Урок литературного чтения во 2-м классе "Лиса и Журавль"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: УМК «Школа России», «Лиса и журавль»


Класс

2

Предмет

Литературное чтение

Авторы учебника

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий (УМК «Школа России»)

Тема урока

Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель

Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.

Задачи

1. Продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки.
2. Активизировать "вдумчивое" чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.
3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Результаты

Личностные:
- Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.
- Развивать навык выразительного чтения по ролям.
- Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:
- умение выявлять проблему;
- умение определять и сохранять цель;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:
- умения использовать научные методы познания;
- умения сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:
- умение соблюдения позиции «понимающего»;
- умение работать в парах .группах

Предметные:
- знание видов сказки;
- умение определять тематику сказки;
- знание структуры сказки.

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
Карточки для работы в парах, группах.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Начинаем урок литературного чтения, пожелаем друг другу успеха на уроке - улыбнитесь осеннему дню.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Рассмотрите модели обложек и определите жанр произведения, над которым мы с вами сегодня будем работать.
- Какие сказки представлены на этих моделях обложек?

Ответы учащихся.

- Бытовые и волшебные.

- А какой вид сказок отсутствует ? - Сказки о животных
Постановка проблемы Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. Работа в парах.
- Сделать модель обложки для сказок о животных.
Ответы учащихся.
- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? - Читать народную сказку
- А вот о каких животных мы будем читать сказку вы узнаете, отгадав загадки.
(Учитель читает загадки о журавле и лисе)

- Журавль

- Лиса.

- Что вы знаете об журавле?
(Учитель делает сообщение о журавле и лисе.)
- Эта птицы живёт на болоте, питается лягушками, имеет длинные ноги и клюв. Лиса - хитрый зверь, питается мышами и другими животными.

Беседа о сказках.

- Кто главные герои русских народных сказок?

- Человек, животные, вымышленные герои.

- Чему учат сказки? - Сказки учат добру, высмеивают жадность, злость и т.д.

- Какую пословицу об этом вы знаете?

- И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль»

- Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Открытие нового знания

Познакомиться со сказкой; перечитать сказку

- Словарная работа. Работа в парах. Обсудите
значение слов.

Потчевает - угощает;
не обессудь - не суди, не отнесись строго;
несолоно хлебавши - остаться ни с чем

- Высказывания детей о значении словосочетаний, устойчивых выражениях.

- Первичное слушание сказки.
- Анализ содержания сказки.
- Какие чувства вы испытали при чтении сказки?

Дети делятся своими впечатлениями.

Закрепление
(включение новых знаний в систему знаний ребёнка)
Повторное чтение сказки "про себя"
- Почему лиса пригласила журавля к себе?

Они подружились.
Ответы учащихся.

- Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?
- Как вёл себя журавль после того, как лиса его "угостила"?
- Как угостил лису журавль? Почему?

Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.

Нет.

- Прочитайте начало сказки. Как вы думаете, они действительно были друзья?
- Почему дружбы у них не получилось?
Как вы поняли фразу: "Как аукнулось, так и откликнулось!"?

- Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске:
Умный(ая), слабый(ая), грубый(ая), жадный(ая), притворный(ая), находчивый(ая), хитрый(ая), ласковый(ая), весёлый(ая)

Так настоящие друзья не поступают.
- Сделайте вывод: Какие герои сказки? Вывод: лиса хитрая, умная и ловкая, обхитрила журавля, приготовила еду только для себя, не думая о госте; журавль находчивый, он поступил так же, как и лиса с ним.

Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Цветы.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Самостоятельная работа

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

- Сейчас вы будете работать в группах.
Карточка: восстановить последовательность событий в сказке; пересказать её по полученному плану.
1. Журавль пригласил лису в гости.
2. Лиса пригласила журавля в гости.
3. Лиса с журавлём подружилась.
4. Лиса угощает журавля.
5. С тех пор дружба врозь.
6. Журавль угощает лису.

Учащиеся работают по группам самостоятельно

Рефлексия Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. - С каким произведением познакомились?
- Могла ли эта история приключиться с людьми?
- Чему учит эта сказка?
Высказывания учащихся.
- Да, могла.
- Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

Подведение итогов урока

Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Где можно применить новые знания?
Дополните фразы:
Я узнал…
В ходе работы удалось научиться…
Порадовался тому, что…
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя похвалили сегодня?
Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение сказки "Лиса и Журавль"; нарисовать иллюстрацию к ней.

Высказывания детей.