Обучение в кадетском корпусе - это новый этап в жизни 12-летних юношей, они оказываются в непривычных социальных условиях. Замечено, что при поступлении в кадетский корпус школьники испытывают эмоциональное напряжение, тревожность, повышается уровень агрессии.
Поэтому в условиях кадетского корпуса необходимо создание такого поля для самореализации и здоровьесбережения подростка, что предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого воспитанника, обеспечение условий для реализации своих потенциальных возможностей.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». Внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся.
Сохранение здоровья кадета - это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Необходимость создания программы творческого самовыражения кадет возникла 3 года назад в качестве коррекции эмоциональных состояний.
Программа «Творческое самовыражение» имеет рецензию кандидата психологических наук РЦРО г. Северска; на Всероссийском конкурсе педагогических разработок заняла призовое место.
Программа реализуется в 7 классах под руководством педагога-психолога, учителя ИЗО и воспитателей и направлена на успешную адаптацию кадет средствами творческого самовыражения в условиях кадетского корпуса, основана на методе терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно. Изотерапия (терапия искусством) - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии школьника.
О положительном влиянии искусства известно с древнейших времен. Наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться это творчество. Наиболее распространенным видом является рисование. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка - один из важнейших преимуществ в работе с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психоэмоциональной сфере, а таких как в интернате, так и в обычных школах не мало. Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам.
Выплёскивая эмоции чувства на бумагу, школьник помогает себе, своему телу освободиться от ненужных «блоков». Творческое проявление себя - это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления.
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным.
Дмитрий Медведев отметил: «Изменения, происходящие в обществе, требуют от человека умения адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, быстро мыслить, прогнозировать события и явления, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми».
Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей и подростков, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.
Изотерапия - выражение себя через искусство является безболезненным способом выплескивания чувств и эмоций. По своему характеру изотерапия чаще всего является не директивным методом воздействия, где подростку предоставляется максимальная степень свободы. Он становится «ведущим» арт-терапевтического процесса, выражая себя в том стиле и тех формах, которые соответствуют его состоянию и потребностям. Изотерапия не навязывает подростку «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.
Это особенно актуально при работе с подростками и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации личности кадета. Изотерапия представляет собой современную здоровьесберегающую технологию, которой в нашем корпусе охвачены все классы.
Создание такой среды внутри школы предполагает последовательное, системное воспитание у подростков самостоятельности, повышение уровня эмоционально-волевого контроля, ответственность за свои действия, формирование нравственного поведения, развитие креативности и позитивного отношения к творчеству, а как следствие к жизни.