Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной (далее - ППС) среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
ППС в ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.
ППС - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
ППС в ДОУ состоит из следующих компонентов:
- взаимодействие участников педагогического процесса;
- развивающая предметно-пространственная среда;
- содержание дошкольного образования.
- Взаимодействие участников педагогического процесса - это согласованная деятельность педагога и родителей по достижению совместных задач и результатов.
- ППС - это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, играми, игрушками.
- Содержание дошкольного образования - это система знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Воспитатели дошкольных групп в ДОУ
- формируют познавательную потребность детей, их интеллектуальные умения;
- стимулируют развитие личностных качеств, необходимых для самосовершенствования;
- используют интерактивные формы работы;
- формируют психологическую готовность родителей и педагогов к взаимодействию.
Это удается при правильно организованной ППС учреждения.
Во всех ключевых федеральных документах в области образования указывается на необходимость повышения качества образования посредством внедрения и рационального использования ИКТ в образовательном процессе.
ФГОС дошкольного образования предусматривает формирование информационно-технической среды в ДОУ:
1.Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски.
2.Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию к обучению. Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков дошкольников.
3. Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм взаимодействия с родителями. В комплекс мероприятий с родителями следует включить:
- создание электронной библиотеки для родителей;
- консультирование родителей в подборе развивающих и обучающих игр.
- Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников должно быть организованно на основе следующих принципов:
- принцип индивидуальной комфортности (обеспечение эмоционального благополучия ребенка);
- интерьер групповой комнаты, приближенной к домашней обстановке (помогает легче адаптироваться в детском саду);
- принцип эстетичности и красоты в оформлении помещения;
- принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.
В группах должны быть созданы условия, как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника. Обновление содержания предметно-развивающей среды в групповых помещениях влечет за собой расширения и разнообразия деятельности педагога и детей. Окружающая среда позволяет воспитаннику выбирать занятие по интересам, а воспитателю направлять детскую деятельность.