Развивающая предметно-пространственная среда – безопасность пребывания и развития детей в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной (далее - ППС) среды, которая:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

ППС в ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.

ППС - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

ППС в ДОУ состоит из следующих компонентов:

  • взаимодействие участников педагогического процесса;
  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • содержание дошкольного образования.
  • Взаимодействие участников педагогического процесса - это согласованная деятельность педагога и родителей по достижению совместных задач и результатов.
  • ППС - это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, играми, игрушками.
  • Содержание дошкольного образования - это система знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Воспитатели дошкольных групп в ДОУ

  • формируют познавательную потребность детей, их интеллектуальные умения;
  • стимулируют развитие личностных качеств, необходимых для самосовершенствования;
  • используют интерактивные формы работы;
  • формируют психологическую готовность родителей и педагогов к взаимодействию.

Это удается при правильно организованной ППС учреждения.

Во всех ключевых федеральных документах в области образования указывается на необходимость повышения качества образования посредством внедрения и рационального использования ИКТ в образовательном процессе.

ФГОС дошкольного образования предусматривает формирование информационно-технической среды в ДОУ:

1.Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски.

2.Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию к обучению. Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков дошкольников.

3. Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм взаимодействия с родителями. В комплекс мероприятий с родителями следует включить:

  • создание электронной библиотеки для родителей;
  • консультирование родителей в подборе развивающих и обучающих игр.
  • Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников должно быть организованно на основе следующих принципов:
  • принцип индивидуальной комфортности (обеспечение эмоционального благополучия ребенка);
  • интерьер групповой комнаты, приближенной к домашней обстановке (помогает легче адаптироваться в детском саду);
  • принцип эстетичности и красоты в оформлении помещения;
  • принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.

В группах должны быть созданы условия, как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника. Обновление содержания предметно-развивающей среды в групповых помещениях влечет за собой расширения и разнообразия деятельности педагога и детей. Окружающая среда позволяет воспитаннику выбирать занятие по интересам, а воспитателю направлять детскую деятельность.