Природные зоны Южной Америки

Разделы: География, Мастер-класс

Ключевые слова: география, природные зоны, Южная Америка


Ключевые слова: природный комплекс, льянос, кампос, презентация.

Цель: Формирование знаний о природных зонах материка Южная Америка.

Задачи урока:

Предметные

  • Развитие знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса (природной зоны)
  • Формирование умений комплексного использования различных карт атласа, дополнительного материала.

Метапредметные

  • Развитие умений работать в группах используя метод проектирования с применением ПК и программы Microsoft Office PowerPoint.

Личностные

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: карта природных зон мира, физическая карта Южной Америки, атлас и учебник для 7-го класса (авт.: В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев), персональные компьютеры (ПК), памятки, печатные приложения, таблицы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Начало урока.
Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к работе, создает положительный настрой, музыка

Готовятся работать в группах

II. Проверка домашнего задания Что мы уже изучили на материке Южная Америка? Какие темы? Перечисляют темы. Внутренние воды

Итерактивный слайд- рельеф

Слайд №2

Чтобы подтвердить ваши знания заполните тест. Допишите к цифрам соответствующие географические объекты Заполнение тестов
Слайд № 3 Проверьте ваши ответы: верные ответы (+), неверные (-) Оценивают себя.
III. Изучение новой темы Что по плану - характеристики материка, нужно изучать после внутренних вод? Природные зоны.
Слайд № 4 Назовите тему нашего урока? Природные зоны Юж. Америки.
Слайд № 6

Ребята, скажите, что такое природная зона?

Назовите тему нашего урока?

Ребята, скажите, что такое природная зона?

Природная зона (ПЗ) - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности животного мира. Образование зон обусловлено климатом, на суше - соотношением тепла и влаги.
Слайд № 7
Слайд № 8

Зная, что такое ПЗ, давайте сформулируем цель урока?

В каких ПЗ расположен материк Юж. Америка?

ПЗ. Юж.Америки имеют другие названия. Найдите их в картах атласа.

Узнать, как располагаются ПЗ на материке Юж. Америка, какие произрастают растения и проживают животные.

Называют ПЗ: влажные леса, саванны, степи, полупустыни и пустыни, горы.

Влажные экваториальные леса - сельва (Амазонская низм.)
Саванны - льянос (Оринокская низм.)
- кампос (Бразильское плоскогорье)
Степи - пампа (Ла-Платская низм.)
Полупустыни - Патагония.

Что они обозначают? Обратимся к словарю Сельва (португ.яз) - лес
Льянос (испан.) - равнина
Кампос (португ) - поле, открытое место
Пампа (индейский) - пространство, лишенное растительности
Патагония - полупустыни.
Какая из ПЗ занимает наибольшую площадь? Большую часть занимают влажные экваториальные леса
Слайд № 9 - таблица

Как в Юж. Америке проявляется широтная зональность?

С севера на юг! Меняется широта - меняется ПЗ.
Широтная зональность - это ПЗ - пояса сменяющие друг друга от экватора к полюсам
В какой последовательности надо характеризовать природную зону? Учебник, приложение, стр. 312 (таблица прилагается)
1 Географ. положение,
2 Рельеф
3 Климат
4 Почвы
5 Внутренние воды
6 Растительный мир
7 Животный мир
8 Состояние поверхности (Хоз. деятельность человека)
Описывая природную зону, раскрыть взаимосвязь между компонентами ее природы.

Сегодня мы будем работать в пяти группах. Каждая группа будет составлять мини-проект, итогом которого должна стать презентация ПЗ.

Капитанам вытянуть по жребию «Ромашка» название ПЗ

На столах лежат учебники, атласы, дополнительная литература, таблица ПЗ и персональный компьютер.

Группа распределяет обязанности, между собой, для заполнения таблицы и составления презентации

Время выполнения презентации 10 минут. Защита проекта - 1 минута Отвечает капитан группы
Команды представляют свою ПЗ и объясняют новые понятия. Защита проектов
В Юж. Америки есть еще одна ПЗ - горы Анды. Прочитать учебник стр. 178 - высотная поясность в Андах. Рассмотреть рисунок на стр. 177 Работа в учебниках стр. 17 -178
Слайд № 10

Какие факторы влияют на разнообразие высотных поясов в горах?

Высота гор

Широта на которой находятся горы Анды.

Слайд № 11 Кстати идею высотной поясности обосновал в 18-19 вв нем. географ и путешественник А.Гумбольдт.

Чем выше хребты Анд, и чем ближе они расположены к экватору, тем больше природных поясов наблюдается при подъеме от подножий к вершинам.
Участки Анд, лежащих на разных широтах, отличаются количеством и составом широтных поясов

Высотная поясность - смена ПЗ в горах от подножия к их вершинам.

Слайд № 12

Слайд № 13

Природа материка неповторима. В настоящее время человек оказывает на природу разрушающее действие.
Поэтому природа Юж. Америки нуждается в охране.
Какая природная зона имеет больше всего заповедников, и почему ?

Саванны, степи, лес, так как больше используются человеком.

Слайд № 14

Слайд № 15

Наш урок о ПЗ Юж. Америки я бы хотела закончить словами:
«- Любите ребята природу!
Пустыни, леса и поля,
Ведь это же наше с тобою,
Навеки родная земля!»

IV. Итог урока

1. В каких природных зонах расположен материк Юж. Америка?
2. С какими новыми понятиями вы познакомились? Что они обозначают?
3. Что вы выяснили сегодня?

1. Перечисляют зоны.
2. Называют природные комплексы: сельва, льянос, кампос, пампа, Патагония.
3. Взаимосвязь природных компонентов и изменение природных комплексов материка под воздействием деятельности человека.

V. Домашнее задание

1. Параграф №39
2. В контурных картах показать и подписать природные зоны Юж. Америки стр. 43 (задание 1,3)
3. Получить конверты с текстом «Южная Америка», прочитать и найти 10 несоответствий

1. Записывают в дневники

2. Получают конверты с текстом

VI. Рефлексия

Интер Активный слайд - Южная Америка

Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
Если на уроке вам было интересно и комфортно, вы можете забрать себе на память, понравившийся бумажный кораблик.

Забирают по желанию кораблики с названиями стран Южной Америки, для использования их на следующем уроке «Населения и страны»