Воспитательная работа в суворовском училище по важности равна важна обучению, военной и спортивной подготовке будущих офицеров. Педагоги и воспитатели понимают, что от воспитания молодёжи сегодня зависит то, каким будет новое поколение, сохранит ли Россия свою мощь и самобытность.
О необходимости развития патриотизма и гражданской идентичности подрастающего поколения говорится сегодня в Федеральных государственных образовательных стандартах. Президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что целью воспитания молодежи должно стать бережное отношение к культурному наследию и традициям, уважение к памяти Защитников Отечества и подвигам героев Отечества.
Общество и страна не будут благополучны, если в ней не останется патриотов, готовых трудиться на благо России, преумножать её богатства, защищать её интересы. В этих условиях важно строить воспитательную работу таким образом, чтобы она не вызывала отторжения подростков.
1. Разговор о Родине начните со слов о Малой Родине суворовцев. С Малой Родиной неразрывно связан жизненный путь каждого человека. Нет смысла говорить сразу об огромной территории, которую невозможно представить, невозможно всю объехать. Обратите внимание на то, как оживляются подростки, найдя на географической карте населенный пункт, где они живут, родились, где сейчас их близкие и родные. Мероприятия, посвящённые родному краю, городам и поселкам, людям и природе вызывают интерес и активность воспитанников.
Так суворовцы 7 класса заняли одно их призовых мест в городском конкурсе туристических маршрутов с проектом о Каменном поясе Екатеринбурга: скалах «Семь братьев», «Чёртово городище», «Каменный остров».
Участники проекта «Проба пера» рассказали о работе диктора Юрия Левитана в Екатеринбурге, который из дома 2 на улице Радищева читал сводки Советского информбюро во время войны.
На улицах Екатеринбурга, в музеях города, в стенах Екатеринбургского суворовского училища разворачиваются события фильма «За легендой», снятый суворовцами для конкурса «Кадетский взгляд». Герой Советского союза, легендарный разведчик Николай Кузнецов жил и работал в Свердловске.
О вкладе уральцев в дело Победы в Великой Отечественной войне суворовцы узнали, работая над проектом «Урал - фронту. Всё для Победы!». Большой интерес суворовцев вызвал доклад их одноклассников о роли Урала в развитии космонавтики.
Так удаётся постепенно формировать связь личности суворовцев с конкретными местами Малой Родины, её историей, людьми, важными событиями.
2. Обратитесь к семейным историям суворовцев, подготовьтесь с ними к участию в акции «Бессмертный полк». Акция «Бессмертный полк» имеет огромный успех и популярна потому, что в ней становится явной ощутимой связь истории нашей большой страны и истории каждой семьи.
Суворовцы проявляли активность в часы воспитательной работы, когда им предложили рассказать о своём герое. На конкурсе «Гренадёр» суворовцы 6 класса исполняли песню «О той весне» с портретами своих родных - участников войны в руках. В процессе подготовки, на репетициях в роте был заметен подъём патриотических чувств. Каждый суворовец хотел выйти на сцену с портретом, суворовцы отказывались посещать кружки и секции, которые совпадали по расписанию со временем репетиций. Об этих мероприятиях можно сказать, что они проведены не для галочки, а для души воспитанников.
3. Будьте искренни, демонстрируйте воспитанникам серьёзное отношение к воспитательным мероприятиям. Подростки очень чувствительны, они легко понимают фальшь, неискренность взрослых. Другое дело, когда воспитатели вместе с суворовцами принимают участие в проекте или мероприятии. Так во многих конкурсах звучат стихи старшего воспитателя курса. В конкурсе «Гренадёр» это были стихи, посвящённые его деду - участнику Великой Отечественной войны, а сам старший воспитатель, в гимнастёрке военных лет тоже находился на сцене рядом с суворовцами. Вместе, воспитатели и суворовцы, в кирзовых сапогах и с винтовками из музея, шли по лесу в фильме «За легендой». Для проекта «Кто они - герои нашего времени?», посвященном героям - выпускникам училища, он снова пишет стихи: «Я постараюсь просто объяснить довольно сложный, в общем-то вопрос: как нужен нам сейчас патриотизм, как нужно, чтобы он в цене подрос».
Если воспитатель не уходит домой после дежурства и бессонной ночи, а остаётся с суворовцами на уроке «Стихи и песни военных лет», то это показывает его неравнодушие к тому, какие чувства останутся в душах воспитанников после череды уроков и мероприятий. Воспитывают не слова, а дела. Подростки воспринимают эмоциональное состояние взрослых лучше, чем изложенную информацию.
4. Активно используйте наглядность, организуйте патриотическую среду, воспитательное окружение. Для подростков, особенно в младшем возрасте, важны конкретность информации и наглядность. В училище суворовцы видят бронзовые барельефы героев - выпускников училища, портреты маршалов Победы, картины боёв и сражений. Кровати героев, навечно зачисленных в списки личного состава рот, с портретами и описаниями их подвигов, стоят в подразделениях училища.
Связь времён и поколений видна в музее Екатеринбургского суворовского училища, где собраны документы и экспонаты, где можно узнать о жизни выдающихся людей, имеющих отношение к училищу.
5. Используйте интерактивные формы мероприятий, где воспитанники могут взаимодействовать между собой, проявлять активность. Так возникают предпосылки к тому, чтобы суворовцы становились самостоятельными, целеустремленными и активными людьми.
6. Объясняйте воспитанникам, что через успех многих людей достигается успех страны, что их будущий успех связан с успехами Родины. Делая свою жизнь, жизнь своих близких, свою среду обитания лучше, мы делаем лучше свою Родину.
Применение данных рекомендаций при проведении воспитательных мероприятий обеспечивает индивидуальный подход к суворовцам, формирует у них чувство единства и даёт возможность каждому проявить себя.