное, чтобы это было логично в своей структуре подачи. Урок может быть в виде деловой игры, где происходит погружение в профессию, например, синтез органических веществ (профессия фармацевт, где по окончанию получают конкретное лекарство). Можно применять проектное обучение, например, в 10 классе по теме «Применение спиртов и их физиологическое действие». Этот проект сблизит с профессией врача.
К сожалению, школа как социальный институт, не рассматривается старшеклассниками как серьезный помощник в профессиональном выборе, но непосредственно в ней созданы оптимальные условия для получения учащимися старших классов знаний о мире профессий, сведений об их личностных особенностях и степени выраженности у них профессионально важных качеств. Это позволяет говорить о том, что профессиональное самоопределение учащихся должно стать серьезной психолого педагогической проблемой, решение которой связано с разработкой программ психолого педагогического сопровождения этого процесса на всех этапах школьного обучения, начиная с младших классов[1].
И как говорил великий И.В.Гете: «Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать».
Литература
- Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Текст: электронный // «Профессиональная ориентация». 2017. №1. С.15-22. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-professii-sovremennymi-starsheklassnikami/viewer
- Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 233-237.
- Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. - СПб.: КАРО, 2003.
- Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки химии: из зарубежного опыта преподавания (Портфель учителя). М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
- Раков Э.Г. Вещества и люди: заметки и очерки о химии. - М.: ИКЦ «Академкнига». - 2003.