Предмет: биология.
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- Обучающая: изучить строение клетки.
-
Развивающая:
-
продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников;
- развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- изучить клеточные органоиды их строение и роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, раздаточный материал (рабочие листы).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится. На прошлом уроке вы изучили тему «Увеличительные приборы». Сейчас мы проверим как мы знаем строение и правила работы с увеличительными приборами. |
Приветствуют учителя и друг друга |
Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок |
Актуализация знаний |
Выполнить задание 1 и 2 в рабочих листах. |
Выполняют задание 1 и 2 в рабочем листе, проверяют, оценивают друг друга. |
Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.
|
Мотивационный этап, целеполагание
|
Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома.)
|
Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели и задачи урока. |
Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем.
|
Открытие новых знаний
|
Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. "Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…" писал Р.Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название "клетки". Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.
|
Работа с учебником, с рабочими листами по выполнению заданий и их контролю, диалог по результатам работы. |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности.
|
Физкультминутка |
Проведем, друзья, сейчас
|
|
|
Первичное закрепление изученного материала |
Предлагает выполнить задание №4 |
Выполняют задание 4 в рабочем листе.
|
Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему)
|
Подведение итогов
|
Давайте вспомним цель урока, достигнута ли она? Что для этого вы делали? Оцените свою работу на уроке (смотри рабочий лист). |
Подводят итоги урока, обсуждают достижение цели. Высказывают своё мнение, слушают одноклассников, отстаивают свою точку зрения, приходят к единому мнению.
|
Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.
|
Домашнее задание. |
П Творческое задание: создать модель клетки (материалы можно использовать любые). |
|
Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок. |
Рабочий лист. Тема урока: Строение клетки
Задание 1. Подпишите части микроскопа под цифрами.
Задание 2. Вставьте в текст пропущенные слова.
Правила работы с микроскопом
1. Микроскоп поставьте штативом…………на расстоянии………….см от края стола. В отверстие предметного столика при помощи зеркала…………. 2. Приготовленный препарат поместите на……….и закрепите предметное стекло зажимами. 3. Пользуясь винтом, плавно опустите…………так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии………… мм от препарата. 4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 5. Глядя в окуляр, при помощи……….медленно поднимайте…………., пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
Задание 3. Прочитайте текст и заполните таблицу.
Плазматическая Мембрана. Я есть в каждой клетке. И в растительной и животной клетке я являюсь своего родом забором, который окружает клетку снаружи. С латинского языка «плазматическая мембрана» переводится как «кожица» или «пленка». Я выполняю в клетке очень важные функции. Но самая основная моя функция - защитная. Ведь у клетки, как и любого другого организма, есть свои враги. Поэтому я защищаю клетку от воздействия внешней среды. Например, чтобы в клетку не проникли вредные микроорганизмы, продукты обмена, и т.д. на поверхности моей мембраны можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им клетки прочно соединяются между собой. К тому же моя поверхность пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами.
Через эти поры содержимое одной клетки соединяется с содержимым других клеток - соседок, перемещаются некоторые вещества. Через мембрану осуществляется обмен веществ, т.е. для того, чтобы питательные вещества, необходимые клетке, проникли внутрь. Они должны пройти через мембрану. К тому же и вредные продукты жизнедеятельности клетки, чтобы удалится из нее, должны пройти через мембрану. Клетка. У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, которая состоит из целлюлозы (клетчатки). Эта оболочка выполняет защитную и опорную функцию. Она служит как бы каркасом у клетки, т.е. придает ей определенную форму и размеры. И не дает плазматической мембране разбухнуть.
Ядро. Я самый важнейший и самый крупный органоид клетки. Живу я в клетке обычно в самом центре. В состав мой входят одно или несколько ядрышек. По размерам они очень маленькие, но их роль в клетке очень велика. В ядре хранится вся наследственная информация о клетке и об организме в целом. Например, какого размера должен быть организм, какого цвета у него будут волосы и глаза, какого пола будет этот организм - женского или мужского, на кого будет похож будущий организм - на папу или на маму. В состав маленьких ядрышек входят хромосомы. Это белые нитевидные тела. Именно на них, как на магнитофонной ленте, записана вся информация об организме и клетке.
