Формула выбора профессии

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: профориентация, выбор профессии


Пояснительная записка

Тематическое направление - трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Тема классного часа «Формула выбора профессии». В связи с открытием в МБОУ СОШ «Новая Эра» классов с углубленным изучением отдельных предметов, следует обратить внимание на ответственное отношение школьников к выбору профильного обучения, которое предполагает и выбор профессиональной направленности. Однако, как показывают результаты многих педагогических и психологических исследований, готовность к профессиональному самоопределению недостаточна. Подростковый возраст - время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. Необходимо повышать ответственность школьников в выборе профессионального направления. Данный классный час способствует осознанию подростками необходимости сделать правильный выбор. На занятии рассматриваются основные составляющие профессионального выбора.

Целевая аудитория в - 8 класс, подростки, 13-14 лет.

Работа по профориентации ведется классным руководителем в течение всего учебного года, что соответствует теме работы классного руководителя «Профессиональное и личностное самоопределение школьников». Цикл классных часов направлен на формирование ответственного отношения к профессиональному выбору в дальнейшем.

Цель классного часа - развитие у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

Задачи:

  • познакомить учащихся с формулой успешного выбора профессии;
  • прививать чувство ответственности к выбору профессии.

Планируемые результаты:

  • повышение ответственности учащихся за свой профессиональный выбор;
  • осознание школьниками составляющих правильного профессионального выбора;
  • проявление интереса и желания к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках личностного и профессионального самоопределения.

Форма проведения воспитательного мероприятия - классный час с элементами тренинговых упражнений. Данная форма позволяет учитывать возрастные особенности подростков. Главным мотиватором к деятельности является межличностное общение, поэтому работа проводится в малых группах. Референтной группой также является группа подростков. Поэтому выполнение заданий и упражнений в группах позволяют реализовать потребность школьников в общении. В ходе работы и обсуждения материалов мероприятия существует возможность обменяться мнениями, сделать выводы и принять решение в интересующем вопросе.

Основные методы - тренинговые упражнения и задания, способствующие активизации деятельности школьников, самопознания, рефлексии.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия информационные:

  1. Ю.Тюшев «Выбор профессии» тренинг для подростков; Питер, 2006;
  2. https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-formula-vibora-professii-1143689.html;
  3. https://www.youtube.com/watch?v=gSQyF8rY0nc&t=56s.

Данную разработку можно использовать в рамках не только классных часов, но и на занятиях внеурочной деятельностью. Упражнения, используемые в работе со школьниками могут имеет значение при работе на сплочение класса или группы. Данная разработка является началом в цикле работы со школьниками в профессиональном направлении.

Для проведения мероприятия необходим просторный кабинет, чтобы ребята могли передвигаться при выполнении заданий; карточки для деления ребят на группы; карточки для проведения упражнения «Переход с аргументами», мультимедийный проектор для просмотра видеролика, листы с надписями «знать», «уметь», «испытать».

Ход классного часа

1. Приветствие

Добрый день те, кто пришел в школу с хорошим настроением, добрый день те, кто пришел в школу с не очень хорошим, добрый день те, кто вкусно позавтракал, добрый день те, кто не успел позавтракать, добрый день те, кто настроился на работу, добрый день те, кто настроится на работу по ходу занятия.

2. Упражнение - энергизатор «Кто родился в мае…»

Цель: положительный настрой на работу, сплочение группы.

  • Встаньте те, кто пришел первым в школу;
  • улыбнитесь те, кто больше всех улыбается;
  • самый добрый, подмигните;
  • кто здесь самый рыжий, погладьте себя по голове;
  • кто позавтракал, погладьте себя по животу;
  • потопайте те, у кого карие глаза;
  • кто рад, что учится в этом классе, скажите: «да»;
  • кто определился со своей будущей профессией, поднимите вверх руку.

3. Вступительное слово классного руководителя

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы не говорили тебе мама и бабушка, ты до упорства фанатика штудируешь книги по биологии или физике. Если это так - ты счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще.

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.

  1. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе?
  2. Как вы считаете?
  3. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Сегодня на классном часу попробуем разобраться, существует ли формула выбора профессии.

4. Игровое упражнение «Семья»

(Приложение 1)

Цель: деление класса на группы, сообщение темы.

Предлагаю разделиться на подгруппы следующим образом: учащимся предлагается выбрать карточки, на которых обозначены роли членов семьи. Каждая семья состоит из четырех человек: отца, матери, сына, дочери и др. членов семьи. По сигналу ведущего участники ходят по аудитории и обмениваются карточками с указанием ролей и фамилий членов семьи. По сигналу «Семья!», участникам необходимо собраться и выстроиться по порядку: отец, мать, сын, дочь и др. Затем участникам предлагается в данном составе разместиться за столами, закрепленными за каждой семьёй.

Хочу задать вам вопрос: что делают люди, когда ждут автобус на остановке? (думают, разговаривают, читают объявления на столбах).

5. Упражнение «Автобусная остановка»

Цель: постановка задач участниками на классный час.

Я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Автобусная остановка», потому что вам предстоит выполнять похожие вещи.
Ребята делятся на три группы.

В разных концах класса висят листы с надписями: ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ИСПЫТАТЬ.

Каждая группа займет место возле отдельного листа и напишет на нем все то, то ожидает от классного часа, знать - какие новые знания вы хотите получить, уметь - какие навыки хотите освоить, испытать - какой новый опыт, какие чувства хотите пережить. Используйте метод «Мозгового штурма», не критикуйте ничего, а просто записываете на листе.

Через некоторое время я подам сигнал, это значит, что пришел автобус и группам нужно ехать на другую остановку. Двигаться будете по часовой стрелке. Прочитайте, что было написано до вас и напишите, что-нибудь новенькое.

Классный руководитель зачитывает ответы, обобщает их. Группы возвращаются за столы. Вопросы группам. Ребята, совещаясь в группе, отвечают на вопросы:

  1. 1 группа. - Что влияет на выбор профессии?
  2. 2 группа. - Что следует учитывать при выборе профессии?
  3. 3 группа. - Какой фактор из перечисленных, по вашему мнению, является одним из наиболее веских для выбора профессии?

6. Упражнение «Игра в лотерею»

Цель: помочь осознать участникам, что выбор профессии - осознанный выбор.

Вам надо написать на отдельных карточках названия профессий (2 карточки), или род деятельности, которые вам нравятся и которыми бы вы хотели заниматься в течение всей жизни. А сейчас мы их перемешаем, каждый должен вытянуть случайно только одну.

Встаньте те, кто вытянул карточку с профессией, которую сам же и написал.

Какой вывод можно сделать?

Надо осознанно подходить к выбору профессии.

7. Упражнение мотиватор «Снежинка»

Цель: настрой на работу, включение каждого ребенка в деятельность.

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Оторвите кусочек бумаги.
  3. Опять сложите лист пополам.
  4. Снова оторвите кусочек бумаги.
  5. Сложите лист пополам.
  6. Оторвите кусочек бумаги.

Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

А почему? Как вы думаете?

Ребятами делается вывод о том, что все люди разные. Каждый человек -это уникальная личность со своими желаниями, способностями и возможностями. Все эти моменты нужно учитывать, выбирая профессию.

8. Упражнение «Жил-был у бабушки серенький козлик…»

Цель: научить подростков находить свою долю ответственности за принятые решения.

Инструкция: Жил-был у бабушки серенький козлик…Всем известно, что с ним приключилось. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк? А может бабушка, которая оставила козлика без присмотра? Вы согласны?

Обсуждаются в группах мнения. Общее мнение высказывается участниками.

А теперь нарисуйте для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии. Кто отвечает за решение и в каком объеме? (Учителя, родители, друзья, психологи-консультанты, я).

Информация классного руководителя.

«Лучшее - враг хорошего!». На флип-чарте рисую три пересекающихся круга и поясняю значение каждого.

Первая важная составляющая в формуле выбора профессии - хочу.

ХОЧУ - пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

Важно найти себя, увлекаться различными делами, посещать кружки, секции, читать, пробовать себя в разных видах деятельности, увлечься каким-то делом, предметом.

МОГУ - пространство способностей, талантов, состояния здоровья.

НАДО - пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, востребованность данной профессии.

Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие так и не находят применения своим знаниям. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры-технологи, строители, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Почему же так получилось? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении этих трех пространств: Хочу, Могу, Надо.

Идет молодой человек по дороге, и видит перед собой камень. А на камне написано: «Налево пойдешь - найдешь то, что хочешь, прямо пойдешь - найдешь то, что можешь, а направо пойдешь - найдешь то, что надо».

  • хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
  • могу - это все, что мне по силам, по способностям;
  • надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.

А еще говорят, что, глядя на человека, можно по его внешнему виду догадаться, кем он работает. Попробуйте сейчас и вы определить, какая профессия подходит вашим одноклассникам. Ведь вы знаете друг друга, знаете способности и увлечения одноклассников. Для этого выполним задание.

9. Упражнение «Профессия для друга»

Цель: выявить мнения одноклассников в отношении предполагаемой для себя профессии.

Ребята, двигаясь по кабинету, подходят друг к другу и предлагают заполнить данные в таблицу.

Фамилия, имя одноклассника

Профессия, призвание

Подпись

После выполнения задания ребята анализируют список профессий, рекомендованный одноклассниками, сравнивают сходства этих профессий и определяют возможность профессионального выбора, исходя из мнения других ребят.

10. Итог. Упражнение «Переход с аргументами»

Цель: выявить точку зрения подростков относительно высказывания о профессии, как выбора жизненного пути.

Участники каждой подгруппы становятся в шеренгу на линию. Пространство делится на части, в которых по разные стороны размещается листы с надписями «Полностью согласен», «Согласен с оговорками», «Не согласен». Обучающиеся занимают позицию в соответствии со своим мнением. Затем обсуждают в образовавшейся группе свою точку зрения. Представляют ее.

Выражение: «Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути, поиск своего места в обществе». (Л.С.Выготский)

После обсуждения, классный руководитель предлагает ребятам, которые изменили свое мнение в ходе обсуждения, перейти в соответствующую группу, если такие есть.

Предлагаю подумать над тем, о чем мы говорили сегодня, задуматься об ответственности, которую мы несем, делая тот или иной выбор.

11. Просмотр видеоролика «История одного карандаша»

Мы рассмотрели сегодня формулу правильного выбора профессии.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

На этом наш классный час подошел к концу. Но прежде, чем попрощаться, я хочу, чтобы вы высказали свое мнение о сегодняшнем занятии.

Вспомните то, что вы хотели узнать, почувствовать. Достигли ли вы тех целей и задач, которые ставили перед собой в начале занятия.

12. Рефлексия

Ребята заполняют карточку с фразами:

Сегодня на занятии:

  • Было интересно
  • Было трудно
  • Заставило задуматься

Спасибо за работу. До свидания.