ТИП УРОКА: повторение и систематизация изученного.
ЦЕЛИ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- Выставка книг по теме урока.
- Словарь наречий, правописание которых запоминается.
- Таблицы орфограмм в наречиях. Карточки дифференцированных заданий.
- На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, рабочий лист.
- Компьютер
СТРУКТУРА УРОКА:
- Организационный этап.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Подведение итогов урока.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
- Наблюдение над языком.
- Создание проблемной ситуации.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Фронтальная, групповая, индивидуальная.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИКТ-технология, технология проблемного обучения, игровая технология.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Подготовка учащихся к работе по теме урока (оцеливание, озадачивание)
Слово учителя: Ребята, мы с вами изучили сложную и интересную часть речи - наречие. Сегодня мы будем повторять и закреплять изученное. Урок так и будет называть «В стране изученных наречий». Мы попробуем попутешествовать по стране «Наречие» с остановками на разных станциях.
Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:
- активно
- превосходно
- плодотворно
- успешно
- удачно
К какой части речи относятся эти слова?
Сегодня мы будем заниматься повторением наречий и их правописанием.
Работа с эпиграфом.
Нет слова, которое было бы так
замашисто, бойко, так вырвалось бы
из-под самого сердца, так бы кипело
и живо трепетало, как метко
сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
- Каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове?
(Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)
- Какое оно, русское слово? (Замашисто, бойко, метко сказанное.)
- Определите, к какой части речи относятся эти слова. (Первые два - краткие прилагательные, метко-наречие)
- Страна наречий очень большая, мы сделаем остановку только на некоторых станциях.
1. Станция «Историческая»
- Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные - «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?
1) Проверка индивидуального домашнего задания.
- Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
Выступление ученика в роли Наречия.
- Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Учитель: В семье слов родилось Наречие. Определите, что общего у него с предками?
- Существительное. Общее - основы многих слов.
- Прилагательное. Общее - значение признака.
- Глагол. Общее - желание объяснить более подробно смысл действия.
Индивидуальное домашнее задание - из истории слов. (работа с этимологическим словарём)
- Как произошли наречия авось, навзничь, ничком, вдребезги?
Ответ. Авось - наречие - «может быть» (от него произошло существительное авоська). Исконно русское авоська - плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов XX века.
Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-, -нич- и в глаголе никнуть - «склоняться вниз». Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь - «лицом верх».
Дотла - слияние предлога до с формой р.п.ед.ч. тло - почва, пол.
В древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие вдребезги.
Вывод учителя: Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, показывают, что в языке происходят процессы отмирания слов и рождения других.
2. Станция "Блиц-опрос"
- Что называется наречием? (обозначает признак действия и признак признака)
- На какие вопросы отвечает наречие? (где?куда?откуда?почему?зачем?как?)
- К каким частям речи могут присоединяться наречия? (глаголы, причастия, деепричастия)
- С какими частями ещё могут сочетаться? (сущ, прил и другими наречиями )
- Каким членом предложения может быть наречие?
- С помощью каких способов образуются наречия? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение слов)
(Запись примеров в рабочих тетрадях).
сухой - досуха, быстрый - быстро, хорошо - нехорошо еле-еле;
3. Станция Морфологическая
а) Какие морфологические признаки есть у наречия?
Ответ: Главный постоянный морфологический признак - неизменяемость. Наречия имеют разряды по значению - делятся на смысловые группы и степени сравнения.
б) На какие разряды по значению делятся наречия?
Ответ: Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.
в) Определительные наречия обозначают качество, количество, способ совершения (очень, пешком), меру и степень (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
г) Обстоятельственные наречия обозначают:
- образа действия (как? каким образом?) быстро, легко
- места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
- времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;
- причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
- цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, налево - куда, сдуру - почему, назло - затем, вчера - тогда.
Местоименные наречия, как и местоимения, делятся на группы: например: там, туда, тогда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные, неопределенные кое-где, куда-либо откуда-то, отрицательные нигде, негде, никуда, некуда и т.д.
1) Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия. Объясните ответ.
- Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком - образа действия.
- Назло, нарочно, специально, наконец - цели.
- Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко - места.
- Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком - меры и степени.
- Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас - времени.
- Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу - причины.
д) Какие наречия имеют степени сравнения?
Ответ: Хотя наречия - неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
е) Как образуется сравнительная степень наречий?
Ответ: Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.
Простая форма образуется с помощью суффиксов:
-ее (-ей): бежать быстро - быстрее (быстрей);
-е: кричать громко - громче;
-ше: просыпаться рано - раньше.
Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):
- бежать более (менее) быстро;
- кричать более (менее) громко.
ж) Как образуется превосходная степень?
- Почему у мальчика на втором плоту только один шарик?
Ответ: Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:
(бывает и простая, но редко, например: нижайше)
Задание. Составьте и запишите диалог - спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие. (несколько предложений)
Проверка диалога. - Наречия в какой степени вы использовали?
з) Чем наречия в сравнительной степени отличаются от прилагательных?
В мае
В зеленой чаще - чаще
Звучанье соловья.
Весна. Доволен я.
Брожу по темной чаще,
А соловей все чаще
Поет на склоне дня.
Все чаще, слаще в чаще
Звучанье соловья.
(Е.Кропивницкий)
4. Станция Лексическая
А) Работа с фразеологизмами. Сказка о Стрекозе и Муравье.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами.
Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет.
Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Задание. Найти в сказке фразеологизмы и подобрать к ним синонимы.
(сломя голову - быстро, рукой подать - близко, куры не клюют - много, спустя рукава - плохо)
Б) Пословицы «рассыпались»
Собрать «рассыпавшиеся» пословицы:
Тише едешь; а дома лучше; а телегу зимой; дальше будешь; в гостях хорошо; готовь сани летом.
5. Станция Орфографическая
А) Раскройте скобки.
(Не)ряшливо выполнить, (не)случайно произошло, (не)далеко находится, читал (не)громко, но выразительно, ехали (не)быстро, а медленно, говорил далеко (не)убедительно, сделал совсем (не)плохо.
Он (не, ни)куда не пошел. Сестре было (не, ни)когда. Щенка (не, ни) где не было видно. Ему (не, ни)откуда ждать писем.
Б) Исправьте ошибки.
Чуть чуть, не брежно, по гусиному, бок-о-бок, коекак, не от куда, в перед, от части, напере гонки, безумолку, вобмен, точ в точь, слово-в-слово, надвоих, где либо.
В) Напишите суффикс на конце наречий.
1. издавн… 4. влев… 7. изредк…
2. добел… 5. дополн… 8. дотемн…
3. снов… 6. накрепк… 9. сгоряч…
Г) Подчеркните лишнее слово.
1. хорош.., свеж.., ещ…
2. горяч.., певуч.., ошеломляющ…
3. уж.., навзнич.., наотмаш…
4. замуж.., сплош.., невтерпеж…
Д) Вставить -Н- либо -НН- .
1) Возбуждё…о, 2) испуга…о, 3) эмоциональ…о, 4) интерес…о, 5) обдума…о.
6. Станция Конечная
Пожелания гостям с использованием наречий
1. ________________ не болеть. (никогда)
2. ________________ выглядеть. (великолепно)
3. ________________улыбаться. (чаще)
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда)
5. Живите____________________________________ (счастливо)
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.