Вакуоль. Я тоже живу только в клетках растений. Я имею вид прозрачного пузырька. Этот пузырек заполнен липкой жидкостью, которая называется клеточный сок - запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, не нужные клетки. Самая главная функция, которую я выполняю, - это переваривание пищевых частиц в клетке растений.
Пластиды. Пластиды - это особые органоиды, которые встречаются только в клетках растений. Мы бываем разного цвета. Бесцветные пластиды - ЛЕЙКОПЛАСТЫ, накапливают питательные вещества про запас. Например, в клубнях картофеля, в репе и т.д. Красно-желтые - ХРОМОПЛАСТЫ отвечают за окраску плодов и цветков растений. Зеленые пластиды называются ХЛОРОПЛАСТАМИ. В хлоропластах есть особый пигмент - хлорофилл. Именно он придает растениям зеленый цвет. Выполняет он в растениях и еще важную функцию. В отличие от животных растения не могут самостоятельно передвигаться и добывать себе готовую органическую пищу. Поэтому им самим себе необходимо готовить себе органические вещества. В этом им помогает хлорофилл. Этот процесс называется фотосинтезом, происходит на свету и только в зеленых растениях.
Цитоплазма. Я являюсь для клетки внутренней средой, т.е. я выполняю своего рода функцию моря. Состою я из вязкого полужидкого вещества, похожего на кисель. К тому же я пронизана многочисленными нитями. Они выполняют роль скелета клетки. Я служу местом обитания многим жителям нашей страны. В цитоплазме живут органоиды. Цитоплазма есть в растительной и в животной клетке. Находится она в постоянном движении, поэтому по цитоплазме перемещаются многие необходимые для клетки вещества, и направляются они именно в ту часть клетки, в которую нужно. К тому же цитоплазма связывает между собой органоиды. И в ней идут химические реакции. Так что я важна для клетки и попрошу запомнить мое имя.
Название органоида |
Строение |
Функции |
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Какие утверждения верны? Поставьте знак "+" или "-".
- Клетка - основная единица строения всех живых организмов.
- Оболочка защищает клетку.
- Цитоплазма - твёрдая часть клетки.
- В ядре хранится наследственная информация
- Хлоропласты - зелёные пластиды.
- Клетки одинаковы по форме и размерам.
Оцени свою работу на уроке
Задания
|
Баллы |
Критерии оценки |
Задание 1 |
|
3 балла - правильно даны ответы на 6 вопросов |
2 балла - правильно даны ответы на 5 вопросов |
||
1 балл - правильно даны ответы на 4 вопроса |
||
0 баллов - правильно даны ответы на 3 и менее вопросов |
||
Задание 2 |
|
3 балла - допущено нет ошибок |
2 балла - допущено 1 ошибка |
||
1 балл - допущено 2 ошибки |
||
0 баллов - допущено более 3 ошибок |
||
Задание 3 |
|
3 балла - принимал активное участие в работе группы, выступал от группы. |
2 балла - работал, но не выступал. |
||
0 баллов - был пассивным, ничего не делал |
||
Задание 4 |
|
3 балла - правильно даны ответы на 6 вопросов |
2 балла - правильно даны ответы на 5 - 4 вопроса |
||
1 балл - правильно даны ответы на 3 вопроса |
||
0 баллов - 2-0 вопросов. |
||
Итого |
|
Максимальный балл - 12 |
Оценка за работу на уроке |
|
10-12 баллов - оценка 5 |
8-9 баллов - оценка 4 |
||
5-7 баллов - оценка 3 |
||
Меньше 5 баллов - оценка 2 |
Ключ к заданию 1.
1. Тубус, 2 - окуляр, 3 - штатив, 4 - объектив, 5 - зеркало, 6 - предметный столик.
Ключ к заданию 2.
1. К себе, 10-15 см. 2. Направьте свет. 3. Предметный столик. 4. Тубус, 10-12 мм. 5. Винтов, тубус.
Ключ к заданию 4.
- +
- +
- -
- +
- +
- -