Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык


Назначение контрольной работы: Цель - оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи».

Структура контрольной работы: Контрольная работа состоит из диктанта (80 слов) и грамматического задания (2)

Содержание контрольной работы

Диктант

Объём диктанта состоит из 80 слов. Он проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами, применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку. Также проверяет сформированность умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в предложении с однородными членами.

Грамматические задания

Уровень сложности грамматических заданий не выходит за рамки программных требований, что позволяет выявить степень сформированности следующих знаний:

  • Умение работать со словосочетаниями.
  • Умение определять части речи.
  • Умение давать синтаксическую характеристику предложению.

Перечень требований, предметных умений, проверяемых в контрольной работе по русскому языку у учащихся 4 класса

Диктант

Фонетика

Различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах.

Состав слова

Правильно писать гласные и согласные в приставках.

Морфология

Определять изученные части речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)

Синтаксис

Находить грамматическую основу в простых предложениях

Орфография

Правильно писать слова с традиционными написаниями
Правильно писать проверяемые орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова.
Правильно писать предлоги и приставки.
Правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.
Правильно писать с двойными согласными.
Правильно употреблять разделительный ь.
Правильно писать безударные родовые окончания имен сущ. и прилагательных

Пунктуация

Правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак).
Правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

Грамматические задания

  1. Находить в предложения словосочетания.
  2. Определять части речи.
  3. Делать синтаксический разбор предложения.

Время выполнения контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится один урок - 40 минут.

Оценивание

Негрубые ошибки:

  • Исключение из правил
  • Повторение одной и той же буквы
  • Перенос слов
  • Единичный пропуск буквы на конце слова
  • 2 негрубые ошибки = 1 ошибка

Однотипные ошибки:

  • Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
  • При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за контрольный диктант

  • «5» - диктант написан без ошибок или при одной негрубой ошибке.
  • «4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные.
  • «3» - 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3», при этом отсутствуют пунктуационные ошибки.
  • «2» - более 5 орфографических ошибок.

Оценки за грамматические задания

  • «5» - всё верно
  • «4» - не менее 3/4 верно;
  • «3» - не менее ½ верно;
  • «2» - не выполнено больше половины задания.

Диктант

Осенняя прогулка

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах. Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки. В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Инна угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни. Радостные вернулись ребята с прогулки.

Грамматическое задание

1. Распределить слова на две группы. Дописать в каждую группу по своему примеру.

Тропинка, известный, скрепка, звёздный, пахучие, мягкий, листва, солнце, резкий.

2. Сделать синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания:

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну.