Цель: закрепить знание известных геометрических фигур, их свойств, развивать память и наблюдательность.
Задачи: закреплять умение моделировать из геометрических фигур. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги). Совершенствовать диалогическую речь. Формировать потребность в двигательной активности.
Материалы и оборудование: презентация на электронном носителе, мультимедиа, 2 магнитных доски с магнитами, ноутбук, проектор, аудиозапись, 2 плаката с изображением, состоящим из геометрических фигур, математический набор «геометрические фигуры» - 2 шт, сундучок, письмо, плакаты с заданиями «Что лишнее?», цветные карандаши на каждого ребенка, листы белой бумаги по количеству детей, «камешки» круглой и овальной формы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в необычное путешествие. Необычное потому, что страны, в которую мы отправимся, на карте нет. Что же это за страна? Это страна - Математика. И посетим мы сегодня очень интересный край - Геометрия. Что это за край, кто там живёт, что делают жители - всё это вы узнаете, ответив на вопросы и выполнив все задания, которые для вас подготовили жители этого необычного края. Готовы, начать путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Отлично! Тогда закрываем глаза и произносим волшебные слова:
Ножкой топнем, ручкой хлопнем,
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях!
На слайде проектора картинка сказочного леса. Дети открывают глаза.
Воспитатель: Итак, вот мы с вами уже в этом необычном краю. Посмотрите внимательно вокруг. Для нас где - то должно быть оставлено задание.
Дети смотрят вокруг и находят сундучок.
Воспитатель: Какой красивый сундучок! Да, наверное, в нём будет задание. (открывают сундучок) Ребята, здесь письмо: «Дорогие, ребята! Мы очень рады, что вы приехали к нам в гости. Чтобы узнать, кто мы, вам надо отгадать загадки и выполнить наши задания». И вот первая загадка:
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет, угольник,
И всё это - ….
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Конечно, молодцы!
(На экране, на картинке леса появляется сказочный житель страны: человечек Треугольник)
Смотрите, вот и первый житель этого края - треугольник. А мы читаем дальше. Слушайте.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад. А зовут меня…
Дети: Квадрат.
На слайде появляется следующий персонаж - человечек Четырехугольник
Воспитатель: Замечательно! Продолжаем.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим?
Или с чем - то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник,
Стал квадрат - …
Дети: Прямоугольник.
На слайде появляется человечек Прямоугольник.
Воспитатель: Великолепно! Слушаем дальше.
Прикатилось колесо
Ведь похожее оно
Как наглядная натура,
Лишь на круглую фигуру.
Догадайся, милый друг
Что же это…
Дети: Круг.
На экране появляется человечек Круг.
Воспитатель: Отлично. Идём дальше.
Если взял бы я окружность
С двух сторон немного сжал
Отгадайте, дети, дружно,
Получился бы..
Дети: Овал.
На экране появляется еще один житель - Человек Овал.
Воспитатель: Хорошо! И последняя загадка.
Треугольник подпилили
И фигуру получили.
Два тупых угла внутри,
И два острых - посмотри
Не квадрат, не треугольник,
Он похож на многоугольник.
Дети: Трапеция.
На экране появляется последняя фигура - человечек Трапеция.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки. Какие жители в этом краю?
Дети: это фигуры. Геометрические фигуры.
Воспитатель: Верно. В краю Геометрии живут разные фигуры. Посмотрите на экран и назовите ещё раз все эти фигуры.
Дети отвечают (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, трапеция)
Воспитатель: А какие фигуры вы ещё знаете?
Ответы детей. (Ромб, шестиугольник, цилиндр, конус…)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, жители этой страны предлагают нам продолжить путешествие. Закройте глаза и посчитайте до трёх.
В это время на экране меняется картинка - берег реки
Воспитатель: Куда нас переместили?
Ответы детей: (Берег реки, лужайка)
Воспитатель: Здорово! Мы с вами на берегу красивой реки. Жители этой страны приготовили для нас задания. Прежде чем приступить их выполнению, нам нужно разделиться на две команды и каждой команде встать в колонну друг за другом. Смотрите, ребята, я на доску для каждой команды прикрепляю плакат с символическим изображением, состоящим из геометрических фигур. Рядом стоит набор с геометрическими фигурами. Послушайте, какое задание вы должны выполнить: нужно по одному допрыгать к доске, посмотреть на изображение, выбрать любую подходящую геометрическую фигуру, положить на коврик и бегом вернуться в свою колонну. Следующий участник также допрыгивает до доски и выбирает следующую подходящую фигуру и конструирует изображение, как на образце. Побеждает та команда, которая первая выполнит задание. И ещё, ребята, обратите внимание, что кроме фигур в изображении используются дополнительные элементы. Не забудьте и про них. Готовы? 1, 2, 3 беги!
Дети выполняют задание - эстафету. После обсуждается правильность выполнения задания.
Воспитатель: Замечательно, ребята! Жители этого края дают нам ещё задание. Вот в чем оно заключается: нам нужно перебраться на другой берег реки. Но как же перебраться, если нет мостика, Ребята, посмотрите внимательно, в реке есть камешки. Одни по форме напоминают круг, другие овал. Задача первой команды перебраться на ту сторону наступая только на камни-круги, другой-на камни-овалы. Кто переберется на тот берег, садиться за стол. Ну что ж приступаем к выполнению задания.
Под веселую музыку дети по очереди преодолевают препятствие и садятся за столы. Где для них приготовлено еще одно задание.
Воспитатель: Отлично! Все вернулись, никто не намочил ноги. И вот следующее задание от жителей края Геометрии. Перед вами листочки с карандашами. Вы должны выполнить мою инструкцию. Слушайте внимательно и рисуйте.
- Синий квадрат нарисуйте в левом верхнем углу.
- Зелёный треугольник - в центре.
- Красный овал - в правом верхнем углу.
- Оранжевый прямоугольник - в правом нижнем углу.
- Жёлтый круг - в левом нижнем углу.
Дети выполняют задание, затем проверяют все вместе.
Воспитатель: Очень хорошо. Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Геометрические фигуры дают нам последнее на сегодня задание. Посмотрите на доску, какая фигура лишняя и почему?
На доске вывешиваются по очереди плакаты с заданиями на нахождение лишней фигуры в строке. Например, одна из геометрических фигур объемная, остальные плоские; круг, остальные фигуры с углами и т.д.
Воспитатель вызывает детей для объяснения решения задания или дети по желанию выходят самостоятельно к доске.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С последним заданием вы тоже справились. А теперь ответьте мне на вопрос: Кем являются жители этого удивительного края?
Ответы детей: Жители этого края - это геометрические фигуры.
Воспитатель: Конечно! Правильно! Ну что ж, на этом наше путешествие закончилось. Нам пора прощаться с жителями этой страны и отправляться домой.
Закрываем глаза и произносим волшебные слова:
Ножкой топнем, ручкой хлопнем,
Глаза закроем, скажем: «Ой!»
И отправимся домой!
Вот мы и дома.
Ребята, вам понравилось вам путешествие? В какой стране и в каком краю сегодня мы были? Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Какое задание было самым интересным?