Класс: 8.
Предмет: алгебра.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия степени с отрицательным показателем.
Автор УМК: Ю.Н.Макарычев
Тема урока: Определение степени с целым отрицательным показателем.
Задачи:
- Личностные: осознание математической составляющей окружающего мира.
- Регулятивные: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
- Познавательные: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально и в парах.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, карточки для самостоятельной работы.
Этап (учебная ситуация) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент.
|
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть вас на уроке математики! Давайте откроем тетради запишем число и классная работа. |
Ребята садятся на места, готовы к уроку, слушают учителя. |
||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний
|
Устная работа.
|
Ответы учащихся. Записывают в тетрадь. |
||||||||||||||||||||||||
3. Постановка проблемы.
|
- Почему не смогли выполнить последнее задание? - Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? - Запишите тему урока. - Какая цель стоит перед нами? |
Ответы учащихся.
Формулируют цель урока: Определить - что называется степенью с отрицательным показателем?
|
||||||||||||||||||||||||
4. Открытие учениками нового знания.
Цель: ввести понятие степени с отрицательным показателем. |
У нас получилось 4-3. Как вы думаете, это положительное или отрицательное число? (Слайд 4)
И сейчас мы разберемся, что означает такая запись. |
Делают предположения. | ||||||||||||||||||||||||
Задание.
1) Уловите закономерность и продолжите ряд чисел ...1000, 100, 10,... (Слайд 5) |
Работают в группах.
Записывают в тетрадь ...1000, 100, 10, 1, 1/10, 1/100, 1/1000... |
|||||||||||||||||||||||||
2) Представим каждое из этих чисел в виде степени числа 10:
...1000,100,10, 1, 1/10, 1/100,1/1000... ... 103, 102, 101, 10°, 1/101, 1/102, 1/103... (Слайд 6 ) |
... 103, 102, 101, 10°, 1/101, 1/102, 1/103... | |||||||||||||||||||||||||
3) Подпишем под этими числами показатели степеней:
3, 2, 1, 0,.... (Слайд 7) Продолжив этот ряд, мы получим числа -1, -2, -3 и т.д. |
3, 2, 1, 0, -1, -2, -3, .... | |||||||||||||||||||||||||
Сравним показатели соседних степеней. Показатель каждой степени на 1 меньше следующего. Распространим этот закон на числа справа от 10°. Получим: 1/101 = 10-1, 1/102 = 10-2... (Слайд 8) |
Выписывают ряд, улавливают закономерность и делают выводы. |
|||||||||||||||||||||||||
Вопрос: Можем ли мы взять степень с другим основанием? С любым?
Вывод: Итак, мы можем это соглашение распространить на любое число а, отличное от нуля. Вопрос: Почему мы не можем выбрать в основании 0? |
: 1/101 = 10-1, 1/102 = 10-2
Ответ. Можем. Кроме 0. |
|||||||||||||||||||||||||
Запишите в тетради формулу: a-n = l/an, a≠O. Откройте учебники на с.204 и прочитайте определение. |
Ответ. На ноль делить нельзя.
Записывают в тетради. |
|||||||||||||||||||||||||
Историческая справка: Отрицательные показатели степени ввел еще в 15 веке математик Шюке. Англичанин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей. Исаак Ньютон стал применять их систематически. В одном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо АА, ААА и т.д. пишут А2, А3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/а2, 1/а3 пишу а-1, а-2, а-3 и т.д."(Слайд 9) Что нового вы узнали из исторической справки? |
История появления степеней с отрицательными показателями началась с 15 века. | |||||||||||||||||||||||||
Итак, сколько будет 4-3?
А можно ли записать это число с положительным показателем? |
Вычисляют записывают ответ
Можно. Оно равно дроби, в числителе которой единица, а в знаменателе - степень с тем же основанием, но с противоположным показателем. 4-3= 1/43. |
|||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка |
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. |
|||||||||||||||||||||||||
6. Этап закрепления изученного материала.
|
Кому-то удобнее работать с отрицательными показателями, а кому-то с дробями. Как говорят англичане, tastes differ (о вкусах не спорят). Попробуем применить эту формулу для замены степени дробью.
|
|||||||||||||||||||||||||
Учитель предлагает учащимся выполнить задания № 964
Работа в парах: № 965 Дополнительно (для более сильных учащихся) №966 Хорошо! Молодцы, ребята! |
Учащиеся решают задания у доски с комментарием.
Идет взаимообучение |
|||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа
|
Самостоятельная работа с поверкой:
|
Выполняют самостоятельную работу, дают оценку своей деятельности (самоконтроль, взаимоконтроль). |
||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание |
1. Прочитать материал § 12 п.37
|
Записывают домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||
9. Творческое задание |
Решите математическую шифровку. В ней спрятан год рождения очень известного человека:
|
Это год рождения А.С.Пушкина. |
||||||||||||||||||||||||
10. Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности) |
Подведем итог нашего урока и продолжим предложения:
|
Анализируют свою работу на уроке, сами формулируют возникшие трудности.
|
1. Самостоятельная работа с проверкой
Представьте степени в виде дробей с положительными показателями. Ответы впишите в таблицу.
№ |
1 вариант |
Ответ |
2 вариант |
Ответ |
К-во баллов |
1 |
3-4 |
5-3 |
1 |
||
2 |
у-1 |
x-1 |
1 |
||
3 |
(m-n)-2 |
(c-d)-2 |
2 |
2. А теперь научимся выполнять обратное действие: заменим дробь степенью:
дробь => степень
1/67 = 6-7;
1/у7 = у-7;
1/7 = 7-1.
2. Самостоятельная работа с проверкой
№ |
1 вариант |
Ответ |
2 вариант |
Ответ |
К-во баллов |
1 |
1/58 |
1/85 1 очко |
1 |
||
2 |
1/(b + с)10 |
1/(b-с)9 |
1 |
||
3 |
1/(х - у) |
1/(х + у) |
2 |
3. Применение - формирование умений и навыков.
А сейчас займемся вычислениями:
4-2= 1/42= 1/16;
(2/3)-3 = 1/(2/3)3 = (3/2)3 = 27/8 = 3 3/8;
0,01-2 = (1/100)-2= 1002= 10000.
4. Самостоятельная работа с проверкой
№ |
1 вариант |
Ответ |
2 вариант |
Ответ |
К-во баллов |
1 |
3-2 |
2-4 1 очко |
1 |
||
2 |
(-1/4)-3 |
(-1/6)-2 |
1 |
||
3 |
0,001-1 |
0,0001-1 |
2 |
Задание. Подведите итог своей работы и поставьте сами себе оценки:
- 12-11 баллов - "5",
- 10-9 баллов - "4",
- 8-6 баллов - "3".
5. Творческое задание. Решите математическую шифровку. В ней спрятан год рождения очень известного человека:
8° |
(1/7)-1 |
(1/3)-2 |
(1/9)-1 |
1 |
7 |
9 |
9 |
Это год рождения А.С.Пушкина.
Известный математик К.Вейерштрасс сказал: "Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе".
Если минус нам не нравится,
С этим горем можно справиться:
Знак меняем в показателе,
Степень пишем в знаменателе,
Сверху ставим единичку.
Получается? Отлично!
Коль числитель единица,
Степень в знаменателе,
Пишем мы ее как степень
С целым показателем:
Дробную черту стираем,
Единицу убираем
И еще, конечно, минус
В показатель добавляем.