Цели урока:
- создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
- повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
- усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
- различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, на сколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу.
На партах лежат карточки, определяющие ваше настроение на начало нашего урока, покажите с каким настроем вы пришли на урок.
- Хорошо, постараемся сохранить, а некоторым ещё приподнять.
- Вначале нашего урока проведём игру «Составь предложение»
Это предложение послужит эпиграфом к нашему уроку.
Я вам читаю лексическое значение слова, а вы определяете название этого термина
- Наука, изучающая орфограммы, называется? (Орфография)
- Что составляет лексикон человека? (слова )
- Синоним слова кушать? (есть)
- Жизненный путь человека? (биография)
- В именительном падеже - (слово),
- В родительном падеже - ? (слова)
- Давайте прочтем эпиграф урока.
- Как вы понимаете слова В.П.Шереметевского?
Тема сегодняшнего урока - «Повторение изученного». Повторять материал можно по-разному. Вот и мы с вами отправимся в путешествие по стране, которой нет на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Это страна Орфография. А как зовут жителей этой волшебной страны? (ответ - орфограммы)
Правильно, орфограммы. Конечно, мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Сегодня мы навестим только те, которые изучили в разделе «Словообразование». Какие орфограммы мы изучили в этом разделе? (ответ учащихся)
1. Читаем предложения, записанные на доске
А) Дубровский со своим кучером поймал двоих и привел их связанных к себе во двор.
Б) Пришли они в город. Привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки.
Учитель: - Откуда эти строки? Почему слова выделены?
2. Сообщение темы и цели урока
3. Работа в тетради
Число, классная работа.
Тема: «Гласные в приставках пре- и при-».
Выписать выделенные слова: привел, пришли, привели.
Учитель: - В приставках в безударном положении гласные произносятся одинаково. Среди этих приставок есть такие, написание которых зависит от значения в слове.
Как вы думаете, какое значение придает этим словам приставка при-? Верно, приближение.
4. Добавьте слова, обозначающие приближения
Человека, самолета, лодки;
К станции поезда, к поверхности Земли;
Зайца, черепахи.
Учитель: Запишем эти слова у доски и в тетради в столбик, выделим в них приставки.
Если ты в пришкольный сад
Прибежал прикрыть салат,
Или дерево привить,
Иль теплицу приоткрыть,
Знай, что здесь приставка ПРИ
Ее значенье повтори.
Вспомните случаи написания приставки пре- и при-.
Давайте закрепим правописание этих орфограмм
1 задание. «Лови ошибки»
Нам, ребята, с вами пришло вчера письмо от Клавы Ошибкиной, она рассказывает нам сказку.
Давайте его прочтём. А письмо с ошибками! Исправьте буквы в приставках и сверьте с оригиналом
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
По количеству ошибок, допущенных в письме, поставьте оценку за работу в свой лист достижений.
2 задание. Игра «Одно словечко»
Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.
1)Расположенный у берега. (Прибрежный).
2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
3)Участок около школы. (Пришкольный).
4)Очень старательный. (Прилежный).
5)Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
6)Человек с большими капризами. (Привередливый).
7)Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
8)Вызывающая восхищение, красивая. (Прекрасная).
9) Немного открыть окно. (Приоткрыть).
10) Расположенный у дороги. (Придорожный).
Проверьте!
Результат работы занесите в свой листок.
3 задание. «Допиши словечко»
Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.
Час обеда (…),
Топот по двору раздался.
Кто-то терем (…)
Да хозяев поджидал.
Здравствуй, князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не (…).
(…) к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно , старче?»
Кто автор этих строчек?
А сейчас я вас прошу выполнить упражнение на развитие внимания. Быть внимательным для нас очень важно.
Предлагаю игру «Внимательность»
Задание: вычеркните все буквы Е и подчеркните все буквы И.
Октябрь - первый суровый месяц холодного северо-восточного ветра - листобоя. Видимо и невидимо, днем и ночью, стаями и в одиночку, от реки до реки, от куста к кусту,от поля до поля летят перелетные птицы севера до экватора, до Нила, до Ганга, до рисовых полей Индии и Бирмы.
(Пояснение: это тест на определение объема и переключение внимания "корректурная проба". Коэффициент внимания определяется делением количества строчек на число ошибок. Если ошибок нет, количество строчек делится на 1. Упражнение позволяет учащимся сосредоточиться на буквах И-Е, что в дальнейшей работе позволит им быть более внимательными и лучше запомнить материал.)
Вы работали 50 секунд и сосредоточили свое внимание на буквах
И и Е.
Предлагаю сочинить сказку, используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Учащиеся по очереди придумывают предложения, связывая их в текст. И вот результат совместного творчества:
ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
Тем учащимся, кому понравилась наша идея, предлагаем дома продолжить сказку.
Следущее задание - (у доски)
Шарады
Корень из слова полагать, приставка из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное.
Прилагательное
Из писка птиц мой первый слог возьмите.
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
пироги
Приставка из слова пришел, корень из слова колотушка, суффикс из слова лечила, окончание из слова мыли.
Приколотили
Хорошо! Молодцы!
Послушайте стихи, касающиеся данных выводов:
Присоединение:
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело,
Пишем мы при, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
Приближение:
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
В слове придет, прилетит, приплывет
Пишется при непременно.
Нахождение вблизи чего-то, около:
Около что-то или вблизи
И непременно в приставках пиши.
Неполное действие:
Посмотри, если чуть-чуть, то пишется И.
Диктант-игра "Четвертый лишний"
- превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
- приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
- приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
- преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
Распределительный диктант
- 1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ
- 2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ
- 3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ - часть корня, а также слова с неясным значением.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.
Проверим!
Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.
Преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, премного благодарен, преобразовать неравенство.
Старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости.
Домашнее задание (на выбор по желанию)
- Сочинить стихотворение или рассказ об одной из орфограмм.
- Составить шарады из слов на изученные орфограммы.
- Составить словарный диктант, используя слова с орфограммами, которые сегодня повторили.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия
Вы сегодня очень хорошо поработали. Очень многое повторили, выполнили различные задания. В ваших папках есть градусники. С их помощью мы попробуем определить, чем для вас стал сегодняшний урок, был ли он интересным, полезным, необходимым или вы к нему отнеслись безразлично, он показался вам сложным и бесполезным.
Рефлексия
Перед вами на столе градусники. Отметьте фломастером на них свою температуру, которая определяется значением урока.
Шкала оценки следующая:
- 36,6 - интересно, полезно, необходимо
- 38 - сложно, неинтересно
- 34 - бесполезно, безразлично
Лирическое отступление. Чтение стихотворения С.Абдуллы
Мы заканчиваем урок стихотворением, которое прочитает Кононенко Алина
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Спасибо всем за работу!
Лист достижений
|
|
«Лови ошибки» |
|
«Одним словом» |
|
«Допиши словечко» |
|
«Внимательность» |
|
«Шарады» |