Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе является одной из наиболее значимых задач деятельности педагогов дошкольного образования. В настоящее время данная проблема имеет высокий уровень значимости еще и потому, что в настоящее время существует реальная проблема с ухудшением общего здоровья населения, снижением функциональных возможностей детей с одной стороны и усложнением учебного материала и повышением требованиям к детям. Также можно говорить о том, что современное общество имеет чрезвычайно высокий уровень информационной насыщенности.
В настоящее время можно говорить о наличии целого ряда условий по формированию компонентов психологической готовности детей 6-7(8) лет к обучению в школе:
- Использование активных методов и форм работы с детьми по формированию психологической готовности к школе.
- Организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, направленной на развитие компонент психологической готовности.
- Обеспечение взаимодействия родителей и педагогов на основании понимания специфики проблемы, методов и форм эффективной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
В настоящее время существует целый ряд программ и методических комплексов, направленных на развитие компонентов психологической готовности детей 6-7(8) лет к обучению в школе. Общим для всех программ является их комплексный характер, а также ориентация на развитие всех компонентов психологической готовности детей к обучению в школе.
В программе Н.В.Романовской «Программа по предшкольной подготовке детей 5-6 лет» акцент сделан на стимулировании развития ведущей деятельности дошкольника, в стимулировании потребности в общении и развитии речи у детей. Программа строится на основании принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, практической направленности, наглядности и занимательности. Структурно программа включает в себя такие разделы, как «АБВГДейка», направленный в первую очередь на речевое развитие ребенка; «Математический ступеньки», направленный на формирование математических операций, а также базовых операций сравнения, обобщения и систематизации; «Зеленая тропинка», в рамках которого осуществляется систематизация накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений; «Очумелые ручки», подготавливающий детей к восприятию различных предметов, знакомит с разными материалами; «Страна здоровья», направленный на развитие физических качеств детей, а также охрану его здоровья; «Веселые нотки», направленный на формирование музыкальной культуры дошкольников.
Программу характеризует высокий уровень интенсивности и комплексность характера. Занятия предполагаются пять раз в неделю на протяжении всего учебного года. Занятие длится 30 минут, с перерывами на динамические паузы.
Программа подготовки к школе «Дошколенок», предложенный коллективом образовательного учреждения МОУ СОШ №5 г.Егорьевска направлена на всестороннее развитие ребенка, на обеспечение формирование готовности к обучению в начальной школе, а также на развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, обеспечивающих успешность адаптации первоклассника. Программа предназначается для детей в возрасте шести лет и предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и характеристик. Также важной задачей, решаемой в рамках реализации данной программы выступает сокращение адаптационного периода ребенка к школе. Программа носит характер краткосрочных, рассчитана на период с октября по март, периодичность занятий - раз в неделю по 30 минут.
Программа включает в себя такие блоки, как «Занимательная математика», направленная на формирование математических знаний и понятий; «Основы грамоты», направленного на развитие речи дошкольников; «Умелые ручки», направленные на развитие творческих и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
В программе подготовке к школе О.И.Фишер подготовка дошкольников к обучению в школе рассматривается как комплексная задача. Цель программы - формирование у дошкольников навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов, коммуникативных способностей ребенка, а также преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу основной школы. В рамках реализации данной программы деятельность ведется по таким направлениям, как:
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
- Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
Структурно программа состоит из трех основных разделов: речевое развитие, развитие математических способностей, а также работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев. Занятия проводятся в период с октября по апрель. Продолжительность занятий - 35 минут, дважды в неделю.
Таким образом, на основании вышесказанного можно заключить, что существуют возможности для формирования готовности детей, которая реализуется по таким направлениям, как использование активных методов обучения, создание соответствующей предметно-развивающей среды, а также деятельность по обеспечению взаимодействия педагогов и родителей дошкольников.